Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Ученье — свет! Самые знаменитые учителя в истории

Автор:
Рубрика: Знаменитости

Доброго дня, мои дорогие! Сегодня важный школьный праздник – День учителя. Мы будем поздравлять наших любимых педагогов, дарить цветы и подарки, желать им терпения и обязательно благодарить за их нелёгкий труд.

 

В этот праздничный день захотелось мне рассказать, какие были в истории русской, советской и российской школы самые знаменитые учителя, кто из них прославился на весь мир, и кто сегодня является педагогическим примером современной России.

Педагоги по призванию

В России всегда были хорошие педагоги. Ещё начиная с древних времён. Так, в 16 веке жил священник Сильвестр, который вошёл в историю как выдающийся учитель, хотя на самом деле был далёк от педагогики, так как в то далёкое время и школ-то не было. Но однако была у священника большущая библиотека и известный миру и Великой истории ученик – Иван Грозный.

 

Именно ему Сильвестр передавал свои глубокие познания. Священник стал редактором свода правил, регулирующих при царе все сферы жизни – от семейных основ до религиозных взглядов. Устав этот диктовал, «как детям почитать отца да мать», «как сохранять порядок домашний» и «как человеку жить по средствам», и назывался он «Домострой». Потому-то Сильвестра педагоги современной России чтут как первого учителя этикета.

Михаила Ломоносова знают больше как учёного, и вряд ли кто в курсе, что его учебник «Российская грамматика» на протяжении целых 50-ти лет был лучшим для общеобразовательной школы.

 

Ломоносов инициировал открытие Московского университета, который сегодня носит его имя, и при высшем заведении открыл 2 гимназии для дворян и разночинцев. Был уверен, что способ обучения должен выбираться по возрасту и по силам. Так что его по праву можно включить в наш список педагогов, известных миру.

А вот основоположником российской научной педагогики считают Константина Ушинского, который в Петербурге преподавал русскую словесность. Именно он, автор «Журнала для воспитания», решил поставить воспитательный процесс во главу угла, считая, что учителя не должны циклиться на своих предметах, а обязаны ещё внимание уделять и воспитательному процессу.

 

Ушинский отвёл школе не последнюю роль в воспитании детей, считая, что учителя должны быть полноценными воспитателями наряду с родителями. В его копилке целые методики про повторение материала, полезность наглядных пособий, необходимость развития мышления и речи. Про Ушинского говорят:

«…так же как Пушкин — народный поэт, Ломоносов – народный учёный, Глинка – народный композитор и Суворов – народный полководец, Ушинский – наш народный педагог!»

Все мы читали произведения писателя Льва Толстого. А ведь он тоже плотно занимался проблемами образования и в 1859 году открыл свою школу для деток крестьян, где ребята осваивали 12 предметов. Сам же он учил математике, физике и истории.

 

В результате бедные крестьяне смогли получить элементарные знания о грамоте, счёте, истории, географии. Что интересно, в школе Толстого детей за прогулы не ругали, за двойки не наказывали и домашних заданий не задавали. Толстой считал, что образование должно приносить удовольствие.

Педагоги советского времени

Надежду Крупскую часто воспринимают как супругу Владимира Ульянова-Ленина, однако она принимала немалое участие в образовательном деле, будучи учителем вечерней школы для рабочих и обучая пролетариат письму и чтению.

 

Немало она занималась и детским образованием, считая, что труд и знания – это две неотделимые части, а школа должна обязательно «воспитывать нового человека». Крупская была первой, кто потребовала сделать школы светскими, а сам образовательный процесс — патриотическим.

Выдающийся отечественный педагог советского времени Антон Макаренко – автор целой педагогической системы с «теорией коллектива», которая не только вошла в историю педагогики России, но и изменила мировую педагогику.

 

Он создавал детские коллективы из беспризорников и учил их экономике и нравственности на основе труда, считая, что воспитывать ребёнка необходимо через его участие в коллективе из принципа «Все за одного, один за всех!» Макаренко хотел научить детей входить в коллектив, жить в нём и при этом не терять, а раскрывать свою индивидуальность.

Василий Сухомлинский «сердце отдавал детям». Именно так называлась одна из его работ, в которой он настоятельно прививал обществу принципы гуманизма и необходимость видеть в ребёнке высшую ценность. В его учительской системе преподавания важное место отведено радости учёбы и воспитанию красотой, что можно получить из творчества.

 

У Сухомлинского не было бездарных, он считал, что воспитанию подвластен каждый, а любой ученик – это в первую очередь личность! Он говорил: «суть учительской профессии – любовь к ребёнку, без неё педагог, что певец без голоса».

Знаете ли вы, что? У открывателя дороги в космос Константина Циолковского целых 40 лет педагогического стажа по алгебре, геометрии и физике, а поэт Булат Окуджава трудился сначала учителем русского языка и литературы.

Продолжая лучшие педагогические традиции

Учителя современной России в продолжение зародившихся традиций русской и советской педагогики продолжают покорять научные вершины, стараясь доказать всему миру, что российское образование тоже может быть достойным.

Валентин Кумарин стал продолжателем идей всемирно известного Макаренко, критикуя школьные шаблоны и догмы, разделяя учебный и воспитательный процессы между собой. Так, у Кумарина учёба – это дело классно-урочной системы, а воспитание – общая задача коллектива. У него настоящее воспитание связано не с красивыми рассказами о честности и мужестве, а с ежедневной привычкой жить с такими качествами и вести себя по этим правилам в коллективе, ибо иначе жить по-другому просто нельзя.

 

Верит в безграничность каждого ребёнка Шалва Амонашвили. Его учительские принципы – любить, понимать, уважать и восполняться оптимизмом. Его педагогика отрицает авторитарный подход и приказной тон, является гуманной и ориентирована на личность.

 

Учитель математики Виктор Шаталов – любитель экспериментов. Он стал автором целой системы эффективного обучения под названием «метод Шаталова», по которой учителя смогут обучать всех без исключения детей сложным предметам (математике, физике, химии и прочим) быстро, а главное – успешно, причём независимо от уровня подготовки ребёнка. Многими шаталовскими ноу-хау пользуются даже преподаватели ВУЗов при обучении сложным профессиям.

 

Подталкивает школу к экспериментам и Михаил Щетинин, академик Российской Академии наук. Он является основателем экспериментальной школы-комплекса, где обучение было построено на системе погружении в разновозрастных классах.

 

В школе предполагалось сокращение длительности уроков и отмена домашних заданий и оценок, уроки по основные предметам чередуются с творческими дисциплинами (музыкой, рисованием) и активными (физкультурой, трудом, хореографией). Его эксперименты взяты за основу в Краснодарском крае.

Вообще, знаменитых учителей нельзя пересчитать по пальцам, ведь их тысячи. Каждый из них внёс неповторимый вклад и посвятил жизнь, чтобы вырастить из пришедшего в первый класс малыша достойного гражданина своей страны. И дело их не стоит на месте, дело их продолжается, потому готовьте скорее тёплые слова в адрес учителей, будем поздравлять их с праздником!

 

С любовью, ваша ШколаЛа:)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 3
  • Larimar
    08.10.2018 | 12:11

    Какие выдающиеся люди!

    Честь и хвала им!

    По методу Шаталова я тож старалась преподавать...

  • Лиза
    29.10.2018 | 22:11

    Очень интересная статья, Евгения. Она освежила в моей памяти несколько имен...

  • Peonovti
    04.02.2024 | 16:01

    Как интересно читать про таких людей! Вспомнился мне Джон Китинг из «Общества мертвых поэтов», хоть он и вымышленный, но ведь вдохновляет не меньше реальных героев. А еще Мария Монтессори, которая создала целую систему обучения, до сих пор актуальную. Их подход к обучению детей, это просто вау.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]