Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Упражнения на развитие речевого дыхания

Автор:
Рубрика: Развивашки

тренинг-зарядка-для-ума-баннер

Дорогие мои читатели, рада видеть вас снова! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе. Сегодня тема нашего разговора – развитие речевого дыхания. Вообще, упражнениям на правильную постановку речи мы с вами уделяем немало времени, и это неудивительно. Ведь от того, насколько будущий первоклассник будет внятно и грамотно говорить, как сильно и красиво будет звучать его речь, во многом зависит, насколько он будет успешен в школе.

Чем отличается речевое дыхание от физиологического?

Если вы считаете, что речевое дыхание – это то же самое, что и обычное физиологическое, то вы ошибаетесь.

Как мы дышим с первых дней нашей жизни? Непроизвольно! Физиологическое дыхание нужно нам для газообмена и поступления в организм так жизненно необходимого нам кислорода. Вдыхаем и выдыхаем через нос с некоторым промежутком – паузой, при этом обычные неконтролируемые нами вдохи-выдохи по продолжительности равны.

Как же тогда устроено речевое дыхание и как зависит от дыхательного процесса речь? Всё просто.

схема-речевого-дыхания

Речь – это выплывающие вместе с воздушным потоком из нас звуки. При этом при разговоре воздух выходит из лёгких не только через нос, как мы привыкли, а ещё и через гортань, ротовую полость и глотку.

Кроме того, вдох и выдох при речевом дыхании совсем не равны между собой, как это может показаться на первый взгляд. Выдох, на котором мы произносим звуки, гораздо длиннее. Если сравнить, то соотношение длительности вдоха-выдоха, то при обычном дыхании, как вы уже поняли, 1:1, а вот при речевом — 1:20. Чувствуете разницу?

Что мешает речевому дыханию и зачем его развивать?

Речевое дыхание детей отличается от аналогичного у взрослых, так как детская дыхательная мускулатура развита ещё слабо, да и объем лёгких маловат. Многие дошкольники, вплоть до подготовительной группы детсада, пользуются верхним грудным, когда их вдох сопровождается поднятием плеч. Замечали, бывая на утренниках?

девочка-на-утреннике

Когда именно так, ключично-грудным способом, дышит человек, у него активно занята лишь верхняя часть лёгких, а главная дыхательная мышца, называемая диафрагмой, «филонит», не давая звуку опоры. При диафрагмальных вдохах-выдохах, которыми замечательно владеет большинство взрослых, поступление и выход воздуха происходит под сокращением диафрагмы. Вот такое дыхание и является залогом успешной постановки голоса.

Из-за различий в дыханиях, физиологическом и речевом, ключично-грудном и диафрагмальном, начинаются трудности, так как для неразрывной речи обычного физиологического зачастую нам не хватает. Ребёнку не хватает воздуха, чтобы окончить фразу, перед каждым словом он набирает полные лёгкие, чтобы успеть справиться и закончить то, что он хочет сказать, захлёбываясь собственной речью.

Дети нередко говорят непосредственно на вдохе либо, наоборот, на остаточном выдохе. И в результате мы имеем скачущую громкость, от шёпота до крика,  неплавную речь, в которой даже и «не пахнет» мелодичностью,  и полное отсутствие выразительности с полусъеденными словами.

Всё это говорит  об отсутствии контроля речевого дыхания, нерациональном расходовании воздушной массы, а ведь речь требует постоянных дыхательных запасов и регулярного их пополнения.

Потому-то уже в старшей группе детского сада логопеды начинают активно заниматься с детьми и исправлять нарушения речи, чтобы придя в 1 класс, школьник с правильно поставленным речевым дыханием мог изменять громкость своей речи, говорить плавно и с выражением, делая короткие глубокие вдохи и рационально распределяя воздух на выдохе вместе с произносимыми им звукосочетаниями.

занятие-с-логопедом

Для развития речевого дыхания логопедами на занятиях в старшей и подготовительной группах детсада используется много игр, которые не только приучают правильно дышать, но и улучшают осанку детей, укрепляют мышцы брюшного пресса, способствуют работе кровеносной и нервной систем. И все они, в первую очередь, направлены на развитие диафрагмы.

Как научиться дышать?

Обучение речевому дыханию направлено на формирование правильного выдоха. И начинают это с приучения дышать диафрагмой, чтобы натренировать брюшные и диафрагмальные мышцы и овладеть умением регулировать вдох-выдох, создавая опору звукам.

И не забудьте! Занятия на развитие речевого дыхания делаются в полуголодном состоянии, так как делать упражнения на «речевой пресс» с наполненным до отвала животом некомфортно.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

Начинаем учиться дышать правильно – «животом» (хотя так говорить и ошибочно, ведь лёгких в животе нет, но именно мышцы живота при этом напрягаются), и доводим это умение до автоматизма.

  • Положите ладонь ребёнку на солнечное сплетение, в самый центр правильного дыхания, и попросите его в лежачем состоянии, на спине, дышать только животом, чтобы грудь его не поднималась, сделав 5 вдохов с задержкой дыхания на несколько секунд и звуками «сссс» на медленном выдохе. Аналогично дышим стоя, только задача усложняется: перед лицом нужно поставить свечку, а выдыхать настолько аккуратно медленно, чтобы пламя свечи не шелохнулось. мальчик-смотрит-на-свечуПереживаете за свечу? Возьмите кусочек бумаги, но он будет потяжелее. Контролируем: диафрагма на месте, живот тоже, ничего никуда не втягивается.
  • Попробуем стать собачкой и вспомнить, как она дышит, когда ей жарко. Не стесняемся, открываем рот, высовываем язык и быстро-быстро дышим, хватая воздух. Всё это стоя, с прямой спиной и опущенными плечами.
  • Почувствовать, как напрягаются брюшные мышцы, поможет интенсивный сильный выдох. Опять-таки поможет пламя свечи, ну или на крайний случай бумажная ленточка. Со свечой просто нагляднее и интереснее для детей. В этом упражнении вдыхаем глубоко носом, задерживаемся на секундочку, концентрируемся и что есть силы с истошным воплем дзюдоиста типа «хааа!» выдыхаем на пламя, чтобы свечка погасла. Погасите раз 5 свечку, этого на день достаточно.

Игры на формирование выдоха.

Когда мы научились без раздумий дышать только животом, накачав брюшную мышцу и наполняя лёгкие воздухом «до отвала», можно приступать контролировать расход воздуха, обеспечивая опору звукам при помощи долгого выдоха.

  • Греем «замёрзшие» руки, делая глубокий вдох носом, направляя поток воздуха в живот, а потом «греемся», выдыхая медленно и дыша ровно. Дышим, пока не отогреемся, раз 5-7.
  • Запускаем кораблики. Создайте бумажную флотилию и устройте соревнования в ванной, чьи корабли быстрее доберутся от одного «берега» до другого. дети-пускают-корабликиА в качестве направляющего ветра будет выступать ваше дыхание.
  • Поработаем насосом, для чего стоя прямо с руками на поясе, делаем вдох, а потом «накачиваем» лопнувшее колесо – наклоняемся вперёд и выдыхаем греющее душу автомобилиста «сссс». Выпрямляемся – вдох, наклоняемся – выдох. Думаю, раз за 10 колесо мы накачаем!

Упражнения на звуки.

Когда в старшей группе ребёнок осваивает все основные приёмы правильного дыхания и длинного выдоха, в подготовительной группе логопеды включают упражнения на развитие непосредственно речевого дыхания. Ведь всё, ему учили до этого, было подготовкой.

  • Произносим сочетания на выдохе, предварительно набрав полные лёгкие воздуха. Для тренировки можно взять любые типа «ба, баа, бабаба, бабабаба…».
  • Считаем, как от одного до…., увеличивая каждый раз количество цифр, так и в обратном порядке.
  • Перечисляем на долгом выдохе дни недели, названия месяцев, овощи-фрукты.
  • Читаем считалочки, делая в конце каждой строки вдохи.
  • Читаем стихи. Логопеды рекомендуют пользоваться для развития речевого дыхания четверостишья Агнии Барто.

А для продвинутых младших школьников, которые уже научились читать, и всё умеющих родителей – отдельное задание. И вас проверим, насколько вы умеете пользоваться своей диафрагмой. Вот вам стихотворение про дом, который построил Джек. Каждую строфу – без передышки и добора воздуха, на одном дыхании. Поехали!

стихотворение-про-джека

Получилось? Ай да молодцы! Теперь вы точно знаете, что с вашим речевым дыханием все в порядке. Ну а теперь может займемся развитием речи? Или памяти, например?

Нет, давайте сначала мультик посмотрим про того самого Джека, который построил дом...

Ваша «ШколаЛа»!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Комментариев к статье: 1
  • Lara
    26.09.2017 | 14:20

    а можно и не такие упражнения делать? очень нравится! Классные упражнение! дыхание — это вообще очень важно!

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: