Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Автор:
Рубрика: Развивашки

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

 

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

 

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

 

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .......

Юк-юк-юк — поломался наш ......

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

 

На листочке в клеточку изобразите прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

 

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

 

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

 

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

 

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

 

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

 

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

 

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

 

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

 

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 28
  • Ольга
    18.03.2016 | 13:23

    Женя, классные упражнения для повышения техники чтения. мне как раз сейчас нужно будет, с внучкой позаниматься. Она в первом классе учится. Учится неплохо, даже уже на доску почета ее повесили. Но всегда нужно заниматься с ребенком, чтобы желание учиться не отпало.

    На выходные попробую предложенные упражнения, спасибо.

    Женя. а можно вопрос вам задать? как вы выбрали эту тему для своего блога? Просто, наверное, имея двух школьников, уже опыта достаточно, правда?

    • Евгения
      18.03.2016 | 16:18

      Ольга, рада что вам понравилось) А у нас одно из упражнений даже в семейную карточную игру превратилось. Это я про «Птицы прилетели». Сделали карточки, две стопки. В одной всякие фразочки короткие на карточках написаны, типа «С днем рождения», «Бабушка пришла», «Кошка хочет есть» и т.п. А в другой стопке на карточках написано как их нужно прочитать «Грустно», «Со смехом», «Со слезами», «Громко», «Радостно», «По секрету» и т.п. Играем все вместе, детям очень нравится. Иногда целые спектакли получаются)

      А на счет темы блога, то да, мне эта тема интересна. Столько в ней нюансов, столько неизвестностей. Два раза я через начальную школу со своими старшими детьми уже прошла, теперь вот с младшим собираюсь опять в первый класс. Актуальна тема для меня.

  • Ольга
    19.03.2016 | 03:00

    Поиграем и мы с внучкой. мне очень понравились ваши игры. Спасибо, Женечка. :- (

    • Евгения
      29.03.2016 | 20:24

      Ольга, всегда пожалуйста) Играйте на здоровье)

  • АННА
    11.01.2017 | 21:07

    Стала заниматься с ребенком по Вашей программе-результат отличный! :p

    • Евгения
      11.01.2017 | 21:29

      Здравствуйте, Анна) Очень очень рада за вас! Упражнения и правда хорошие, мы с Артемом (он в 1 классе) тоже занимаемся. И сегодня как раз проверили в школе технику чтения. Получилось 35 слов! Оценки пока не ставят, но судя по контрольным нормативам — это пятерочка. Так что будем продолжать) Вам желаем дальнейших успехов!

  • Светлана
    15.02.2017 | 13:27

    Здравствуйте, Женя! Благодарю вас за такой творческое использование нестандартных методик обучения. Сама очень люблю и ценю труд И.З.Посталовского. У вас замечательный подход к обучению и вдохновляющая атмосфера на сайте!)))

    • Евгения
      15.02.2017 | 21:55

      Здравствуйте, Светлана) Мне очень приятны ваши слова. Спасибо большое!

  • Ира
    02.03.2017 | 16:07

    А мне удалось найти «33 упражнения для повышения техники чтения»)

    Работаю по тренажеру с осени — очень хорошие результаты. Еще нравится сайт Мерсибо!

    • Ольга
      01.11.2018 | 22:35

      Добрый вечер. Подскажите пожалуйста что за 33 упражнения. Очень надо сын плохо читает. Заранее спасибо.

  • Татьяна
    04.05.2017 | 23:45

    Отличные упражнения, обязательно попробую с внуком, он у меня в первом классе. :-)

    • Евгения
      04.05.2017 | 23:47

      Здравствуйте, Татьяна) Обязательно попробуйте, они волшебные. Проверено на нас)

  • Ольга
    23.09.2018 | 13:32

    Огромное Вам спасибо! Кое-что знала сама, но и взяла для себя очень много. Работаю учителем начальных классов.

  • Татьяна
    12.01.2019 | 23:40

    СПАСИБО!!!ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПРОБУЕМ :p :p :p

  • Баирма
    28.02.2019 | 03:05

    Спасибо Вам большое!!! Очень полезные упражнения, некоторые применяла, но здесь нашла ещё интереснее. :p :p :p

  • Наталья
    19.11.2019 | 00:57

    Спасибо огромное! Все подробно, с иллюстрациями, доступно. Будем улучшать показатели)))

  • Галина
    11.12.2019 | 08:12

    Спасибо большое. Очень пригодится для занятий с детьми. Все в системе, понятно, доходчиво. :p

  • Фекла
    01.02.2020 | 19:45

    Здравствуйте, я хочу скачать эти упражнения, но не получилась.

  • Сергей
    15.04.2020 | 12:11

    Отличная статья, спасибо! Почерпнул для себя много нового

  • Сергей
    02.06.2020 | 11:36

    Отличная статья, спасибо!

  • Екатерина
    23.09.2021 | 19:20

    Обязательно попробую на уроке. Упражнения отличные, разноплановые. И для техники чтения хорошо, и скучать детям на уроке не придется. То, что нужно. Большое спасибо!

    • Евгения
      25.09.2021 | 00:28

      Здравствуйте, Екатерина! Надеюсь, вашим ученикам упражнения придутся по вкусу) Успехов вам!

  • ИРИНА
    24.09.2021 | 17:31

    Большое спасибо Вам за такие прекрасные упражнения. Внук копуша, читает очень медленно. Занимаюсь с ним бессистемно, теперь поняла, как нужно поставить работу с ним. Огромное спасибо!

    • Евгения
      25.09.2021 | 00:27

      Ирина,спасибо вам за добрые слова! Здорово, когда у ребенка есть такая небезразличная к его развитию и успехам бабушка) Удачи вам!

  • Михаил
    03.10.2021 | 13:07

    Здравствуйте! Спасибо большое за такие простые и понятные упражнения! Сравнение с беговой тренировкой восхитило))))))) Летом ходили в школу чтения, но сейчас понимаю, что могу и сам позаниматься с ребенком!

    Хотел только уточнить — имеет ли значение размер шрифта в упражнение, котором закрывается нижняя/верхняя половина строки?

    Спасибо большое!

    • Евгения
      04.10.2021 | 19:20

      Здравствуйте, Михаил! Пожалуйста, пользуйтесь и развивайтесь) Размер шрифта особой роли не играет, главное, чтобы ребенку было хорошо видно.

  • Михаил
    05.10.2021 | 00:00

    Евгения, здравствуйте! Спасибо за ответ. Уже занимаемся и понял, что хочу уточнить про продолжительность таких упражнений как «Партизан», «Бешенная книга», «Зазеркалье».

    Допустим в «Бешенной книге» и «Партизане» — какие продолжительности отрезков чтения и сколько их может быть?

    Как долго читать с зеркалом в рамках одного упражнения?

    Спасибо!!! :p

    • Евгения
      06.10.2021 | 23:51

      Здравствуйте, Михаил) Вы — молодцы! Просто Умницы! А теперь к вашему вопросу. Тут нет универсальных и 100% правильных вариантов. Дети разные все и предпочтения разные у всех. Например, когда мы тренировали чтение с моей дочкой, то у неё в личном рейтинге первое место занимала «Бешеная книга», мы с ней могли и полчаса так крутить-играть-читать. А сыну это упражнение не очень нравилось, зато «Партизан» его прямо радовал). Основное правило, если вы конечно хотите, чтобы толк был, это регулярность тренировок. Хоть понемножку, но каждый день. Еще одно важное правило, чтобы ребенок не уставал до потери пульса. Желательно, чтобы ему было интересно. Чтобы он воспринимал эти занятия, как нечто веселое и интересное, тогда и к чтению, как таковому, отвращения не появится. «Бешеная книга» за один подход может сделать 2 — 3 полных оборота. Если нормально идет упражнение, можно по минутке в одном положении почитать. Итого 5 — 6 минуток получится. В «Партизане» важен элемент неожиданности. Можно период с карандашом во рту затянуть секунд на тридцать, а без карандаша почитать минутку. Но в какой-то момент можно чуть пошутить, скомандовать «Партизан», ребенок берет в рот карандаш, а вы сразу же командуете «Партизан сбежал», он вытаскивает, только готовится читать, а вы опять «Партизан»... Этот элемент неожиданности вызывает улыбку, хорошие, положительные эмоции. А нам только этого и надо) В следующий раз ребенок уже сам будет ждать от вас сюрприза и с удовольствием приступит к упражнению. В «Зазеркалье» тоже можно минут пять погулять, если сильно тяжко, то и трех хватит. Ну и еще тут подойдет совет, который касается ментальной арифметики. Там дети учатся считать на соробане. Считают в основном на время. Допустим, есть 10 примеров, их нужно решить за определенное время. Вопрос в том, за какое время? А время устанавливается так: допустим, ребенок эти 10 примеров решает легко за 40 секунд. Значит 40 секунд для него слишком много. Нужно уменьшать. Если мы ему дадим только 20 секунд, то, скорее всего, он и половины примеров не осилит. Это его расстроит, отобьет все желание заниматься. Следовательно, нужно установить такое время, чтобы ему не было слишком просто (так как в этом случае не будет никакого развития скорости счета), но и чтобы не было слишком сложно. Золотую середину нужно найти, в нашем примере — это примерно 30 секунд. Еще один образный пример. Представьте, что вы хотите научить ребенка прыгать с места вверх и как можно выше, прыгучесть развиваете проще говоря) Ставите его под турник и просите подпрыгнуть и ухватиться руками за турник. Турник может быть низким, таким, что и прыгать не придется. Разовьется прыгучесть в этом случае? Конечно, нет. Если турник очень высоко, вот реально высоко и до него если только с шестом допрыгнуть можно, то ребенок и прыгать не будет. Он же понимает, что поставленная цель невыполнима и сколько бы он не прыгал, все равно ничего не получится, мало того, что расстроится, так еще и веру в свои силы потеряет. Так что лучше ставить реальные, не слишком простые, но и не слишком сложные цели. Понаблюдайте за своим маленьким читателем) Посмотрите, что нравится ему, что не очень. Время позасекайте, посмотрите, как себя чувствует ребенок, не слишком ли сложно, не слишком ли просто. И уже на основании своих наблюдений выстраивайте свою, индивидуальную тренировку. Ох, что-то много так написала) Надеюсь, помогла разобраться. Удачи вам!

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]