Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Программа обучения «Перспективная начальная школа»

Автор:

Здравствуйте, мои дорогие родители маленьких школьников, настоящих и будущих. Готовы ли вы снова окунуться в мир школьных образовательных программ или эта тема для вас уже избита? Ну же, не ленитесь, ведь будущее наших детей в наших руках. Если уж нам порой тяжеловато разобраться в некоторых жизненных вопросах, то детям-то подавно.

Сделав выбор в пользу определенного учителя и его методики на все четыре года начальной школы и вовремя не изменив учебный курс своего ребёнка, можно потом и «локти покусать».  Согласны на такую экзекуцию? Наверное, не стоит! Поэтому вперед, к новым знаниям! Школьная программа Перспективная начальная школа говорит вам о чём-нибудь? Если нет, тогда пусть уже начинает разговаривать.

Кому мы обязаны учебными перспективами?

учебники-перспективной-начальной-школы

Школьный проект «Перспективная начальная школа», как и иные другие образовательные программы, – результат труда коллектива учёных и практикующих педагогов российских вузов.

Как мы уже помним, наши дети на первой ступени получения образования могут учиться по одной из существующих трёх систем, принятых нашим государством:

1) классической, или традиционной.

2) развивающей Эльконина-Давыдова.

3) развивающей Занкова.

Все программные продукты являются их вариантами, и «Перспективная начальная школа» — тому не исключение. Она объединила в себе научные подходы одновременно двух развивающих систем образования — и Эльконина-Давыдова, и Занкова, взяв за основу взгляды гуру отечественной психологии Л.Выготского.

портрет-льва-семеновича-выготского

Руководила работой по созданию образовательной программы для 1 – 4 классов кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации работников образования Роза Чуракова.

Как и любая иная образовательная программа, «Перспективная начальная школа» имеет свой методический комплект по всем дисциплинам:

  • обучение грамоте в 1 классе осуществляется по УМК, авторами которого являются доктора педагогических и филологических наук, профессоры Н.Агаркова и М.Каленчук,
  • русский язык для 1 – 4 классов подготовлен докторами филологических наук М.Каленчук и Н.Чураковой, аспирантами московских и петербургского университетов О.Малаховской, Т.Байковой, Е.Ерышевой,
  • авторство комплекта по литературному чтению принадлежит доктору филологических наук Н.Чураковой,
  • учебники и рабочие тетради по математике были разработаны кандидатом физико-математических наук А.Чекиным,
  • информатика во 2, 3 и 4 классах преподаётся по книгам кандидата физико-математических наук Е.Бененсон,
  • окружающий мир представлен коллективом из кандидатов педагогических наук О.Федотовой, Л.Царевой и Г.Трофимовой,
  • учебник по технологии принадлежит кандидатам педагогических наук И.Колесниченко и Т.Рагозиной.

Включает в себя учебный комплект «Перспективной начальной школы» также музыку, физкультуру, английский  «Favourite» для 2 – 4 классов и ИЗО.

Следует сделать одну поправку: учебник по окружающему миру из перспективного УМК не рекомендован Минобразованием для использования при обучении.

В чём видят перспективу её авторы?

дети-на-уроке-слушают-учителя

  • Идея авторского коллектива – развитие при педагогической поддержке индивидуальных качеств учащегося и формирование у него знаний и навыков самостоятельного труда в учёбе. Школьник должен быть полноправным участником процесса. Уловила ключевое слово «самостоятельного», опять придётся учиться всей семьёй вместе. Ничего, конечно, страшного, лишь бы было понятно хотя бы родителям!
  • Изучение учебного материала по «Перспективной начальной школе» отличается тесными связями между дисциплинами и выстроено вокруг основного предмета, без которого невозможно стать грамотным и развитым, как считают авторы, — окружающего мира. Он своими цепочками прочно пророс и в русский язык, и в математику, да и во все остальные. Сразу возникают сомнения: как не рекомендованный к использованию учебник может взять на себя такой груз ответственности. По-моему, не по плечу, как думаете?
  • Обучение осуществляется на примере сверстников по имени Маша и Миша, у которых есть родители, место жительства, школа, учителя и одноклассники. В рабочих тетрадях они растут и умнеют, выполняя задания вместе с учениками. Всё это неплохо и довольно жизненно и интересно. Только вот не знаю, хорошо ли это, плохо ли, когда рабочая тетрадь предлагает готовые решения, и их всего два: одно Машино, другое Мишино? Не так уж и много для того, чтобы просто «на удачу» выбрать персонажа, и задание будет иметь ответ.страницы-из-учебника-перспективной-начальной-школы
  • Ключевой целью при разработке учебников было научить ребёнка пользоваться источниками информации в любом виде. Это могут быть знания окружающих или сеть Интернет, справочники, энциклопедии или словари. Начиная со 2 класса, на уроке русского языка используется 5 словарей, поэтому учебник по этой дисциплине выстроен в качестве самоучителя по схеме: оглавление – ответы на вопросы – словари – изучение темы – выводы. Учитель лишь направляет работу и координирует действия учащихся, предоставляя необходимый инструментарий. Добывать информацию придётся самому.
  • Немножко напрягли рекомендации авторов ни на шаг не отступать от строго регламентированных методов преподавания математики через решение традиционного способами нетрадиционными, чтобы обеспечить истинно математическое мышление. Остаётся пожелать учителям терпения и выносливости. Учиться придётся, судя по всему, не только ученикам.

Идти с перспективой или бесперспективняк?

дети-тянут-руки-на-уроке

На самом деле, конечно, всё исключительно субъективно. Так и в этом случае, отзывы родителей противоречивые, а учителя отрицательные мнения стараются вслух не произносить, это и понятно: мало ли чего.

Для себя сделала вывод, что образовательная программа «Перспективная начальная школа»

  • близка к традиционной,
  • направлена на самостоятельность ребёнка и одновременно с этим
  • ждёт непосредственной помощи родителей и активного их участия в получении образования школьником.

Среди обсуждения программы встретила немало претензий к учебникам и рабочим тетрадям. Вот это говорят учителя:

«…неудобно ориентироваться: задания не отличаются от текстов ни цветом, ни шрифтом…»,

«…сырая математика: отсутствует система, нет задач на закрепление и отработку, непонятна структура…»,

«…дети вынуждены носить в школу сразу несколько частей учебников, так как одна содержит задание, отправляя на поиск информации для её решения ко второй…»

папа-учит-уроки-с-сыном

А это 5 копеек от родителей, считающих программу странной и для невысокого уровня:

«…не можем помочь в решении задач, так как не понимаем сути…»,

«…много ляпов в учебных материалах, непоследовательный безликий окружающий мир, вымышленные персонажи…»,

«…мало прописных заданий по русскому языку, математика очень простая: почти год изучают числа и действия с ними не далее первого десятка…»,

«…противоречиво: в математике простые темы сменяются сложными, поэтому то усердно трудимся, то «Ваньку валяем», русский надо просто принять, как он задуман авторами, смирившись с новыми названиями старых определений и необъяснимым делением на слоги типа «у-мный», чтение необходимо научиться понимать, но интересно…».

учитель-у-доски-исправляет-ошибку-ученика

Естественно, очень много зависит от преподавателя, да и сами учителя пишут о том, что если пройти подготовку к работе по «Перспективной начальной школе», то всё будет достаточно доступно, понятно и легко. Поэтому прежде, чем сказать своё веское «да» этому образовательному продукту, можно смело в глаза спросить будущего педагога: «А Вы прошли курс молодого бойца?».

Вот и ещё одна школьная программа в нашей копилке знаний. Сталкивались с ней? Тогда рассказывайте, что почём. Нет? Тогда скажите, готовы ли к таким перспективам.

Желаю успехов вам и вашим маленьким школьникам!

Евгения Климкович

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Комментариев к статье: 8
  • Таисия
    17.07.2016 | 16:37

    Возможно, я отстала от жизни и я закоренелый ретроград, но я с ностальгией вспоминаю свое время, когда мы пришли в школу учиться писать, читать и считать. Сейчас же в школу надо прийти уже обученным, т.е. еще до школы пройти программу 1-го «тогдашнего» класса. Конечно, все меняется, но вот как посмотрю на своих внуков, их бедных мне очень жалко, настолько они загружены в школе. А если еще музыкальная или спортивная школа, кружки по интересам, то вообще никакой «личной» жизни. И такие мнения я слышу не впервые. Слишком уж загруженные наши дети стали. Конечно, модернизация — это неплохо, но судя в целом по системе образования и здравоохранения, все лучшее, что было в Советском Союзе, зря разрушили.

    • Евгения
      18.07.2016 | 14:02

      А я вот думаю, что наши дети потом, когда вырастут, тоже будут с ностальгией вспоминать свой первый класс и свою начальную школу. Даже не смотря на то, что и загружены они сильно и требуют от них многого.

  • Елена
    17.07.2016 | 21:33

    Я тоже с ностальгией вспоминаю то прекрасное время, когда была одна программа, и дети приходили в школу, не умея ничего (это я про своё детство), и прекрасно учились.

    А сейчас дети «перегружены», а толку от этого не много. Да и учителей «завалили» кучей новых бумаг и отчётов.

    • Евгения
      18.07.2016 | 14:04

      Да, да слышала я от учителей жалобы на то, что детей скоро учить некогда будет, бумажки заполнять нужно.

  • Галина
    18.07.2016 | 17:51

    К предыдущим комментариям добавила бы: ничего не знали, но так хотелось учиться. Из современных систем обучения нравится Эльконин-Давыдов. Но с хорошим учителем, которому самому по душе эта программа.

    • Евгения
      18.07.2016 | 19:01

      Здравствуйте, Галина) Рада вас видеть здесь. От учителя очень многое зависит, вы правы.

  • Лиза
    19.07.2016 | 11:36

    Соглашусь, что программ много..., а хороших учителей, которые, как вы говорите «прошли курс молодого бойца» и с желанием идут учить детишек каждый божий день, — мало!!!

    С такой программой не встречалась никогда, но мое мнение — ничего в ней страшного и нет)

    • Евгения
      20.07.2016 | 11:01

      Ну да, есть и пострашнее)

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: