Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Как быть, если учитель занижает оценки?

Автор:

Здравствуйте, мои уважаемые родители юных школьников! Учиться в школе – дело непростое. Заданий в начальной школе много, задания сложные. Дети нередко вместе с родителями воем воют от такой нагрузки. И несомненно, сердце радуется, когда плодотворный тяжёлый труд твоего ребёнка оценивается по достоинству.

Но бывает и так, что старается-старается ученик, а в дневнике простом или электронном по итогам четверти совсем не то, что хотелось бы видеть. И задаешься вопросом: то ли учитель занижает оценки, то ли твоё чадо опять где-то не доработало.

 

Если вторая проблема решаема на домашнем уровне, то с первой придётся попыхтеть. Когда оказывается, что это не предвзятые необоснованные детские упрёки, а имеющая место несправедливая реальность, начинаешь в голове перебирать варианты, что делать.

Когда стоит требовать?

Для каждого родителя его ребёнок – самый способный, потому у него просто не может быть плохих отметок. Не так ли? Не говорю сейчас про отъявленных двоечников, хотя и с ними случаются такие досады, и, как мне кажется, при необоснованном понижении оценки просто потому, что «он другого не заслуживает», они отбивают раз и навсегда появившееся желание хорошо учиться. Но сейчас не об этом.

Одно дело, когда оценка становится ниже в спорном вопросе, дотянул ли ученик до необходимого уровня его знаний, чтобы получить балл выше. Ведь то, что мы, любящие родители, считаем придирками, на самом деле часто является локально закрепленными требованиями.

 

Но совсем другое дело, когда ребёнку ставят «двойку» не за знания, а, например, за его поведение на уроке и даже на перемене.

Нередко слышишь от возмущённых ребят и их родителей, что причиной заниженной оценки становятся отсутствие аккуратности либо наличие ошибок русского языка в технической работе, например, по информатике за не каллиграфический почерк или по математике за орфографию. Потому зачастую не понимаешь, а какой предмет в итоге оценивал учитель?

Ещё сталкивалась с такой ситуацией, когда ребёнку раз за разом намеренно педагог выставлял в четверти оценку ниже на балл, не стесняясь объяснять свою «правоту» желанием стимулировать ученика тянуться выше. Таких «уважаемых» учителей хочется сразу спросить: «А кто Вам по секрету сказал, что вот для этого самого ребёнка заниженная оценка будет именно стимулом, а не наоборот?!».

Есть и такие педагоги, которые занижением оценок пытаются самоутвердиться, так скажем, из мстительного удовольствия. С заложенным за пазухой камнем неприязни они стремятся тем самым встать на ступеньку выше ученика, который модно одет, снабжён современными дорогими девайсами и при помощи репетиторов даже иногда знает предмет намного глубже, нежели сам школьный педагог, делая ему замечания и вступая в спор. Ситуация? Ещё какая!

 

К чему это я? А к тому, что все вышеперечисленные примеры – повод для «разборок». Только вот как только приходит время этих самых «разборок», многие не знают, куда жаловаться и как это сделать правильно, чтобы ещё и ребёнку собственному не навредить.

Куда нужно идти?

Итак, терпение Ваше от слёз ребёнка лопнуло напрочь. Детские встречи с учителем не приносят никакого результата. На вопросы ученика педагог решительно отрезает без объяснения, что он так считает, и других вариантов быть не может. Решение идти в школу назрело. Куда идём с жалобой?

Стоп!

До того, как бежать выяснять отношения, стоит заглянуть в нормативные документы школы и поискать критерии оценок учащихся, чтобы не просто голословно размахивать руками, а аргументировано задавать вопросы и возражать на получаемые ответы. Найти критерии оценок получится только в школе, законы их, увы, не устанавливают.

 

Есть в школьных положениях правила от «2» до «5» за контрольные и устные ответы, разделение ошибок на грубые и не очень, описан порядок, за что и насколько сильно снижаются баллы. Вот там—то и найдёте Вы про орфографию в математике и почерк в информатике.

За поведение, кстати, оценки тоже могут быть предусмотрены, но заметьте: отдельно от оценки за предмет! Для пересмотра итоговых оценок обычно собирается комиссия из трёх человек и в присутствии родителей проходит тестирование фактических знаний ученика.

Обратите внимание!

Не на каждое непонравившееся действие учителя можно нажаловаться. Ведь педагог в соответствии с законом «Об образовании» свободно выражает своё мнение и противостоит вмешательству в его профессиональную деятельность, сам выбирает педагогические методы и средства обучения и воспитания. Так что ещё придётся убедить школу, что то, как поступает учитель – совсем непедагогично.

Однако, и на это есть «управа». При несогласии с методом преподавания можно обратиться к директору школы либо прямо в местный департамент образования с просьбой провести переаттестацию либо замену конкретного учителя, перечислив на это весомые причины. И случаи такие были: учителей при массовых занижениях отметок и «неправильном преподавании» родители меняли.

Подготовились? Тогда планируем визит. В первую очередь, идём на свидание с проблемным педагогом. Будем разбираться, на самом ли деле проблема в предвзятом отношении, либо ваш ребёнок что-то умалчивает или недопонимает суть своих ошибок.

 

Когда встреча тет-а-тет с представителем учительской среды не помогла, Вы так и не поняли, что является действительной причиной занижения отметок либо педагог считает, что его слово – это закон, но на самом деле ситуация довольно спорная, о заложенных сомнениях стоит рассказать администрации школы.

Делается это «за чашкой чая» либо официально, через жалобу на имя директора с требованием пересмотреть выставленную оценку. Имейте ввиду, что придётся в жалобе указать, с чем конкретно вы не согласны. Но Вы же подготовились, почитали локальные документы  и теперь точно знаете, как должно быть, неправда ли?

Что делать, если школьная администрация отстаивает интересы коллектива и не хочет «выносить сор из избы». Тогда весь «мусор» на суд общественности придётся вынести Вам, обратившись в местный департамент образования либо пожаловаться на администрацию школы за бездействие в отделение Рособлнадзора, который следит за образовательной средой в вашем населённом пункте.

Можно ли обойтись без «разбора полётов»?

 

Не все готовы идти и отстаивать свою правоту. И зачастую это связано со стереотипом: сделаю хуже. Может, конечно, какая-то толика разумности в этом есть.

Но мне, например, не всегда приятно смиряться с тем, что кто-то в принципе не прав, однако, считает незазорным, пользуясь так называемым служебным али ещё каким положением, поступать так, как ему хочется. Так же ж в привычку войдёт, сидеть молча в стороне и кивать в знак согласия каждому, «кто посмелее да поавторитетнее».

Если Вам не нравится «махать шашкой» и выяснять отношения, есть один неплохой совет для ребёнка. Ему придётся учиться так, чтобы никто из педагогов не мог найти ниточку, за которую можно зацепить. Ни одну, за которую можно дёрнуть!

А это значит, что все работы должны быть написаны не только идеально по теме, но и идеально грамотно и аккуратно. А это значит, что весь материал должен быть освоен «на все сто». И тогда ни один «злодей» с педагогическим дипломом не сможет противостоять вашему напору. Но это стоит неимоверных усилий, хотя и заложит хороший фундамент – он сможет сдать экзамены и получить высшие баллы, даже если весь мир будет против него.

 

Можно вообще смириться с тем, что ребёнок получает заниженные оценки. Обычно красивые «пятёрки» и «четвёрки» нужны родителям. Дети к ним особо не стремятся. Так что если Вашему чаду не принципиально важно и он не напрягается, что  не получит золотую медаль, если он абсолютно уверен, что по итогам сданного ЕГЭ ему будут рады практически все ВУЗы страны, стоит ли заморачиваться и тратить нервы?!

Доказать всему школьному коллективу и предвзятому педагогу, что ребёнок действительно чего-то стоит, помогают олимпиады. Утрите нос учителю, заняв призовое место по спорному предмету в школьной, городской или даже Всероссийской олимпиаде. Пусть потом на ковёр вызывают того самого педагога, заглядывая в глаза: а как получается так, что у олимпиадника такие оценки по предмету?!

 

Каким будет способ борьбы с несправедливыми учителями – выбирать вам, исходя из Вашего характера, настроя и желания ребёнка.

Будет ли это активное доказывание с фактами на спорных комиссиях, станет ли это молчаливой демонстрацией достижений или Вы решите спустить всё на тормозах, — главное, чтобы ребёнок всегда знал, что своё право нужно отстаивать, и подбирал для себя наиболее подходящий способ, как это лучше сделать, а Вы бы ему были тем самым надёжным плечом, на которое можно опереться.

Ну как, готовы встать «на тропу войны»? Или предпочитаете мирные способы? Ждем комментариев)

А еще ждем Вас в нашей группе «ВКонтакте» и предлагаем подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного)

Ваша «ШколаЛа»:)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 10
  • Мария
    24.11.2017 | 21:10

    Если из собственного опыта, то могу сказать одно: воевать можно, но бесполезно и бесперспективно. Если нужно повысить уровень знаний, а учитель не может научить, то можно заниматься самим или нанять хорошего репетитора. А если учитель «назначил» хорошего и плохого ученика, то почти все бесполезно. Нервотрепка, попытки наладить отношения ни к чему не приведут. Спасение одно: сменить учителя. А идти на открытый серьезный конфликт стоит только для отстаивания экзаменационных оценок, потому, что работу в этом случае будут смотреть несколько учителей. Если есть уверенность в занижении оценки-стоит требовать пересмотра. Думаю эта проблема коснется почти всех учеников с тем или иным учителем. Главное для родителей-сохранить уверенность в своих силах и знаниях у сына или дочки. А экзамены все расставят по своим местам. Все «назначенные» отличники в один миг становятся троечниками.

  • Светлана
    24.11.2017 | 22:28

    Думаю многие учителя для себя выделяют «Любимчиков» и не «любимчиков» ну по крайней мере у меня в школе так было,так одна из учителей постоянно ставила ниже оценку одному из учеников ,просто из за того что он ей не нравится.Так быть не должно!!! Не должно быть разделение на любимых учеников и нет.

  • Олли
    29.11.2017 | 13:24

    У моего ребёнка в классе тоже такая ситуация: у нескольких любимчиков всё хорошо, остальным приходится попотеть чтобы хотя бы 4 получить. Было несколько скандалов с участием школьного психолога, несколько детей ушли из класса. Ждём, когда уже закончится началка :)

    • Юлия
      20.02.2018 | 15:02

      Добрый день! В классе моего младшего сына сложилась аналогичная ситуация. Учитель для себя выделила одну девочку, остальных детей как будто не замечает, точнее замечает, когда орет на них. Та же девочка-фаворитка всегда остается безнаказанная за свои поступки. Дети все это видят и рассказывают дома родителям, родителям все это не нравится, но доказывать свою правоту решаются немногие, так как учительница позволяет себе такие высказывания не только при детях, но и не стесняется гадости лить на детей и родителям. Я может чего-то не понимаю, но мне кажется, что педагог не имеет права говорить, что наш класс — это исправительная колония для малолетних и что ей так повезло, что именно все эти ущербные дети попали именно к ней. Если бы она не озвучила, что собирается отказываться от нашего класса, многие родители пошли бы в управление образования с жалобой на нее. Вот сидим и ждем, когда же учебный год закончится. Дети учатся всего лишь во втором классе. Это такой возраст, когда из ребенка еще можно слепить что-то хорошее, но ее безразличие к детям и постоянные крики (даже в соседних кабинетах уже смеются над ней и ее орами) в конец убили уважение и любовь детейй к ней. Ждем нового учителя в третьем классе. Если вдруг она останется, я думаю, у многих родителей встанет вопрос о переводе ребенка или в другой класс или в другую школу, потому что учитель, какой бы он строгий не был, он должен быть уравновешенным и справедливым, а не вспыхивать, как спичка по каждой мелочи!!!

  • Снежана
    21.12.2018 | 18:37

    У моего сына во 2-ом классе учительница с серьёзным расстройством психики, ребёнок очень способный, но после разговора с нами (родителями) по поводу оплеух, которыми она воспитывает детей, она нас возненавидела и умышленно стала занижать оценки!!! Она считает нормальным рукоприкладство по отношению к ученикам, выживает ребёнка всеми способами из класса. Скорее всего у неё это получится, придётся уходить в другую школу, менять коллектив, у ребёнка ведь уже появились друзья. Каждый день я в стрессовой ситуации из-за её выходок, но управы не найти, директору всё нипочём, её ответ не нравится уходите. Я в шоке от того, что творят такие вот сволочи...

    • Евгения
      27.12.2018 | 01:27

      Здравствуйте, Снежана! Вот это да. Ну и ситуация у вас. В моей жизни был только один учитель, который мог если что и наподдать. Это был моя первая учительница. Била и по рукам, и головой об доску, всякое бывало. Мы у нее шелковые ходили, а она звание заслуженного учителя получила. Но это было давно. Сейчас время другое. Сейчас с этим строго ( мне так казалось). И как это директору все равно? А департаменту образования тоже все равно? Может их мнением поинтересоваться?

  • Несдающиеся
    03.10.2021 | 12:10

    Наша учительница тоже методично убивает желание ребенка учиться. Если она себе что придумала, то ее мнение не подлежит обсуждению, хоть из кожи вылезь- все равно найдет к чему придраться, унизить или снизить на балл А ПРОСТО ТАК. Любимый ее воспитательной метод — при любом удобном случае злорадно поставить низкую оценку в электронный журнал без права ее исправления. Испортила психику всей семьи, как мы устали от ее неадеквата! Когда ее спрашиваешь, за что снижена оценка в безошибочной работе, она говорит, что мы уже там после проверки все подтерли и исправили и теперь права качаем. Собираю эти работы, возможно придется воспользоваться услугами графологической экспертизы, чтобы ткнуть ее, что ребенок ничего не подтирал, а просто это ее очередная блажь. Жесть, не можем дождаться, когда уже ее от нас уберут и прекратится ее война с детьми.

    • Евгения
      04.10.2021 | 19:19

      Здравствуйте, понимаю ваши эмоции. Чуть изменила слова в комментарии, поймите, на сайте могут быть дети. А директор школы в курсе происходящего? А департамент образования?

  • Елена
    22.04.2022 | 16:44

    У нас такая же ситуация, ребёнок был на грани, переводите в другую школу, сейчас все хорошо. И оценки хорошие.

  • Nakohald
    15.01.2024 | 00:43

    Ну вот что скажу, у нас тоже была такая проблема. А как вы думаете, стоит ли идти к директору с этим или просто поговорить с учителем? Может, есть еще какие-то варианты?))

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]