Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Инициатива не наказуема или как развить детскую самостоятельность

Автор:
Рубрика: Развивашки

Здравствуйте, дорогие читатели! Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас такая семейная проблема как развитие детской самостоятельности, и достаточно ли ваш ребёнок инициативен в бытовых ситуациях и учебной деятельности? Эти понятия в последнее время стали объектом повышенного внимания педагогов при подготовке к школьной жизни уже в детских садах. От воспитателей действующие стандарты обучения требуют выпуска детей, готовых принимать решения в ситуациях, предполагающих выбор. Развитие детской инициативы и самостоятельности продолжается при обучении в школе.

Однако подготовка к самостоятельной жизни, передача опыта и выработка волевых качеств не может быть задачей исключительно для педагогов. Потрудиться придётся и нам, родителям. Только вот что именно мы можем сделать для этого, куда пойти: прямо, направо или налево – давайте обсудим.

Что для детей в радость, то для родителей обуза? Сворачиваем с неправильного пути!

мальчик-с-молотком

Дети понятие «самостоятельность» ассоциируют, прежде всего, со словом «сам», когда делают они всё без помощи взрослых, никто ими не командует и не подсказывает. Для них это «как захотел, так и сделал», и с этим не поспоришь. Именно свобода от внешнего влияния и принуждения, деятельность без привлечения посторонней помощи дают проявить внутреннее «я» ребёнка. Поэтому развитие такой черты – это прямая наша родительская обязанность, ключик к детскому успеху.

К сожалению, не все мамы и папы готовы поддерживать желание своих детей делать всё без взрослых. Не предоставлять свободу действий – выбор тех, кто не готов тратить своё время, ожидая результатов, а опережает действия детей и считает, что лучше выполнить самому, чем исправлять. Такая гиперопека делает в результате «своё тёмное дело» — ребёнок не готов думать над решением проблемы и на каждый шаг ждёт помощи от взрослых.

Совершено не подходит для воспитания самостоятельных и инициативных и действие по принципу «мал ещё», когда мнение ребёнка в семье не учитывается.  Отсутствие права голоса приводит к тому, что дети действуют по чужому сценарию и в результате не несут ответственность за чужие мысли и поступки, одновременно закладывая чувство безнаказанности.

Ищем золотую середину и идём прямо!

мама-разговаривает-с-сыном

Быть союзником и другом, поддерживая детские идеи, какими бы сумасшедшими они вам не казались, — это наиболее подходящий вариант. Вот что советуют педагоги:

  • Не вмешиваться без надобности. Если вас не зовут на помощь, а молча и кропотливо пыхтят над заданием, не стоит стоять за спиной и контролировать процесс. Будет совсем туго — вас обязательно призовут на помощь, не переживайте.
  • Помощь оказывать не единолично, а по принципу «Давай попробуем вместе».
  • Избегать критических и грубых комплиментов. «Не так!», «Не видишь, как надо!», «Руки не из того места!» — все эти эпитеты оставьте за порогом дома, они вряд ли настроят на плодотворную работу, а вот потерять интерес к выполняемому заданию помогут.
  • Не подавлять инициативу и не высмеивать детские идеи. У ребёнка свой незамыленный взгляд на простые вещи, которые в нашей жизни стали обыденными. Любую на первый взгляд сумасбродную мысль можно модифицировать и направить в нужное русло, причём результаты от её реализации могут быть самыми неожиданными.у-мальчика-появилась-идея
  • Выслушивать и прислушиваться к детскому мнению. Не стоит навязывать свою позицию в авторитарном режиме. Откуда возьмётся инициатива, если заведомо ваш ребёнок будет знать, что его слова не услышат, а действия будут пресечены? Спрашивайте своего школьника, что он думает и почему он так считает.
  • Учить детей отстаивать свою точку зрения. В любом случае и независимо от возраста оппонента, особенно если он на 99,9% знает, что прав. Взрослые тоже могут ошибаться, нужно уметь признавать ошибки, пусть на них указывает и маленькое существо в разы младше вас. Согласие в своей неправоте основного примера для подражания – родителей – придаст уверенности ребёнку в его действиях и преумножит инициативность.

Что предлагает школа, и как ей помочь?

мальчик-думает-что-нарисовать

В отличие от бытовых ситуаций, где правила и рамки воспитания инициативности и самостоятельности устанавливаем мы, родители, современные требования к учебным заведениям в вопросах развития школьников заложены Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами). Направлены они на поддержку свободы действий в любых направлениях в процессе обучения в школе. Образовательный процесс и внеурочные занятия дают детям широкие возможности формирования личностных качеств.

Инициативный ученик отличается содержательностью своих интересов, и поддержка школы при участии детей в разных видах деятельности является приоритетом социального развития. Активный школьник может:

  • организовать процесс и предложить интересное занятие другим детям;
  • свободно общаться и включаться в разговоры на различные тематики;
  • найти для себя занятие по душе.

Сегодня учебные заведения в качестве одного из способов единоличного творческого развития детей предлагают исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности учеников наиболее полно и применить их интересы разносторонне. Проектная деятельность строится не только на изучении материалов внутри школы, но и выходит далеко за её рамки.

мальчик-и-девочка-проводят-опыты

Вы наверняка уже сталкивались с домашними заданиями по исследованию каких-либо явлений, природных или социальных, которые предполагают как теоретическое, так и практическое изучение. Причём проектную тему дети выбирают самостоятельно, что и закладывает шаги к пути самореализации и познавательной самостоятельности. Кстати, если вы еще не сталкивались с проектами и не знаете, что это вообще такое, то загляните сюда.

Вот здесь-то и важно правильное поведение нас, родителей, которое не должно сводиться к пассивному наблюдению из-за угла. Смотивируйте своего школьника участием в конкурсе, покажите работы других детей, заинтригуйте результатами и практическими опытами. Зачастую диву даёшься, какие исследовательские проекты семьи представляют на конкурсы: от опытов с кока-колой до выращивания цветов и размножения муравьёв. А смог бы ребёнок сделать это без помощи родителей? Конечно же, нет. Без должной поддержки замечательная идея ребёнка осталась бы на уровне фантазии.

Обязательно посмотрите видео, оно является великолепным дополнением к теме статьи. И лично для себя я нашла в нем пару дельных советов.

В заключении хочется пожелать вам, мамы и папы, терпения и выдержанности, ведь именно эти качества помогают нам растить из наших детей гениев. Делитесь своим опытом и рассказывайте, как вам удаётся тренировать самостоятельность и приумножать инициативность ваших школьников.

Удачи и воспитательных успехов!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Комментариев к статье: 4
  • Наталья
    29.06.2016 | 23:18

    Люблю, когда мои внуки проявляют самостоятельность. Правда, если последствия этой самостоятельности, не плачевны.

    А если серьёзно, то родители часто ограничивают самостоятельность своих детей. Практически, во всех сферах жизни. Оберегают своё чадо, решают за него все проблемы, делают сами (не вместе, а именно сами) поделки для школы. Почему так происходит? Самому сделать быстрее и проще. И страхи. «Вдруг порежется, вдруг напортачит!»

    А потом удивляются, что дети не приспособлены к жизни.

    • Евгения
      30.06.2016 | 15:58

      Родителям нужно позволить детям быть самостоятельными. Это трудно, по себе знаю. Нужно учиться этому.

  • Татьяна
    13.07.2016 | 17:19

    Евгения, это так важно уметь дать ребенку быть самостоятельным, научить его быть самостоятельным, не пытаться все сделать за него — это и есть мудрость воспитания!

    • Евгения
      15.07.2016 | 16:39

      Это важно, но это бывает очень трудно. От родителей многое здесь зависит.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: