Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Дети-калькуляторы! Или что такое ментальная арифметика?

Автор:
Рубрика: Развивашки

Добрый день, мои уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.

Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению! Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.

Откуда взялась ментальная методика?

 

Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.

Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.

 

Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.

У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.

 

Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.

Как считать ментально?

Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.

  • Первоначально детей учат производить операции вычитания и сложения путём перемещения косточек на абакусе пальцами обеих рук.
  • На последующих этапах обучения дети уже способны абакус представлять мысленно, а для решения задач им не нужно присутствие счётного инструмента, достаточно воображения. При этом круг задач расширяется от простых вычислений до умножения, деления и даже возведения в степень.

В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года! А стоит ли оно того?

  • Говорят, что при помощи такой мелкой моторики развивается левое полушарие, а одновременная работа двумя руками даёт толчок для правого. Таким образом, ребёнок равномерно тренирует оба полушария мозга.
  • Многие родители отмечают повышение успеваемости по всем предметам, включая даже обучение музыке.
  • Умение воспроизводить мысленно в картинку решения математического примера в виде абакуса развивает детское творческое мышление и тренирует память.
  • Преподающие менар учителя зачастую хвастаются, что их воспитанники, подобно Юлию Цезарю, могут делать несколько дел сразу: и в уме считать, и словами между собой перекидываться, и по сторонам головой вертеть. Всё это благодаря развитию разностороннего непроизвольного внимания.

Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо. Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!

Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.

Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или можно всё-таки найти отрицательные моменты?

Нужно ли учиться ментальной математике?

 

Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерю интереса к обучению вообще.

Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.

 

Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».

И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.

 

В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же – наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.

 

Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара. А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить. Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!

Ищем золотую середину

 

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.

  • Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку. Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
  • Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
  • Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы и ребусы, иностранные языки и кроссворды. Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.

Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки? Жду комментариев!

Ну а наша группа «ВКонтакте» ждет вас в числе своих подписчиков! Присоединяйтесь)

Не забудьте также подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 22
  • Ольга
    16.01.2017 | 21:58

    Был очень интересно узнать, о системе такого счёта. Только вот и я дети, гуманитарий от природы 8-)

    • Татьяна
      13.02.2018 | 02:41

      так тут ведь дело не в складе ума, а в желании) на самом деле, в том же Амакидсе обучают людей всех возрастов, хотя приоритет, конечно, за детками — им проще всего научиться. 8-)

  • Ольга
    18.01.2017 | 22:15

    На самом деле возможности мозга можно развивать и в зрелом, и в старческом возрасте. 12-ю годами возраст не ограничивается. Главное — желание, упорство и...подход:))

    Что касается этой методики... Преподаватель моего сына по скорочтению поедет ей обучаться и позже будет преподавать (при условии, если она освоит данную методику). Не знаю, нужно это моему ребенку или нет — думать об этом рано. Но если он захочет, можно будет попробовать. Хотя практической пользы от этого в жизни не вижу:)

    • Евгения
      19.01.2017 | 01:56

      Я пока тоже не сталкивалась лично с ментальной арифметикой. А вот о скорочтении знаю. Занималась им, правда давно это было) Отличная штука это скорочтение! Заставляет мозг работать только в путь!

      • Ольга
        19.01.2017 | 07:08

        Евгения, согласна. Порой даже на нормативные документы перестаешь смотреть скучающим видом))

        • Олеся
          04.04.2017 | 20:45

          Ольга, можно поинтересоваться по какой методике Вы занимались скрочтением? Мне тоже кажется,что СЧ больше в жизни нужно, чем МА.

  • Елена
    19.01.2017 | 15:02

    У нас в этом году тоже открыли школу ментальной арифметики. Я своему сыну предложила позаниматься, он категорически отказался. Мне кажется, интересная методика, но возможно, не для каждого ребёнка подходит.

    • Евгения
      19.01.2017 | 22:48

      Сейчас во многих городах такие школы открываются. Но я своих туда записывать не спешу. Даже не знаю почему. Они и так заняты сильно. А вообще я планирую их научить считать на наших советских счетах. Сама в детстве умела, меня мама научила. Очень интересно мне было. Осталось только счеты раздобыть где-то.

  • Рустам
    05.04.2017 | 02:59

    Вожу своих детей на МА. Очень доволен. Повезло с программой и педагогом, не буду рекламировать, а то забанят...

  • Ольга
    08.04.2017 | 14:06

    Я считаю, что тайны вокруг этой методики немного преувеличены) Так сказать, нагнали загадошности. На самом деле всё гораздо проще. Но вредного в этой методике точно ничего нет. Это зарядка для мозга и только. Как математика вообще. Ничего в этом плохого. Сейчас волна спроса спадёт и будут спокойно желающие заниматься.

    • Евгения
      09.04.2017 | 00:01

      Ну да, сейчас ментальная арифметика на волне, скоро будет спад интереса. Но появится что-то новенькое, интересно, что именно)

  • Дмитрий
    24.08.2017 | 22:30

    Здравствуйте!)

    Я уже не один год создаю особую систему рациональных вычислений, которой дал название «мобильная арифметика». В моей системе нет существенных различий между многочленами и числами. Правила одинаковы. В записи чисел используются нестандартные цифры. Эта система частично мною используется и на русских счётах. Достоинство системы — быстрые вычисления. Недостаток — не подходит для современных людей. Их мозг слабоват для неё. Не знаю, насколько моя система соотносится с тем, что было описано в данной статье. Возможно, что совсем не соотносится. Но информацию всё равно даю. Почти никто о моей мобильной нестандартной системе счёта не знает. А те, кто знают, почему-то считают, что она не нужна, поскольку есть компьютеры.

  • Лиза
    28.09.2017 | 11:04

    :p Рады сильно, за нашего сынульку! В общем приходит он из школы, и рассказывает такую историю, что у них в параллельном классе учится девочка, которая считает быстрее калькулятора. Потом сказал, что она ходит в Амакидс. Мы в интернете нашли сайт и записались. Он ходит уже 2 неделю и ему нравится.

    • Анастасия
      29.01.2018 | 23:09

      А мы ходим в школу арифметики Смартум! вот записались на днях! пока было 2 занятия. сын доволен!!!!

  • Настя
    13.02.2018 | 23:51

    А мы вот скорочтением занимались всей семьей,повезло с учебным заведением... И второкласснику помогли(скорость чтения увеличилась с 23 до 43слов в минуту). А уж когда моя скорость в 30 лет возросла в 2 раза- я была просто в шоке. И Про полушария не забыли...

  • Настя
    14.02.2018 | 12:14

    Мы занимались в Милете.(Москва)

  • Лариса
    22.02.2018 | 03:02

    Скорочтение очень полезно)) только в Смартуме чуток подругому называется — Либерика! И я, и дочка ходим 8-)

  • Ефим
    22.02.2018 | 07:21

    Обидно, когда пишут не компетентные в вопросе люди, родители читают и доверяют написанному, делают не правильные выводы.

    • Евгения
      22.02.2018 | 08:52

      Здравствуйте, Ефим. Спасибо за комментарий. Но не понятно, что именно из написанного вас возмутило. Может поясните?

  • Веонмхэ
    17.01.2024 | 03:44

    Ну вот, читаю про ментальную арифметику и вспоминаю как мой старший сам начал считать в уме еще до школы. В статье много полезного, думаю младшему тоже стоит попробовать, может и у него получится хорошо. Главное чтоб интерес не потерял, а то знаю, как это бывает)

  • Ионас
    27.01.2024 | 08:53

    Классная статья про ментальную арифметику, интересно было узнать как это работает! Может быть добавить бы еще советы по выбору курсов или школ для детей, чтоб понимать, на что обращать внимание и какие методики лучше. И еще бы хотелось чуть больше примеров упражнений, которые можно попробовать дома.

  • Мобиюсх
    09.02.2024 | 10:25

    Слышал про ментальную арифметику, решил попробовать с дочкой. Сначала скептически отнеслась, но потом как втянулась! Считает в уме быстрей меня, правда иногда перепутает, но это ж тренировка. Играем в магазин, она кассир, я покупатель — супер упражнение получается.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]