Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Про Калушу и Бутявку! Или программа «Школа 2100»

Автор:

Доброго времени суток, друзья! Я не оставляю попыток разобраться с программами обучения наших маленьких школьников. Программ много, все они разные. И если про «Школу России» или «Планету знаний» я наслышана, благодаря тому, что по ним учат в школе, которую посещает моя дочь, то, например, «образовательная программа 2100 начальная школа» для меня является загадкой природы. Вернее являлась. Теперь и я имею представление о том, что это такое.

Нет, я не нашла эти сведения в интернете, я не вычитала их в книжке. Я поступила круче, я обратилась к опытному педагогу и попросила его дать свою оценку данной программе обучения.

Автор текста, размещенного ниже – учитель. Правда, профессионально он «Школой 2100» не пользовался. Но, возможно, это и к лучшему. Нет предвзятости, часто свойственной тем, кто считает нужным защищать от критики всё то, чем он профессионально пользуется.

Что же такое «Школа 2100»?

логотип-школа-2100

Нет на свете идеальной учебной программы. Любой ребёнок – яркая индивидуальность. А любая программа рассчитана на некоего «среднего» ученика.

Любая программа основана на каких-то концептуальных представлениях, которые всегда отчасти ошибочны. Такова природа человека. Никто не знает конечной Истины.

Кроме того, программа – это не самое главное. Очень важно, каким человеком окажется первый учитель вашего ребёнка. Это даже важнее его профессиональных качеств, хотя они тоже имеют огромное значение. Важна атмосфера в школе. Программа же решающей роли не играет. Но, конечно, что-то – порой  многое — зависит и от неё.

Нельзя сказать однозначно плоха ли она или хороша. Важно понять её особенности.

Особенности «Школы 2100»

учитель-улыбается

Программа «Школа 2100» — инновационная. Учебники по ней не входят в обязательный перечень рекомендуемых Министерством. Это означает, что результаты работы по ней менее предсказуемы. Что, отдав ребёнка в подобный класс, вы отчасти рискуете.

Уточню. Это не значит, что «старые» программы лучше. Они предсказуемей. Часто можно предсказать, что ничего особо хорошего они ребёнку не дадут. Но это тоже предсказуемость.

Инновация – это всегда в какой-то мере эксперимент. А эксперимент предполагает неясный результат.

А автор кто?

учебники-школа-2100

«Школа 2100» разработана под руководством известных в педагогическом мире людей. Это Алексей Алексеевич Леонтьев, Давид Иосифович Фельдштейн, Шалва Александрович Амонашвили и Светлана Константиновна Бондырева. Двух из них: Д.И.Фельдштейна и Ш.А.Амонашвили – я знаю лично. Кто такой А.А.Леонтьев, отлично представляю. А вот о С.К.Бондыревой мне пришлось искать сведения в интернет.

  • Д.И.Фельдштейн – очень успешный карьерный педагог, доктор наук и академик. Это человек, понимающий конъюнктуру, умный, но, как и все такие люди, довольно беспринципный. Для него важно не то, полезно ли это для детей, а – будет ли это востребовано и одобрено начальством.
  • Ш.А.Амонашвили – прекрасный педагог-практик, но теоретик слабый. То есть это человек, отлично работающий с конкретными детьми. Но когда начинает рассуждать на теоретические темы, у него получается не очень хорошо. Он прославился как новатор, поэтому любит всякие инновации, но научной педагогики не знает.
  • А.А. Леонтьев – академический психолог, сын великого учёного А. Н. Леонтьева. Вырос в академической среде. Слабо представляет себе реалии школы, живых детей.
  • Наконец, С.К.Бондырева – тоже человек из академической среды.

Среди авторов учебников – очень разные люди. Например, это замечательные учёные и писатели Г.Г.Граник и Л.Г.Петерсон: они авторы учебников по русскому языку и математике для 1, 2, 3 и 4 классов. Однако есть много авторов из академической среды, слабо ориентированных на реальные проблемы школы.

К чему стремились авторы?

дети-в-школе-занимаются

К чему стремились эти люди? Они хотели создать новую программу обучения, которая противостояла бы большинству старых.

Если в старых программах цель начального обучения  – научить детей учиться, а также сформировать простые умения (писать, читать, считать) и навыки, плюс также довольно простые знания, – то «Школа 2100» ставит гораздо более амбициозные цели.

Она стремится и воспитать самостоятельность (интеллектуальную, прежде всего), и научить думать, и в широких пределах развить, и дать довольно много информации. И, конечно, если говорить о методической стороне, то традиционные «скучные» методы она обычно отвергает. Хотя учитывает ФГОС (федеральные стандарты), пытаясь впрячь в одну телегу чиновного коня и трепетную новаторскую лань.

Про Калушу и Бутявку

Получается достаточно противоречивая система обучения.необычные-валяные-игрушки

Приведу простой пример. Детям предлагается расставить знаки препинания в таком предложении: «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке и увазила Бутявку и волит Оее — Оее Бутявка-то некузявая».

Что сие значит? Известный языковед, Л.В.Щерба, в своё время придумал фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка», чтобы было понятно, что сама форма слов и их связь в предложении также имеют значение для понимания смысла.

Однако Л.Щерба вовсе не предполагал, что подобный метод будет использоваться в обучении детей младшего школьного возраста.

Вроде бы это интересно. Но детям мешает, отвлекая их внимание, сбивая его с того, на чём нужно сосредоточиться, на то, что не имеет отношения к учебной задаче. Ребёнок начинает думать о том, кто такая Калуша, как она выглядит (наверное, смешная очень!) и пр.

языковед-щерба

Да, в этом предложении действительно можно расставить знаки. Несмотря на искусственность самих слов. И это интересно академикам. Но не маленьким детям.

В таком стиле сделаны почти все учебники.

Авторы программы не беспокоились о соответствии её элементарным принципам общей дидактики: даже принципу постепенно возрастающей сложности. Они не думали о специфике возраста, о том, сколько времени потратит ученик, устанет ли он. Их интересовало другое: создать нечто максимально необычное, насыщенное и современное.

Отдавать ли ребенка на программу «Школа 2100»?

мама-и-папа-ведут-сына-в-школу

Ответить на этот вопрос может только мать.

Думаю, ребёнку с развитым интеллектом, любознательному, без проблем со здоровьем – она не повредит. А вот обычный малыш, да ещё и болезненный, вероятнее всего, будет уставать.

«Школа 2100» не есть зло. Но и благом для детей не является. Хороший учитель может  успешно работать и по такой программе. Плохому же никакая программа не поможет.

Так что, если нет другого выхода, к программе, по которой учат ваше дитя, нужно отнестись философски.

Друзья, напомню, это было мнение опытного учителя. Вам было интересно читать? Мне очень) Так что выражаю огромную благодарность педагогу за то, что поделился своим взглядом.

Также вы можете подробнее познакомиться и с другими программами обучения, например, «Школа XXI века», «Системой Эльконина-Давыдова», «Системой Занкова».

Уверена, что будет немало комментариев к этой статье, буду ждать их с нетерпением. Ну а пока позвольте пожелать вам всего самого доброго и попрощаться до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа».

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Ах, да, чуть не забыла) Детишкам привет!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Комментариев к статье: 9
  • Анна
    15.05.2016 | 17:11

    Если честно, то впервые слышу про школу 2100 :( интересно было почитать. Новшество всегда манит, но вот правда, что из этого выйдет. Возможно, я даже бы и подумала серьезно над тем, чтобы отдать ребенка в этот класс.

  • Нина
    16.05.2016 | 11:25

    Ох уж эти программы. Я тоже писала о школьной программе. У меня иногда мозг взрывается от написанного в учебнике. То таблицу семейных расходов надо заполнить, то еще что — то.

    • Евгения
      16.05.2016 | 22:08

      А мы как-то раз делали проект-расчет, считали деньги на покупку обоев для оклейки стен в детской комнате, а также необходимое количество обоев. Математика максимально приближенная к реальной жизни) Нам понравилось!

      • Нина
        16.05.2016 | 23:41

        Но это расчеты вы делали полезные так сказать. А у нас была таблица с зп родителей, расходами на еду, одежду и сколько остается на проживание.

        • Евгения
          17.05.2016 | 00:11

          Хмммм, это уже какая-то разветка получается)

  • Laralaram
    18.05.2016 | 10:54

    ой, ой... я все же вспоминаю нашу старую советскую школу, образование было основательным... все же давало много!

    • Евгения
      18.05.2016 | 22:26

      Видимо каждому времени — своя школа) Наши дети, когда вырастут тоже ее с теплом вспоминать будут.

  • Елизавета
    06.10.2016 | 11:25

    Училась по такой. Задания реально интересные, но когда огромное количество этих заданий на развитие фантазии, мышления и т.д. задают на дом, как-то теряешь к ним интерес. Из-за усталости большинство в классе делали на отвали, но я (перфекционист, ага) сидела до ночи. Но тут синдром отличника, наверно. Думаю, что если бы занималась по этой программе дома, без спешки, было бы лучше.

    • Евгения
      06.10.2016 | 19:51

      Елизавета, здравствуйте) Рада видеть вас на блоге! И спасибо большое за комментарий. Он особенно ценен. Так как вы своими глазами видели! Своими руками чувствовали! Своей головой думали! Внутри программы «Школа 2100». Конечно, задания развивающие фантазию интересны, но если их слишком много... Это, наверно, как конфет переесть)

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: