Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Простыми словами о ФГОС НОО

Автор:

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Согласитесь, все, что касается наших детей, касается и нас с вами. В том числе и то, как и чему учат их в школе. Приходилось ли вам слышать аббревиатуру ФГОС? Уверена, что приходилось.  А знаете ли вы, что такое ФГОС НОО? Я, честно говоря, до недавнего времени знала только расшифровку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Решила копнуть глубже и понять в чем суть стандарта. В процессе узнала, что он был утвержден в 2009 году, и пришел на смену старому образовательному стандарту, поэтому его называют стандартом «второго поколения». А с сентября 2011 года по этому стандарту в школах страны начали учить детей. За пять лет применения в него вносились изменения и дополнения. И в результате мы имеем то, что имеем. А что конкретно?

 

А вот это сложный вопрос для родителей, которые в большинстве своем не являются дипломированными педагогами. Информации в интернете много. Но эта информация вводит в ступор фразами типа: «Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы…»

А????

Что????

Так и хочется спросить: «А нельзя ли как-нибудь попроще?»

Вот сейчас и попробую, попроще)

Что такое ФГОС и какой он бывает?

 

Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!

ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.

А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:

  • ФГОС ДО – дошкольное образование;
  • ФГОС НОО – начальное общее образование;
  • ФГОС ООО – основное общее образование;
  • ФГОС  СОО – среднее общее образование;

и так далее вплоть до ВУЗов.

Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.

Требования стандарта к начальному общему образованию

схема-требования-фгос-к-образованию

В перечне требований всего три пункта:

  1. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
  2. Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.

Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.

Требования к результатам освоения образовательной программы

схема-требования-фгос-к-результатам-освоения-программы

Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.

Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:

  1. личные результаты;
  2. метапредметные результаты;
  3. предметные результаты.

Личные результаты

 

О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:

  • ученик готов и способен к саморазвитию;
  • ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
  • школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
  • у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
  • ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.

В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.

Метапредметные результаты

Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.

Предметные результаты

 

Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».

Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.

Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:

«Выпускник научится…»

Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:

«Выпускник получит возможность научиться…»

То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.

Требования к структуре образовательной программы

Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.

схема-структура-образовательной-программы

Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.

У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а пока займемся планетами.

Урочная деятельность

 

Здесь вроде как все понятно. Это деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.

Внеурочная деятельность

 

Внеурочная деятельность является такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность — это посещение школьниками  учреждений дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы, организованной учителями.

И что важно, школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие дополнительные занятия посещает ребенок?»

Деятельностный метод обучения

 

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

Шахтеры в шахтах добывают уголь!

А дети в школах добывают знания!

Именно добывают!

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.

ИКТ

 

Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.

Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.

 

В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.

Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.

Воспитательная деятельность

 

В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.

А теперь это обязательно!

Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.

А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.

Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.

 

Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.

А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Зато она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо.

На этом все) Своими мнениями по поводу прочитанного делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Желаю вам всего самого доброго!

Как всегда детишкам привет передавайте)

До новых встреч на страницах блога!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 15
  • Незнакомка
    07.04.2016 | 00:53

    Подробная статья, но мои дети уже давно выросли, даже внучки и те уже заканчивают учебу в ВУЗах...

    • Евгения
      07.04.2016 | 02:35

      Теперь нужно правнуков ждать и правнучек)

  • Анастасия
    15.04.2016 | 14:10

    И при введении этого стандарта наблюдаем картину: ребёнок с удовольствием участвует во всяких конкурсах, мероприятиях, составляет портфолио, а при этом не может решить простейший пример по математике. Причём и учитель толком донести этого не может. Прекрасные перспективы, которые наблюдаю на примере одной маленькой родственницы.

    • Евгения
      15.04.2016 | 14:52

      Ну тут либо учителя менять, либо родителям активно подключаться и заниматься с девочкой дополнительно.

      • Анастасия
        29.04.2016 | 07:56

        Вот в том и проблема, что сами родители в математике не очень, на репетитора пока средств не отложено. А учителям вообще по барабану по-моему :(

        Дополнительные занятия для отстающих у них проходят так (причём не только по математике): приходит учитель даёт задание и уходит вести другой урок или ещё куда-то. Такое поведение и рождает во мне скептические настроения :(

  • Кира
    24.11.2017 | 19:30

    Добрый вечер.Статья очень подробная и написана весьма понятным и доступным языком.Спасибо Вам) Но есть вопрос, как именно внедряется ФГОС в школе, какие классы на него перешли?

    • Евгения
      26.11.2017 | 12:09

      Здравствуйте, Кира. ФГОС — это уже не новость, это уже давно. И по этому стандарту учатся не то чтобы отдельные классы, а вообще все школы РФ.

  • Кира
    26.11.2017 | 18:29

    Спасибо)))

  • Елена
    28.03.2018 | 14:09

    Ой спасибо Вам большое за Ваши статьи! Читаю уже не одну и поражаюсь лаконичности и грамотности написанного! Все четко и без воды, по делу! Прям как нужно и как я люблю. Поражаюсь красоте сайта, на который буду заходить снова и снова!

    • Евгения
      02.04.2018 | 23:10

      Елена, здравствуйте) Спасибо вам большущее за добрые слова) Будем стараться дальше! И будем рады вас видеть)

  • Ольга
    24.04.2018 | 07:39

    Личных УУД нет, есть только личностные) А так очень интересно, надо было ещё про один момент рассказать, это виды УУД-это важно!

    • Ольга
      24.04.2018 | 07:49

      Точнее личных планируемых результатов нет, есть личностные, но и УУД это касается)

    • Евгения
      24.04.2018 | 10:22

      Ольга, спасибо за комментарий! Учтем)

  • Нина
    22.11.2019 | 20:24

    Я сама учитель, и сами полностью нн согласна. Вы не работали по советскому стандарту, по этому говорите ерунду. Вот именно в советской школе, воспитательная работа была на высоте. И дети знали что такое семья, Родина, патриотизм. В отличие от сегодняшних детей. Дети перегружены всеми этими проектами, презентациями и т. д. А вы знаете, что по своему развитию ребенок еще не в состоянии в начальных классах, подобрать в интернете материал и правильно его сгруппировать. И я могу писать еще много. Факт один-сегодня ребенок выучил, завтра забыл. Мне внучка все время говорит, почему нам не объясняют, как ты, просто, доступно и главное понятно.

    • Евгения
      25.11.2019 | 09:20

      Здравствуйте, Нина! Я не то что по советскому стандарту не работала, я вообще ни по какому не работала, так как я не учитель. Об этом написано на страничке «Об авторе». Я мама школьников и просто пытаюсь разобраться в вопросах, которые непонятны многим. Спасибо вам, конечно, за ваше мнение. Оно очень ценно. Но способ донесения вашей точки зрения довольно жесткий. Я училась в самой обыкновенной советской школе и ничего против нее не имею. Так же я помню и уважаю свою первую учительницу. И вот как сейчас помню, если на уроке кто-нибудь из учеников высказывал мнение, отличное от мнения учителя, то это мнение сразу же именовалось ерундой и бредом сивой кобылы, а еще можно было указкой по рукам получить или рукой по затылку. Возможно, это часть того самого воспитательного процесса, который был на высоте? Про «сегодня ребенок выучил — завтра забыл», я бы не назвала это высказывание фактом. Вот если из учебника параграф зубрить, то да, скорее всего забудет. А если проект какой-нибудь интересный, красивый сделать, информацию собрать (хоть и с помощью родителей), поговорить об этом, разобраться в теме, то уже вряд ли забудет. И всех детей под одну гребенку я бы тоже не стала подгонять. Допустим, мои дети прекрасно знают, что такое Родина, патриотизм и семья. Да, есть перегруз по школе. Но и с ним можно справиться. Да, детям нужна помощь родителей. Но ведь родители такие же участники учебного процесса, как и школа, как и ребенок.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]