Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Наблюдательность! Зачем она нужна и как ее развивать?

Автор:
Рубрика: Развивашки

Дорогие мамы и папы, здравствуйте! Стала для себя перечислять, что должны знать и уметь наши детки. Оказалось ну ооочень много. Начиная образовательный процесс сразу же с пелёнок, мы упорно продолжаем трудиться над ним на протяжении всей жизни ребёнка, чему-нибудь поучая, даже когда он становится полностью самостоятельным и абсолютно взрослым.

Если раньше обучение навыкам ложилось в основном на плечи учителей, как специалистов в педагогике, то теперь все больше в эти процессы вовлекаются родители, активно скользя по страничкам интернета и добывая информацию. Всплывает всем известное «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»  Дак вот уже давно «как-нибудь» не хочется, согласитесь. Поэтому в очередной раз вместе с вами хочу учиться чему-нибудь правильно, исследуя в новой теме формирование умения наблюдать у младших школьников. Итак, что же про это пишут?

А нужно ли вообще уметь наблюдать?

мальчик-через-лупу-наблюдает-за-бабочкой

Наблюдательный процесс у нас сразу ассоциируется с природой. Именно с подглядывания за жизнью пташек и букашек начинается обучение детей:

  • умению видеть красоту природного мира;
  • собирать информацию об окружающей действительности;
  • анализировать;
  • делать выводы.

Впоследствии умение наблюдать служит хорошим помощником в освоении других, отличных от природоведения, дисциплин. Умеющий видеть в большом массиве информации только необходимое, ребёнок быстро и безошибочно концентрируется на имеющих значение элементах, фильтруя и откидывая всё лишнее.

Так, необходимые для развития самостоятельности и инициативности школьника умения проводить исследовательскую работу и выполнять проектные задания напрямую связаны с навыками видеть и замечать необычное, выдвигать гипотезы и апеллировать доказательствами. А где можно взять нужный материал? Конечно, из собственных, да пусть даже и чужих, наблюдений!

дети-рассматривают-глобус

Поэтому наблюдение – очень даже важный мыслительный процесс, от которого зависит развитие любознательности у ребёнка.  Только такой, всем интересующийся человечек, может стать жизненно активным жителем нашей планеты, которому по плечу любые цели и задачи.

На заметку! Наблюдательность служит источником инновационных разработок. Так, увиденная человеком способность лягушек прыгать легла в основу изобретения пружины. Полёт птицы привёл к летательным экспериментам Икара. Длинная шея жирафа дала наводящую мысль для создания подъёмного крана. Оглянитесь вокруг:  только наблюдательные люди могли привнести в человеческую жизнь способности, присущие природе. А вдруг ваш малыш – будущий конструктор или ученый?

Зорко наблюдать и сводить в мысль

Один из самых доступных и эффективных способов получения знаний младшими школьниками об окружающем мире действительно достоин того, чтобы уделять ему и учебное, и свободное время. Как это можно сделать?

Уроки-экскурсии

школьники-на-экскурсии-в-музее

Уроки-экскурсии являются важным элементом развития наблюдательности. Причем педагогом-экскурсоводом выступить смогут как школьные учителя, так и любимые родители. Да и тем для экскурсий множество: поищите в городских справочниках музеи и библиотеки, где организованы выставки, или выберете познавательную прогулку на свежем воздухе. Будет ли культурная программа посвящена архитектуре города или предметом знакомства станут растения в ботаническом саду – не играет принципиальной роли.

В любом случае, ребёнок в процессе изучения объектов должен останавливать свой взгляд на чём-то имеющем важность и запоминать детали. Так что старайтесь заострять его внимание на моментах, чтобы впоследствии он смог рассказать, что ему больше всего понравилось, вспомнить какие-то факты и события, ответить на ваши вопросы. При проведении наблюдения на месте педагоги советуют детям давать задания по поиску чего-либо, усложняя мыслительную деятельность и развивая способность выделять из общего частное.

Фиксация полученных знаний

ребенок-рисует-фломастерами

Хорошим приёмом для развития умения наблюдать является фиксация полученных знаний в виде дневников погоды, а также выполнение зарисовок. При рисовании по памяти школьники воспроизводят ранее увиденные объекты, напрягая зрительную память. Для художественного творчества с натуры детям требуется вглядываться в детали, обращаясь к объекту вновь и вновь, примечать подробности.

Даже если ваш ребёнок плохо рисует, не стоит отказываться от таких тренировок наблюдательных навыков, ведь абсолютно не имеет значения, получится ли яблоко на тарелке глянцево привлекательным, а важно, что это будет именно яблоко, а не груша. А помните, как в школьных тетрадках мы рисовали солнышки, тучки и каждый день проставляли температуру, заглядывая по утрам на оконный градусник?

Повторение звуков и движений

дети-танцуют

Ещё один из приёмов для развития внимательности и наблюдательности. Имитация услышанного и повторение увиденного требует от детей навыков улавливать тонкости, вслушиваясь и всматриваясь. А что это, как не тренинги для умения наблюдать?

Внимание к деталям и концентрация

найди-отличия

Находить детали и концентрировать внимание учит поиск различий в почти одинаковых рисунках, а также распознавание объектов по точечным контурам. Сегодня существует много детских раскрасок, которые помимо возможности применять карандаши по назначению, дают в виде бонуса задание найти отличия или отыскать и обвести контуры спрятанного среди множества пунктиров героя мультфильма или животного. Устройте соревнование: кто больше или кто быстрее, проведите свободный вечер плодотворно.

Вот, что я сегодня нашла про наблюдательность. Для себя сделала вывод, что развивать умение наших детей видеть и слышать можно, конечно, поручить школьным педагогам, на твёрдую четвёрку они справятся. А вот для формирования на отличном уровне этого интересного и познавательного умения, впрочем, как и для любого другого, потребуется участие родителей. Поэтому желаю вам интересных и наблюдательных экскурсий.

А еще предлагаю вам папы и мамы проверить свою наблюдательность) На каком она уровне? Пройдите тест. Он на видео.

Друзья жду ваших комментариев и буду очень благодарна, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

До новых встреч.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Комментариев к статье: 6
  • Любовь
    30.06.2016 | 15:22

    Вспоминаю нашего классного руководителя в школе который нам часто организовывал разные экскурсии и поездки. Так было все интересно, многие события школьной жизни помнятся до сих пор.

    • Евгения
      30.06.2016 | 15:55

      Здравствуйте, Любовь) Повезло вам с учителем. От классного руководителя вообще многое зависит.

  • Нина
    01.07.2016 | 01:01

    Да, сейчас родителей вовлекают все больше и больше, верно подмечено. Я бы даже сказала, внимание, память и т.д. это все родители вкладывают в деток.

    • Евгения
      01.07.2016 | 19:08

      Я думаю, что это не так уж плохо. Даже хорошо! Сама жизнь и школа в том числе заставляют родителей быть ближе к детям и заниматься их развитием и образованием. Главное, чтобы у родителей желание было.

  • Таня
    07.07.2016 | 17:02

    Да, Евгения! Действительно сейчас столько свалилось на плечи родителям. Когда мы учились – мама особо не вникала в книжки-учебники или какие-то дополнительные занятия. Сейчас смотрю на окружающих родителей школьников и меня это шокирует... Очень хочется воспитать и развить дочку так, чтобы к школе она сама могла успешно обучаться :)

    • Евгения
      07.07.2016 | 23:20

      Да, Танюша, было бы здорово! Но в первом классе все равно без помощи родителей никак, нагрузка капитальная. И каждый год что-нибудь новенькое, особо развивающее и поражающее воображение появляется)

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: