Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Играем! Играем! Мышление развиваем!

Автор:
Рубрика: Развивашки

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Есть предложение немножко размяться и попробовать связать два таких понятия как «мышление» и «игра». Кто за? Единогласно? Ну и замечательно! «Мышление» — это очень серьезно. «Игра» — это очень весело и интересно. Можно ли их объединить? Можно! И даже нужно!

Спросите у своего ребенка, чего ему больше хочется? Позаниматься или поиграть? 99.9 % детишек выберут второе. И это не удивительно. Игра для них – это все! Способ познания мира, приобретения опыта, проявления себя. А еще это способ получения знаний и движения вперед. И роль игры в развитии мышления переоценить невозможно.

 

Решение логических задач, разгадывание ребусов, распутывание головоломок и другие упражнения на развитие мышления можно превратить в увлекательное приключение. Достаточно включить воображение, придумать сказочную предысторию и включить в сюжет нужное упражнение.

А можно ничего и не придумывать, а просто играть! В настоящие игры, знакомые нам, дорогие родители, с детства. Оказывается раньше во дворах мы только тем и занимались, что мышление свое развивали. Не верите? А давайте вспомним наши любимые детские забавы.

«Съедобное — несъедобное»

Помните такую? Мяч кидаешь, предметы называешь. Все очень просто и на первый взгляд ничего развивающего.

 

Но если копнуть глубже… Эта игра учит детей анализу и синтезу. А это уже мыслительные операции.

Когда вы кидаете мяч с криком: «Сапоги!», то ребенку нужно быстро проанализировать ситуацию и отнести «сапоги» к одной из групп: «съедобного» или «несъедобного». А при этом еще сообразить, ловить мяч или нет. Не так уж все просто, но очень весело и интересно.

Эта игра очень легко подвергается модификации и превращается, например, в:

  • «дикое – домашнее»;
  • «пушистое – непушистое»;
  • «холодное – горячее».

Вариантов здесь много. Замечательный инструмент для развития не только мышления, но еще и внимания дошкольника.

«Отвечай, не зевай!»

Эта игра очень похожа на предыдущую. В нее мы часто играли в пионерских лагерях. Здесь, ведущий, кидая мяч, говорит не просто слова, а задает вопросы. И тот, к кому мяч прилетел должен быстренько ответить.

 

Варианты вопросов:

  1. Что не мог вытащить Дедка?
  2. Кто снес золотое яичко?
  3. Кого не выловишь из пруда без труда?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой сейчас месяц?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Не лает ни кусает а в дом не пускает?
  8. Лучший друг Малыша?
  9. Имя кота из Простоквашино?

И вовсе не обязательно играть толпой, можно и вдвоем. И задавать вопросы друг другу по очереди.

«Я знаю!»

 

Еще одно развлечение с мячом. Мы называли ее «Я знаю». У вас могло быть и другое название. Смысл в том, чтобы набивая мяч рукой об асфальт говорить:

Я знаю пять имен мальчиков. Коля раз, Вася два, Тема три, Саша четыре, Ваня пять!

И так далее, потом пять имен девочек, пять животных, пять птиц. Приходится думать, причем думать быстро. А еще оттачивается координация движений.

 «Крестики -нолики»

 

Старые добрые «крестики-нолики». Мыслительный мини-тренажерчик. Эти милые решеточки 3×3 украсили собой не одну тысячу школьных тетрадок.

Вы уже рассказали своему ребенку как в них играть? Я уже успела. Рассказала, показала, научила. Какое-то время очень активно играли. Правда потом стало очень просто и детям надоело.

А месяца три назад в детском саду у Артема проводили конкурс. Нужно было сделать какую-нибудь настольную игру своими руками. Ну мы про крестики-нолики и вспомнили. И сделали. Вот что у нас получилось.

игра-крестики-нолики-из-камней

Игра «День – ночь». В нее играть уже интересней, хотя принцип все тот же.

Прогресс не стоит на месте, и появляются новые версии этой старой игры. «Крестики-нолики 3D»! Слыхали?

 

Я впервые о ней узнала в прошлом году. Кто-то из детей Артемкиной группы принес эту игрушку в садик. Так все очень активно с ней занимались. Она сложнее классического варианта, так как думать приходится в трех плоскостях. Отличная зарядка для ума!

«Морской бой»

 

А морской бой помните? А когда последний раз играли? Я на прошлой неделе. Признаюсь, потерпела позорное поражение от своей дочери. Все мои кораблики были уничтожены.

Классная, захватывающая, интересная стратегия, для которой требуются пара листочков в клеточку и две ручки. Также способствует развитию мышления.

Ведь, во-первых, нужно подумать как разместить свои корабли, а во-вторых, как обнаружить чужие? Мышление в плюсе, внимание тоже! Да еще и тренировка ориентирования на листе бумаги вместе с ними.

Возможно, будет интереснее не рисовать морской бой на бумаге, а приобрести настольную игру с идентичным названием.

 

Принцип тот же, только корабли теперь как настоящие и поля за вас уже сделали.

«Логика цвета»

В моем далеком СССР-овском детстве была у меня игра, которую я очень любила. Называлась она «Логика». Состояла из игрового поля со множеством дырочек и двух наборов фишек, цветных и черно-белых.

 

Играли вдвоем. Ведущий загадывал определенную комбинацию из 5-ти цветных фишек, а второй игрок старался угадать эту комбинацию. Он выставлял свои разноцветные фишки на поле. Ведущий проверял и давал подсказки с помощью черно-белых фишек.

Честно говоря, я думала, что сейчас такой не найти. Ошибалась! Такие игры есть в продаже. Только называются они теперь «Логика цвета».

 

Есть еще одна модификация «Логики», называется «Mastermind». Этот вариант посложнее, и мне кажется, он подойдет более старшим ребятам.

 

Электровикторины

Мой младший сынуля в этом году пойдет в первый класс. Праздник! Нужно же подарить что-нибудь. Вот присмотрела ему в подарок развивающую игру — электровикторину.

 

Называется она «Дуэль» так как играть можно не только в одиночку, но и еще с кем -нибудь соревноваться. Работает она от батареек. Смысл: «вопрос-ответ».

 

В комплекте идет игровой блок, в который вставляются специальные карточки, их в наборе 36 штук. Эта игра озвучена, она задает вопросы, а ребенок на них отвечает, выбирая правильный ответ с помощью пультика. Всего загружена 1000 вопросов на разные темы: окружающий мир, культура, знаменитости, космос, страноведение и др.

 

Предназначена электровикторина для детей от 6 до 12 лет, так что надолго хватит. И производят ее не в Китае, а в Испании. Думаю, что Артему понравится. И для мышления на пользу пойдет, ведь для того, чтобы выигрывать придется думать и чем скорее, тем лучше.

Если рассматривать другие подобные электронные викторины, рекомендую обратить внимание на игры выпускаемые «Дрофа-Медиа».

 

У них есть викторины для дошкольников, для младших школьников, для детей разного возраста, о чем они пишут на упаковке и на разные темы:

  • готовимся к школе;
  • скоро в школу;
  • смекалочка;
  • развитие мышления;
  • немецкий язык;
  • английский язык;
  • история древнего мира;
  • православие;
  • религии мира;
  • окружающий мир;
  • детям о животных;
  • умный малыш;
  • маленький профессор;
  • родная речь;
  • детям о растениях;
  • автолюбитель.

Отдельно продаются карточки для этих электровикторин.

 

Карточки дешевле. Они применимы ко всем выпускаемым играм, их можно менять. Так что достаточно приобрести одну игру и несколько наборов карточек. И получится что игра не одна, а много. Наборы под названием «Развиваем мышление» там тоже есть.

Шашки

А в шашки играть умеете? Я умею! Уверена, что и вам хорошо известны такие слова и выражения как: «я тебя съел», «руби, давай», «я в дамках», «поддавки», «уголки», «Чапаев».

 

Как-то раз я даже принимала участие в турнире по шашкам среди мам. Умудрилась проиграть почти всем мамам. Но все равно получила сладкий подарок за стремление к победе. И отправилась домой весьма довольная собой!

Потому что главное не победа – главное участие!

Шашки можно приобрести в любом спортивном магазине, благо стоят они не дорого. А можно сделать их самостоятельно. У нас в Липецке этой осенью было очень много каштанов. Мы их собрали и из них сделали свои «Шашки — букашки». В них теперь и играем.

самодельные-шашки-из-каштанов

Шашки конечно же развивают мышление и очень серьезно развивают, но шахматам все-таки уступают.

Шахматы

Ну вот мы и добрались до самого мощного инструмента по развитию мышления и у детей, и у взрослых!

 

Это великие и могучие шахматы! Что вы о них знаете? Что конь ходит буквой «Г»? Ну, я знаю чуть больше, ладья ходит прямо, а слон по диагонали. Да уж, стыдно товарищи. Нужно что-то менять!

Есть предложение научиться играть в шахматы вместе со своими детьми. А потом устроим шахматный турнир среди читателей блога «ШколаЛа» с ценными призами. Как вам идея? По-моему круто! Специалисты говорят, что обучение можно начинать уже с 4 – 5 лет.

 

Но вернемся к нашей теме. Развитие мышления.

Чем шахматы помогут? Они учат логически мыслить и рассуждать, оценивать свои действия. Это настоящие уроки логики, которые до сих пор не введены в школах. Ребенок анализирует, думает и принимает самостоятельные решения.

 

Есть такая статистика, что у детей, играющих в шахматы повышена успеваемость в школе. Могу это подтвердить. Мой старший сын Денис занимался шахматами с семи лет, и никаких проблем в школе у него не возникало. И это при том, что выдающимся шахматистом он не был.

Да уж, длинная статья получилась. Но зато теперь вы знаете, что развивать мышление можно играючи. В прямом смысле этого слова! Легко, интересно и красиво!

Друзья, уверена, что и вы знаете пару, тройку развивающих игр, о которых я забыла упомянуть. Смею надеяться, что вы напишете о них в комментариях.

Прощаюсь с вами до новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Шунм
    03.02.2024 | 03:38

    Классная статья, спасибо! Вспомнил как мы с сыном в шахматы играли и как его логика росла с каждой партией. Сначала он ходил как попало, а потом начал стратегию продумывать, хитрить стал. Думаю, это отлично помогло ему в математике, где тоже надо думать на несколько шагов вперед.

  • Мартин
    14.02.2024 | 04:49

    Классная статья, помогла понять как важно игры для развития мышления у детей. Думаю, если больше внимания уделить образовательным играм в школе и дома, то уровень обучения может заметно повыситься. Дети то любят играть, почему бы не совместить приятное с полезным.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]