Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

5 признаков компьютерной зависимости у детей. Способы профилактики

Автор:

Здравствуйте, уверенные пользователи современных девайсов и интернет-технологий. Вы удивились моему к вам обращению? Во-первых, если вы в данный момент читаете мой очередной опус, это значит, вы, как минимум, умеете пользоваться компьютером и знаете, как выйти во всемирную паутину. Во-вторых, поговорить я хочу сегодня на компьютерную тематику, точнее, на такую злободневную для родителей и педагогов тему как диагностика компьютерной зависимости у младших школьников. Актуально? Думаю, что очень.

Пользование техническими чудесами: хорошо или плохо?

 

О полезности или вредности компьютерных устройств и планшетов можно говорить и спорить бесконечно. Сколько людей, столько и мнений.

Конечно, предоставление возможности доступа к огромному массиву информации — это, несомненно, большой плюс. Не тратя много времени, одним движением руки в интернете можно найти всё, что угодно.

Современные  компьютерные программы позволяют делать учебный процесс интересным: здесь есть место для создания презентаций, оформления творческих проектов, работы с фотографиями, текстами, таблицами. И даже новый ФГОС определил, что школьники должны быть компетентными в области коммуникативных и информационных технологий. Упрощая монотонные процессы, компьютеры плотно прижились в нашей рабочей и обыденной жизни, став помощниками. Но не только.

Виртуальный мир и множество социальных обществ буквально проглатывают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми вживую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей и подростков, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения.

 

Не зная меры, можно быстро ощутить на себе все «прелести» вредных факторов:

  • воздействие электромагнитного излучения;
  • проблемы со здоровьем из-за длительного сидячего положения;
  • перенапряжение зрения;
  • нагрузка на суставы рук;
  • психическое перенапряжение.

Основные звоночки, или когда стоит бить в тревожный колокол?

 

Компьютерную и интернет зависимость рассматривают как способ замены и сокращения всех видов деятельности просиживанием за техническим устройством. При этом признаком не является само по себе количество проведённого времени, а именно отказ от иных занятий и сосредоточение всех детских интересов только вокруг технологического устройства.

Для младших школьников более характерна игровая компьютерная зависимость: при отсутствии родительского контроля дети посвящают играм огромное количество драгоценных часов.

Конечно, совершенно нет ничего плохого, если зная и чувствуя меру, ребёнок пользуется компьютером или планшетным устройством для поиска новых знакомств, общения с друзьями, мозговой разгрузки посредством игр. Мы ведь и сами себе позволяем такие вольности.

Настороженность родителей должно вызвать игнорирование альтернативных способов получения информации, общения, обучения и проведения досуга, кроме как за экраном. Если общение с компьютером направлено на получение удовольствия,  а не связано с информацией и пользой – срочно бьём тревогу.

Вот они, первые признаки:

 

1.Ребёнок не чувствует границ времени, дозволенного для пользования компьютером или планшетом.

Выключать или забирать у ребёнка устройство приходится со скандалом и слезами. Особенно следует задуматься, если школьник втихаря от родителей провёл целую ночь за гаджетом, пусть даже всего одну, либо прогулял уроки по причине просиживания в интернете или за игрой.

 

2.При поломке компьютерного устройства, оставшись без интернет-доступа ребёнок расстраивается и становится агрессивным.

Его поведение начинает быть раздражительным, он не может найти себе занятие в свободное время, скитается по углам. Аналогичное поведение, а также возникающие конфликты, шантаж со стороны ребёнка взамен чего-либо не делать должны озаботить родителей и в случаях ограничения и запрета пользоваться техникой.

 

3.Ребёнок делает всё, сидя за компьютером или с планшетом.

Абсолютно всё, начиная с приёма пищи, выполнения уроков при включенном экране, периодически прерываясь на ответы и комментарии по сети, таская с собой переносное устройство в туалет, ванную, передвигаясь с ним по дому во время выполнения одной рукой простых домашних дел, например, вытирая пыль или убирая свои личные вещи. Следует задуматься, если школьник при первом появлении дома сразу несётся включать своё устройство и выходит в сеть или запускает игру.

 

4.Прекращает живое общение.

Взамен ребёнок начинает искать новые знакомства через социальные сети и игровые форумы. Для решения вопросов с одноклассниками и друзьями по двору просит их не выйти погулять, а выйти в онлайн в соцсеть.

 

5.Забывает про всё и ничего вдруг не успевает.

Это касается выполнения домашних поручений, подготовки к урокам, личной гигиены (когда вдруг забыл умыться почистить зубы, позавтракать или пообедать). Делает всё только после неоднократных напоминаний и настоятельных требований, причём неохотно и в ускоренном темпе, сразу возвращаясь к компьютеру или планшету.

Профилактические таблетки или пока не началось

Если по обозначенным признакам вы для себя решили, что ваш школьник компьютезировался, придётся попотеть и восстановить доверительные отношения путём бесед и разговоров, поиска альтернативных замен.

Это не повод менять «явки и пароли», устанавливать запреты и выкидывать из окна вещи – всё это самое неэффективное, что можно предпринять. Детский максимализм и протест приведёт к обострению нуждаемости в запретном. Ребёнок будет искать выходы, и найдёт!

 

Причины зависимости кроются в голове, а не в привлекательности технических устройств. Ведь компьютер и доступ в интернет – это средство коммуникации, сравнимое с телевизором, радио, журналами. Пользоваться или нет этим чудом техники, каждый определяет для себя сам, исходя из собственных целей и умозаключений. Поэтому исключите упрёки ребёнка и свои комментарии о его несостоятельности, чтобы во всемирной паутине он не самоутверждался за счет других пользователей, а был уверен в своих силах в условиях реальной жизни.

Как лечить такой недуг, психологи громко кричат: при помощи семейных ценностей. Но ничего нет лучше в предотвращении заболеваний, чем действенная профилактика. А детская, и не только, компьютерная зависимость – это ничто иное, как болезнь. Поэтому для того, чтобы ваши дети не болели, считаю лучше предотвратить, чем лечить. Согласны?

  • Залог любого успеха ребёнка, независимо от возраста – это поддержка семьи. Только гармоничное и уважительное общение между членами семьи может послужить профилактикой любого вида зависимости, говорим ли мы о компьютерах, азартных играх, наркотических средствах или алкоголе. Поэтому всегда находите время, выключайте свои телевизионные сериалы, садитесь вместе на уютный диванчик и, обнявшись, общайтесь, чтобы быть в курсе детской жизни, заодно рассказывая, как прошёл и ваш день, — ребёнку это тоже очень интересно, поверьте.
  • Наличие у детей обязанностей дома и дополнительных занятий за его пределами не оставляет свободного времени для просиживания за компьютером или пользования планшетом. Запишите ребёнка в кружки по его интересам, в спортивные секции, найдите ему занятия, требующие больших энергозатрат, и можете быть уверены, что накопленная за день усталость не оставит выбора, кроме как «мыться и спать». Думаю, мало кто знает детей-спортсменов, активных не на тренировках, а в социальных сетях и игровых сообществах. Только не переусердствуйте, ведь сил школьнику должно хватить и на учебный процесс.
  • Устраивайте семейные вылазки на экскурсии, природные пикники, кинопоказы, тем самым расширяя детский кругозор. Может, это будет поощрением школьника за его успехи в учёбе или спорте.
  • Предлагайте ребёнку пригласить своих друзей домой, для чего вместе готовьтесь к встрече гостей: озаботьтесь досугом в виде несложных игр (например, лото) и подготовкой лёгких закусок (например, различных канапе). Ваш отпрыск будет не только доволен и благодарен, но и безмерно горд тем, какие у него общительные родители.

И самое главное: будьте живым примером и не нарушайте сами те правила, которые вы устанавливаете для своих детей!

Вот, наверное, и всё, что хотелось бы сказать про компьютерную зависимость. Хотя было бы лучше, если для этого разговора поводов в нашей жизни не было вообще. Расскажите, сталкивались ли вы с такой проблемой и как её решали? Нам интересно. Давайте будем коммуникативными в меру!

Счастья вам и здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 14
  • Елена
    03.07.2016 | 08:18

    Мне кажется, что в компьютерных играх самое важное — это психологическое перенапряжение. Ведь ребенок во всю стремится победить, а если что-то не получается, он сильно расстраивается, нервничает.

    • Евгения
      03.07.2016 | 17:44

      Да, такое частенько случается.

  • Наталья
    03.07.2016 | 13:45

    Мне кажется зависимость возникает у определенного числа детей и зависит это от врожденной устойчивости психики. Я со скандалом не выключаю компьютер. Ребенку надо спокойно объяснить сколько времени можно проводить за компьютером и почему. Если раздражительны мы, раздражительны и наши дети.

    • Евгения
      03.07.2016 | 17:45

      Наталья, не поспоришь с вами) От родителей и их поведения многое зависит.

  • Арина
    03.07.2016 | 16:12

    Поэтому у ребенка должны быть еще обязанности и другие дела. А еще стоит больше общаться с ребенком. И все ОК.

    • Евгения
      03.07.2016 | 17:45

      Арина, согласна полностью)

  • Максим
    05.07.2016 | 11:12

    Добрый день, Евгения! К сожалению, компьютерные игры в последнее время заменили детям улицу и книги. Родителям надо искать компромиссы, нельзя пускать это дело на самотек.

    • Евгения
      07.07.2016 | 00:11

      Действительно, к сожалению. Но дети то не виноваты. Еще не известно что было бы с нами, если бы в нашем детстве появились бы планшеты, компьютеры и интернет.

  • Александр
    07.07.2016 | 20:55

    Очень хорошая и нужная информация. Обязательно возьму себе на заметку , так же и для себя

    • Евгения
      07.07.2016 | 23:21

      Здравствуйте, Александр) Спасибо за вашу оценку!

  • Елена
    09.07.2016 | 10:40

    Хорошая статья, Евгения! Главное, как и со многим — не переборщить! Мои мальчики иногда играют, но я держу дело под контролем! Не больше часа в день! А вот одноклассники моего старшего сына уже многие в соцсетях и проводят гораздо больше времени за компом чем он! :p

    • Евгения
      09.07.2016 | 23:24

      Спасибо, Лена) Да, во всем нужно меру знать и тогда ничего страшного не будет.

  • Биаланра
    26.01.2024 | 23:40

    В статье много полезного, мой сын тоже проводит уйму времени за компом. Попробуем ввести правило «час за компьютером — час на улице», может поможет сбалансировать. И профилактика важна, лучше заранее предотвратить, чем потом ломать голову, как отучить от компа.

  • Siasevyuc
    13.02.2024 | 18:25

    Забавно, но многие моменты из статьи я наблюдаю у своего племянника. Особенно это касается игнорирования уроков и недосыпа из-за компа. Советы по профилактике полезные, попробую внедрить ограничение времени за ПК и больше семейных активностей. Спасибо за инфу, будем работать над этим.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]