Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Правополушарные детишки. Особенности развития, воспитания, обучения

Автор:

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Каникулы зимние у школьников закончились, потому мы снова в учебном строю. И тема сегодня больше школьная, так как коснёмся мы тех детей, что встают с левой ноги, пишут левой рукой, подглядывают левым глазом и подслушивают левым ухом.

Те родители, у которых в семье правополушарные дети, не понаслышке знают, что это такое. И несмотря на то, что сегодня таких ребяток можно встретить довольно часто, так как уже давно всем стало понятно: «лучше не переучивать», трудности в обучении и проблемы в школе у них ещё пока ого-го какие!

Кто они, правополушарики?

Итак, левшами мы зовём тех людей, у которых доминирует правое мозговое полушарие. Это значит, что природа их задумала таким образом, что левые рука-нога у них ведущие, левые глаз-ухо в принципе тоже. В отличие от тех, кто привык действовать левой частью мозга и мыслить логически, детки с особенно развитым правым полушарием мыслят пространственно и преимущественно через образы.

 

Они очень активно пользуются интуицией и эмоциями, цепочку выстраивают от общего к частному, то есть не как мы привыкли, собирая из деталей нечто большее, а наоборот – сначала левша воспринимает всё целиком, а лишь потом познаёт детали. Чтобы что-то понять, таким детям важно прочувствовать, глазами «пощупать» и образно представить.

Это интересно! По различным данным правополушарных людей насчитывается порядка от 1 до целых 30% от всего земного населения.

Во времена СССР не было других путей, как воспитывать правополушарных: их активно переучивали владению правой рукой-правой ногой, так как в советских школах в левой руке канцелярскую ручку никто не держал.

Вся округа, начиная с бабушек и мам и заканчивая педагогами, ненавязчиво раз за разом прикладывали все предметы исключительно с правой стороны, даже левую руку особо непослушным привязывали да забинтовывали, «чтобы неповадно было». В результате, как оказалось, поимели много переучек с неврозами, заиканием и нарушениями в развитии на этой почве, в том числе с физиологическими отклонениями.

На заметку! Если верить медицинской статистике, каждый третий заикающийся – это бывший левша, которого решили переучить.

Сегодня современный мир смирился с тем, что рождаются дети разные, и уже давно никто не удивляется, что есть те, у которых левая половина тела значительно активней правой. Более того, все убедились, что правополушарные — это прирождённые творческие личности, которые отменно рисуют, лепят и поют. Среди них куча художников, артистов и музыкантов, потому как такие люди богаты на интонации, жестикуляцию и воображение.

 

Но, увы, школьное обучение не состоит только из рисования, трудов и пения. Творческим правополушарным ученикам приходится решать логические задачки и писать грамотно сочинения.

К сожалению, правополушарные дети заведомо входят в группу риска и менее успешны в школе, потому как вынуждены обучаться не на своём языке, а учатся воспринимать левополушарную подачу учебного материала. Ведь все учебные программы выстроены на принципах из частного к общему: «сначала буква, затем слог и только потом слово». Вот тут-то из-за  особенностей мыслить наоборот и начинаются проблемы в школе.

Какие у левшей бывают трудности?

Правополушарные – это вовсе не значит, что они какие-то не такие. Они нормальные! Более того, даже с хорошо развитым интеллектом, во многих случаях зашкаливающим за средние показатели. Если бы не одно но: в силу своих особенностей они почему-то немного по-другому видят наш интенсивно развивающийся мир, полный знаков, символом, логических умозаключений и абстрактности.

 

Вернее, не готовы его таким видеть. И если родители ещё как-то с ними в начальной школе справляются, учатся они «через пень-колоду», то при переходе в среднее звено проблемы обостряются.

Вот лишь несколько их особенностейлевшей, которые мешают им учиться.

Образное мышление

Да, они готовы «глотать» эти самые образы целиком, но абсолютно не интересуются деталями. Потому плохо списывают на русском языке тексты, допуская часто пропуски букв, предпочитают зеркальное письмо. Вообще, для правополушарных учеников письмо – настоящая мука.

И с математикой такая же история: ребёнок быстро даст правильный ответ, но попроси его разложить решение задачки на отдельные несложные действия – сразу ступор!

Импульсивность

В диагнозе таких детей чаще встречаются гиперактивность и дефицит внимания, потому в текстах они проглатывают слова, не готовы выделять смысл прочитанного. Они смогут пересказать Вам дословно то, что только что прочитали, но не требуйте от них ответов по существу. Краткий пересказ – это не их конёк! По той же причине правила и определения для заучивания даются им с трудом.

Эмоциональность

 

Реагируют на стресс левши быстрее ракеты, потому, когда такой правополушарный ребёнок переживает, это стразу заметно в его школьном дневнике. К удивлению педагогов он вдруг в один миг забывает то, что знал лучше всех, превращаясь в малосообразительного и уходя далеко в себя.

Когда правополушарик находится на эмоциональном взлёте, он готов свернуть горы, а если уж не захочет чего делать, всякий его родитель Вам скажет: не поможет ни кнут, ни пряник! При этом физиологические стрессы для левшей проходят менее заметно, нежели для правшей.

Творческая зависимость

Они лучше двадцать пять раз просидят на уроке рисования, чем один – на математике. Потому неудивительно, если в ожидании сидящего над учебником ребёнка Вы вдруг по приходу домой обнаружите кучу нарезанной цветной бумаги, комочки пластилина и развешанные сохнуть рисунки акварелью.

Из-за отсутствия что-то поделать руками на уроке они начинают «улетать в облака», активно подключая для высокого полёта свою бурную фантазию. Так что в старшей школе для левшей тестовое ЕГЭ – это действительно настоящее испытание.

Всё ли настолько плохо?

Правополушарный ребёнок – это отнюдь не диагноз, это простая предрасположенность. К слову, помимо того, что такие детки – прирождённые творцы, они ещё обладают хорошим чувством ритма и довольно успешны на физкультуре, в особенности в командных играх. Они зачастую прекрасно ориентируются в пространстве, потому родители левшей редко переживают, как ребёнок один доедет из школы до дома.

 

Сделать процесс обучения левши легким помогают некоторые приёмы, которые психологи советуют педагогам:

  • не стоит допускать стрессов, загоняющих правополушарика в угол, откуда его потом трудно доставать,
  • чтобы достучаться до левши, придётся разнообразить свой словарный запас и насытить речь яркими образами,
  • нужно взять за правило знакомить с чем-то новым сначала во всём комплекте, а потом разбирать по частям,
  • скучные для правополушарного ребёнка правила и определения лучше учить через эмоции и жизненные примеры, например, выучить таблицу умножения можно прямо в продуктовом магазине, отправившись за покупками,
  • попробуйте побольше использовать в домашних занятиях творчества, например, где можно — подчёркивать и выделять цветными карандашами,
  • научитесь мотивировать наглядно, например, поощрительными наклейками, покупать тетрадки с красивыми обложками и пеналы с любимыми героями,
  • старайтесь пользоваться упражнениями для синхронизации обоих полушарий, например среди таковых — музыкальные занятия аккордеоном и фортепиано, когда при слушании музыки работает правое полушарие, а при считывании нот подключается левое, да и левой руке с правой приходится «договариваться», а ещё можно танцевать и плавать.

Как мне кажется, воспитание правополушарного ребёнка – занятие хоть и трудоёмкое, но до жути должно быть интересное, ведь куда ни кинь – везде одно творчество! Главное — не загонять правополушарика в угол, указывая, что и как делать, уж очень они этого не любят!

 

Если Вам тоже есть что рассказать об особенностях правополушарных детишек, то ждем комментариев.

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного)

Ваша «ШколаЛа»

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 4
  • Александр
    03.02.2018 | 14:37

    Правополушарные или левополушарные — это наши дети и мы должны для них сделать жизнь максимально комфортную. Я против переучивания, так как это врожденное, а переучить — это значит поломать личность.

  • Инна
    27.04.2019 | 22:59

    У меня у старшего правое полушарие больше развито, набегались к психологам и логопедам... Пока не поняла в чём тут дело... :p

  • Zehavyuch
    16.01.2024 | 11:18

    У нас дома тоже правополушарник, младший сынок. Творческий, фантазер, постоянно что-то изобретает. Но с математикой туго. Пытаемся найти подход, но пока сложно. Все же надеемся, что все получится :)

  • Paapobz
    10.02.2024 | 20:13

    Классная статья, многое совпадает с тем, как мой малый ведет себя. Он тоже правополушарный, такой творческий, иногда с обучением не легко. Приходится искать нестандартные подходы, чтобы учеба ему интересна была. Попробую пару советов отсюда, может, поможет.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]