Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Развиваем логическое мышление. Полезные задания и упражнения

Автор:
Рубрика: Развивашки

Приветствую всех родителей на блоге «ШколаЛа»! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться  к школе и учиться легко, преодолевая трудности вместе.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние учебные программы – просто кладезь логических умозаключений. Освоение перлов ведущих педагогов страны требует от школьников не просто читать и запоминать материал, но ещё и при этом мыслить логически, самостоятельно приходя к результату. Потому-то развитие логического мышления становится актуальным вопросом при подготовке ребёнка к школе. Чем мы сегодня с вами и займёмся.

Что такое логическое мышление и зачем оно нам?

дети-думают

Чтобы понимать, чему мы с вами должны научить дошкольников, прежде чем их отправить в далёкий путь получения знаний, давайте разберёмся, что есть логическое мышление. Делим его на две основные составляющие:

  • логика – в переводе с греческого значит «мысль» или «рассуждение», из практики следует, что нужна она для поиска истины посредством выстроенной схемы, ведущей к конечному результату; в основе этого пути к конечной точке – знания, именно они позволяют нашим умозаключениям из множества найти нужные цепочки и их соединить,
  • мышление – деятельность мозговая, работающая на подсознательном уровне, отвечающая за обработку информации, помогает нам устанавливать связь между чем-либо.

Теперь объединяем вышесказанное и получаем процесс логического мышления:

  • мыслим с использованием полученных ранее знаний,
  • обрабатываем мысли в умозаключения,
  • выводим цепочку по порядку,
  • делаем вывод только на чётких доказательствах и фактах, без фантазий и предположений,
  • приходим к финишу, получая истину.

То есть, нам с вами нужно дошколят научить работать головой и привить им умение нестандартно думать.

маленький-эйнштейн

Зачем нам логика, если можно как в советские времена «по шаблону»? Для школьников это в первую очередь подмога при решении школьных заданий. Особенно много логики понапёхано в математику, и на уроках приходится задачки решать более изощренными приёмами, чем мы с вами делали это в свои далёкие школьные годы.

Но это как раз тот пласт для будущей самостоятельной жизни, который научит ребёнка отделять «зёрна от плевел», находить общее и видеть разницу, доказывать и обоснованно опровергать, ставить цели, делать выводы и искать решения.

Готовимся учиться, играя

Увы, но способность мыслить логически – вещь не врождённая. Её придётся оттачивать. И как обычно, делать это лучше, тренируясь в играх. Начинать упражнения можно уже с двух лет, не дожидаясь, когда до школы остался один летний месяц, а логика так и не подружилась с мозгом ребёнка.

мама-и-девочка-играют

Для самых маленьких наипростейшие причинно-следственные связи сводятся к узнаванию издаваемых животными звуков, игр-угадаек по свойствам предметов, задания на сбор по цвету, форме и размеру.

Но мы-то с вами уже без пяти минут ученики, потому для детей от пяти и старше упражнения уже посложнее, пологичнее.

Логическое мышление дошкольников до 7 лет основано на наглядных образах, в его основе лежит визуализация. Что им подойдёт?

Книги

Вот уже действительно: миллионы раз доказано – лучшие друзья.

дети-читают-книги

Читать с детьми нужно как минимум в день по 10 листочков, разукрашенных яркими иллюстрациями, позволяющими ребёнку сопоставить услышанное и на картинке увиденное. И не просто читать, а анализировать и рассуждать. Очень популярны стали книжки с головоломками

«Кто (ну или что) здесь лишний?»

Всем знакомая игра. Достаточно обзавестись набором ярких картинок и изобретать свои домашние задания, в которых появятся лишние по цвету, лишние по форме, лишние по назначению.

Вот, например:

картинки-с-деревьями

«По порядку»

Такой игровой приём научит вашего дошкольника выстраивать логическую цепочку. Можно попробовать вырастить свой цветок от семечка до раскрывшегося бутона. Подготовьте карточки похожие на:

«семечко»,

«посадили в землю семечко»,

«поливают посаженное семечко»,

«из земли вырос росточек»,

«росточек вытянулся и появись листочки»,

«у цветочка наметился бутон»,

«бутон раскрылся».

Теперь всё перемешиваем и включаем логику.  Ну, кому интереснее суп варить по этапам, можно и обед приготовить. А мальчишки могут и машину в путь отправить. В общем, бытовых ситуаций – пруд пруди.

Загадки

загадка-про-озеро

Кладезь логики. Здесь придётся обобщить услышанное, выделить нужное, сопоставить с подходящим и докопаться до истины. Чем не тренировка? Вот, например, по какому животному могут ходить люди и ездить машины? А вот ещё интересная в стихах:

«Заяц, сидя под сосной,

Огласил, что он портной.

тренинг-зарядка-для-ума-баннер

И портняжке спустя час

Медвежонок дал заказ.

— Будет твой заказ готов

До январских холодов.

Заяц порет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

Вот беда: пришёл медведь,

А штаны нельзя надеть!

Почему?

(Медвежонок-то вырос в целого медведя!)

Игры в слова

К дошкольному возрасту пора пополнять словарный запас. Хорошая тренировка для логики – поиск антонимов и синонимов.

Для тех, кому за…

Состоявшийся школьник уже способен мыслить словесно-логически и абстрактно. Для таких деток вдобавок к предыдущим заданиям можно включить и упражнения посложнее.

«Что лишнее?»

Для начальной школы – это вам уже не то, что для детсада! Вот здесь к примеру придётся обмозговать, ведь всё это транспортные средства, но!

картинки-с-транспортом

Велосипед бензином не заправляют, чтобы ехать!

«По порядку»

Вот надо карточки правильно расставить:

картинки-со-снеговиками

Игры в слова

Они тоже взрослеют. Если такое задание для дошкольников сложновато, то для младших начальных классов должно быть «по зубам». Впишите вместо точек:

логическое-задание

Чтение

Уже можно отложить красочные книжки и взять вещи посерьёзнее, из школьной литературы. Тут не придётся вместе с ребёнком перелистывать страницы, так как чтением он уже владеет, но необходимо взять за правило обсуждать прочитанное, особенно поступки героев и их последствия.

«Эрудит»

Игра из нашего детства, когда нужно было, кто больше, составить от букв предложенного слова другие слова по схеме кроссворда. Она, кстати, есть в он-лайне, можно «порезаться» друг с дружкой либо с компьютером.

Математические бусы

Это часто встречающаяся в учебниках математики задачка, когда пример нарисован в виде бус из цифр и математических знаков, некоторые из них пропущены, нужно вставить необходимые. Такие задания хорошо тренируют у школьников и математический счёт, и логику. Вот вам, где знаки пропущены:

математические-бусы

Для всех сразу

Применимо ко всем возрастам станет привычка на каждом шагу как бы между прочим спрашивать: «Что нужно сделать, чтобы…».  Будьте любопытными, родители, почаще интересуйтесь, у детей в голове столько вариантов решений сложных ситуаций, вам и не снилось!

И уже доставайте скорее шашки, шахматы, домино и заброшенные в угол головоломки кубик Рубика и «Пятнашки», возьмите в помощники пазлы и запаситесь ребусами. Эти логические тренажёры научат вашего ребёнка просчитывать на несколько ходов вперёд, анализировать и одерживать победу благодаря умению мыслить логически.

А ещё, наверное, у каждого в доме есть спички. Спокойно! Поджигать и логически анализировать последствия своего поступка не будем! Лучше попробуйте-ка составьте из 7-ми спичек три одинаковых треугольника либо два одинаковых квадрата. А вот вам ещё:

загадка-со-спичками

 

Догадались, что вместо знака вопроса? Та, что из четырёх спичек состоит (№2), ведь каждая последующая фигура в заданном ряду на спичку больше!

Когда всё на месте

Глубоко вздохнуть и поставить себе пятёрку за отличную работу можно, когда:

  • ваш ученик самостоятельно выстраивает выводы на основе анализа внутренних свойств предметов, а не только по их внешним качествам,
  • он легко щёлкает задачки по возрасту в уме, когда наглядного материала перед глазами нет, либо почти нет,
  • будущий школьник без труда рассуждает на заданные темы, при этом выстраивает логические цепочки через обобщение, распределение и умозаключение,
  • всё вышеперечисленное он делает с должной быстротой (ищет решение за отведённый промежуток), глубиной (ползёт в самую суть и видит связь между частями) и гибкостью (может переключаться на варианты решений при изменении условий).

Ну как, у вас получилось? Садитесь, пять!

у-ребенка-идея

Хотя, нет, не садитесь пока) Сначала присоединитесь к нашей группе «ВКонтакте», там в ленте частенько мелькают разные интересные задания на логическое мышление.

Ваша «ШколаЛа»

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.