Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Как оценивают технику чтения в начальной школе по ФГОС?

Автор:

Всем большой привет! Как вы думаете, откуда учителя берут цифры для того, чтобы оценивать технику чтения школьников? Может быть, они придумывают эти цифры сами? Или это идея директора учебного заведения? Или все зависит от настроения педагога? Вряд ли.

Я тут поузнавала. Оказывается, проверяется техника чтения в начальной школе по ФГОС. Это он все придумал, и прописал все нормативы, и указал учителям, кому двойки ставить, а кому пятерки.

Мы конечно не учителя (в большинстве своем) и в дневники ничего ставить не должны. Но знать о результатах, которых ожидают от наших детей, обязаны.

Показатели техники чтения

Итак, государственный стандарт устанавливает для учеников различные нормативы по чтению. Они зависят от того, в каком классе учится школьник.

 

Хочу отметить, что технику чтения проверять – это вам не просто скорость подсчитывать. Нужно учесть и такие параметры как:

  • способ (читает ученик по слогам  или целыми словами);
  • осознанность (ученик понимает или не понимает, то что он прочитал);
  • выразительность (правильно ли школьник ставит ударения, соблюдает ли интонационные паузы);
  • правильность (с ошибками читает или без).

Для первоклашек

 

В 1 классе оценки за контрольное чтение не ставят. Им вообще их не ставят, так как считается, что эти цифры травмируют детскую психику. Но это не значит, что таких проверок не будет. Будут! И не раз!

В начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго (май). Делается это для того, чтобы в динамике увидеть развитие читательского навыка, без которого в школе никуда.

Оценить первоклашку учитель может, нормативы для первых классов имеются. Педагог чисто для себя оценку ставит и для нас, чтобы все были в курсе событий.

Итак, разрешите вам представить нормативы для самых маленьких школьников.

Начнем со скорости чтения и оценок (циферки, которые вы видите в табличках — это количество слов):

 Декабрь Май Оценка
>20 > 40 «5»
16 – 20 31 – 40 «4»
10 – 15 25 – 30 «3»
<10 < 25 «2»

 

А теперь рассмотрим другие показатели, которые так же влияют на выставление хоть и предполагаемой, но все-таки оценки:

Показатель Полугодие
1 2
Способ Плавное слоговое Целыми словами, по слогам только сложные слова
Осознанность Осознанное
Правильность Без ошибок
Выразительность Четкое проговаривание слогов и слов Четкое проговаривание слов

Для  второклашек

 

Давайте узнаем, как должен читать второклассник, чтобы в дневнике поселилась пятерка?

Нормативы скорости чтения:

Декабрь Май Оценка
>55 >70 «5»
40 — 55 55 -70 «4»
25 — 39 40 – 54 «3»
<25 < 40 «2»

 

Посмотрим на остальные параметры для 2 класса:

Показатель Полугодие
1 2
Способ Словами
Осознанность Осознанное
Правильность Без ошибок
Выразительность С соблюдением логического ударения С соблюдением интонаций и пауз. Расстановка логических ударений

 

Для  третьеклассников

 

Скорость чтения:

Декабрь Май Оценка
> 75 > 90 «5»
60 — 75 75 – 90 «4»
45 — 59 60 – 74 «3»
< 45 < 60 «2»

 

Предполагаемый прогресс на лицо!

Остальные параметры третьеклассника также не стоят на месте, развиваются:

Показатель Полугодие
1 2
Способ Словами
Осознанность Осознанное
Правильность Без ошибок
Выразительность С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста

Для будущих выпускников начальной школы

 

В 4 классе вообще все серьезно!

Скорость чтения:

Декабрь Май Оценка
>100 Больше 120 «5»
85 — 100 105 – 120 «4»
70 — 84 90 — 104 «3»
< 70 < 90 «2»

 

Получается, что в конце четвертого года обучения, ученик должен читать со скоростью, которая является наиболее оптимальной для речевого аппарата человека. Без этого навыка учеба в пятом классе раем школьнику не покажется.

Остальные параметры так же доводятся до совершенства:

Показатель

Полугодие

1

2

Способ

Словами

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному

Можно ли улучшить технику чтения?

Как быть, если маленькому школьнику никак не удается достичь верхнего значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют обыкновение развиваться с помощью упорных тренировок.

 

Так что ж, теперь придется без конца сидеть за столом в обнимку с книжкой и читать? Нет. Существует масса упражнений для улучшения показателей по всем фронтам. Здесь главное не лениться. И, конечно же, здесь многое зависит от нас с вами, от родителей.

А родителям иногда тоже нужна мотивация, для того, чтобы в свою очередь замотивировать ребенка на занятия.

Для меня такой мотивацией является знание о том, что чем быстрее читает человек, тем более умным, сообразительным, интересным и ярким он становится. И я от души желаю этого своим детям.  И вашим ребятишкам тоже.

А еще желаю вам не останавливаться на достигнутом. 120 слов за 60 секунд – не предел! Можно читать и 300, и даже 400 слов в минуту. Но это уже скорочтение получается! Очень интересная штука. Я им занималась и мне есть, что рассказать. Торжественно обещаю посвятить скорочтению отдельную статью на блоге!

Жду ваших комментариев по этой важной теме. Давайте делиться опытом!

Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 4
  • Олли
    18.03.2016 | 07:10

    У моего второклашки как раз недавно была проверка техники чтения. Всё бы хорошо в этом методе проверки, но мне кажется, что надо больше внимания уделять не скорости, а выражению и пониманию ребёнком того, что он прочитал. Сразу вспоминаю аудиокниги или стихи и рассказы, особенно прочитанные советскими актёрами — с чувством, с толком, с расстановкой :) Они бы, пожалуй, двойки получили по технике чтения :p

    • Евгения
      18.03.2016 | 16:03

      Да уж) Про актеров это вы точно подметили)

  • Елена
    12.11.2017 | 15:44

    Внучка первакласница читает 100слов в минуту. Надо ли просить учительницу давать ей дополнительные задания?Если учесть, что, только трое из 28учеников (включая внучку)читают бегло. Боимся, что будет учится плохо.

    • Евгения
      12.11.2017 | 17:06

      Здравствуйте, Елена) Ваша внучка — умница! По статистике, детки, которые хорошо и бегло читают, и учатся хорошо. Так что, неуспеваемости вам бояться не нужно. Можно, конечно, и учительницу попросить о доп. заданиях, но я сомневаюсь, что у нее физически хватит времени на такой вот индивидуальный подход, детишек-то много. Лучше вы дома дополнительно занимайтесь с внучкой, чтобы она свой замечательный навык не потеряла, а наоборот развила.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]