Приветствую вас, родители юных школьников! Буквально недавно все мамы и папы были абсолютно уверены в том, что получить образование, как детсадовское, так и школьное, можно исключительно в стенах государственных учреждений. Наши родители неслись по утрам в детский сад или в школу, таща за руку нас, спящих на ходу, а потом спешили на работу, чтобы после окончания рабочего дня успеть забрать своё дитятко обратно домой.
Сегодня в качестве альтернативы учебным государственным стенам приходят платные элитные детсады и школы, где за определённую денежку с вашим ребёнком будут заниматься уже «на другой волне». Но и такое обучение требует посещать учебное заведение.
А встречались ли в вашей жизни случаи, когда абсолютно здоровые (не беру за основу примеры детей с ограниченными возможностями) ребята учились и получали аттестаты, не выходя из дома? Что такое домашнее обучение, или по-модному сегодня «хоумскулинг», и доступно ли оно рядовому школьнику?
План урока:
Существует ли российский хоумскулинг?
Домашнее обучение без прямого участия образовательного учреждения давно распространено в странах Западной Европы и Америке. В российском государстве хоумскулинг лишь набирает обороты. Для отечественного домашнего обучения не хватает наработанных научных методик.
Главными экспертами в семейном образовании пока остаются лишь сами родители, как правило, многодетные мамы и папы, которые своим хребтом через собственные пробы и ошибки проверяют альтернативную форму обучения.
Примеряя на себя западный опыт, российское законодательство с 1 сентября 2013 года предусмотрело в новом образовательном законе право каждой отдельной ячейки общества получать семейное образование. Система отечественного хоумскулинга сегодня даёт выбрать условия обучения ребёнка. Так, сделать это можно, либо полностью не выходя из дома, обучаясь заочно, либо в очно-заочной форме.
Что требует домашнее образование?
Прежде чем захлопать в ладоши от такой интересной идеи, когда про так поднадоевшую школу можно забыть, стоит задуматься о том, что весь груз ответственности за учебный процесс ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы взвалить на себя такую ношу?
Ведь очень часто мамы и папы учеников начальной школы жалуются, что им приходится вечерами делать уроки с детьми, а иногда они и вовсе не способны объяснить ребёнку материал.
Для домашнего обучения от родителей потребуется либо стать самим «семи пядей во лбу», либо им придётся раскошелиться на репетиторов, которые очень даже не забесплатно, но с удовольствием придут на помощь.
Готовыми надо быть не только материально, но и морально. Как вы себе представляете, обрадуется ли родимая школа, если вы вдруг заявите, что ходить на уроки ребёнок больше не будет, а педагогам придётся принимать у него промежуточные экзамены?! Я пока это вижу с трудом.
Как указывает закон, учебное заведение не вправе вмешиваться в домашний образовательный процесс, поэтому выбирать образовательную программу и давать задания родители смогут на своё усмотрение. Как мамы и папы справляются с обучением своих детей на дому, покажет аттестация школьника. Как и все обычные дети, домашние ученики по окончании выпускных классов сдают ГИА и ЕГЭ.
Только после успешной сдачи экзаменов им будет выдан заветный аттестат.
Непрошедшие контроль качества будут вынуждены вернуться обратно в школу. Будет ли непредвзятым отношение педагогов при проведении экзаменационной проверки знаний, чтобы «слишком умным» родителям показать их место, – ответить сложно. Но абсолютно уверена, что трудности не заставят себя долго ждать.
Как можно учиться дома?
Сегодня у родителей, желающих дать своему школьнику индивидуальное обучение, есть выбор, каким из его видов заняться, учитывая особенности ребёнка.
Семейная учёба
Такой учебный процесс предполагает получение знаний дома при помощи родителей, репетиторов или просто самостоятельно. В школу домашние ученики являются лишь на сдачу аттестации.
Обычно к семейному виду обучения приходят дети, значительно опережающие сверстников по интеллектуальному развитию.
Учатся дома и те, которые профессионально занимаются спортом, музыкой или ещё чем-то, когда совмещение серьёзного увлечения и школы невозможно. Решают приобретать знания, не посещая школу, дети тех родителей, чья работа связана с частыми переездами, и ребёнку приходится по несколько раз в год менять учебное заведение.
Бывают и такие ситуации, когда учиться вместе со всеми мешают религиозные или идеологические причины.
Надомная учёба
Такой вид образования рассчитан на детей, которые ходить в школу не могут по состоянию здоровья.
В России насчитывается более 600 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, и лишь около 25% из них получают образование дома, получая аттестаты зрелости. Остальные же, к сожалению, остаются без документов.
Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.
При вспомогательной программе планирование обучения выстраивается индивидуально и зависит от состояния здоровья и сложности заболевания.
Дистанционная учёба
Появилась благодаря развитию информационных технологий и предполагает получение образования посредством интернета и телевидения. Этот вид домашнего обучения подходит только тем детям, которые способны самостоятельно интенсивно работать. Дистанционная форма не привязана к определённому месту, связь с педагогами происходит посредством телефона, электронной и обычной почты.
Хоть российский закон и предполагает возможность получить образование дистанционно, на самом деле такая форма присутствует в школах лишь в виде эксперимента. Более того, чтобы оказывать услуги по дистанционному обучению, школьное учреждение должно пройти аттестацию. Нет на сегодня и единых программ, спецлитературы, технических средств и ловких специалистов.
Так что для начальной школы учёба на дистанции — это не лучший вариант, зато хороший способ получить высшее образование.
Что сделать, чтобы учиться дома?
Тихим вечером в тёплом семейном кругу вы вместе с ребёнком решили, что домашнее обучение – подходящий вариант, и вы «на ура» справитесь без школы. Непременно встанет единственно важный на первом этапе вопрос: как на него перейти и куда бежать?
Для перехода на семейное обучение родители стучатся в региональный Департамент образования, который после принятия решения о возможности сделать такой шаг в своём приказе прикрепляет домашнего ученика к образовательному учреждению. Делается это для того, чтобы сдавать промежуточные аттестации.
Конечно, можно прийти прямо в близлежащую школу к директору, но нельзя быть уверенным «на все сто», что он возьмёт на себя такую ответственность без вышестоящих органов.
Между школой и родителями появится официальная бумага, где помимо прав и обязанностей сторон, описываются детали учёбы, в том числе сроки сдачи проверочных работ и аттестаций, перечень практических занятий для обязательного присутствия.
Родителям, желающим учить ребёнка в семье, нужно помнить: школьные педагоги не обязаны ходить к вам домой, но школа должна предоставить учебные пособия и литературу из библиотеки!
Для перевода ребёнка на надомное обучение придётся собрать медицинские заключения и предоставить их в школу по месту жительства. Учебное заведение назначает из состава учителей тех педагогов, которые будут ходить домой. Родителям выдают журнал, где все учителя отмечают пройденный материал и ставят отметки. По окончании учебного года журнал сдаётся в школу.
Конечно, у домашнего обучения есть и плюсы и минусы. Подходя к образованию в индивидуальном порядке, мы устанавливаем детям свободный график, но одновременно даём соблазн раз за разом откладывать учёбу на потом. В любом случае, быть в рядах первопроходцев или остаться классиком – дело каждого родителя, ведь никто лучше вас не знает возможностей ребёнка.
А вы смогли бы решиться учить своего школьника дома? Хотелось бы услышать «за» и «против» хоумскулинга. Ваше мнение очень важно, ведь в споре рождается истина!
Удачи вам и вашим маленьким школьникам в новом учебном году!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
ой, вызывает у меня сомнение домашнее обучение... я за только в том случае, если малыш не может по каким-то причинам посещать школу...
Думаю, что у большинства родителей домашнее обучение вызовет сомнения.
Мне тоже не нравится идея с домашним обучением. Очень много подводных камней.
Школа она как-то привычнее, конечно)
Как человек, проработавший в универе 5 лет отмечу , что дистанционное обучение сперва развивалось по почте, детям в таком варианте — наврядле подойдёт, но для в/о — вполне пригодно, по крайней мере — формально (однако хороших практических результатов я никогда ещё не видел)
Ну сейчас то по почте наверно уже никто не учится. Если только по электронной. Интернет под рукой, скайп. А вообще было бы очень интересно услышать мнения родителей, чьи дети уже на домашнем обучении.
Мне в свое время хватило ума не переводить ребенка на домашнее обучение.
Для такой формы обучения должны быть серьезные показания, на мой взгляд.
Что касается мнения родителей, у которых дети находятся на домашнем обучении... Думаю, что многие из них будут хвалить выбранный ими вариант обучения. Лучше поинтересоваться у тех, кто обучался дома) Интересно знать их мнение.
Хотя, конечно, каждый выбирает то, что ему ближе. Я за возможность выбора)
Друзья, поддерживаю Ирину! Если вы на себе испытали все прелести домашнего обучения, то, пожалуйста, расскажите, как это было?
Ирина и все-все, здравствуйте! Ну вот, я та мама, которая забрала и первого класса сына, выучила до конца четвертого дома. Потом он сдал тесты и пошел в среднюю школу. Если Вам еще интересно, могу рассказать все подробности. Кратко: учился по 6-8 часов, выполняя ВСЕ задания из учебника, без надсмотра и подгоняний, с удовольствием, в результате — очень спокойный, уверенный ребенок, готовый действительно учиться. Ему после такого плотного графика работы школа показалась легкомысленной — заданий мало, и проходить одну тему в 1-2 дня?!!! Это расслабон для него. Его такой темп вообще не устраивал. Занимался дополнительно дома сам. Как-то так. Нам обоим понравилось. Это было 7 лет назад, сейчас в университете уже учится. А младшего тоже теперь хочу на домашку.
Светлана, спасибо большое за то, что поделились опытом своим. Многим пригодится.
Евгения, все же думаю, что дистанционное обучение хорошо для повышения квалификации или получения второго высшего образования, для школьников без особых проблем -это все же тяжеловато и не надо.
Следует обратить внимание, что в настоящее время ни семья, ни школа, не получают денег за семейное обучение, так как ребёнок в этом случае не входит в контингент школы.
А на счет денег не все понятно, если честно.
Письмо от 15 ноября 2013 г. N нт-1139/08 об организации получения образования в семейной форме
«В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)»
А зачем учиться диван ,пожрал поспал ВК.Это могли придумать враги я как божество вспоминаю свою учительницу Освальд Людмилу Иосифовну , а сейчас это просто люди которые выбрали не ту профессию .Наша школа из хутора в Михайловском р-н дала образование людям и они смогли реализовать как в политике это главы р-н и Выше так и в других сферах более 90 пр поступают в высшие заведениябименно благодаря знаниям не блату есть золотой медалист .
Мой внук в этом году стал первоклассником. В школу пошел с удовольствием, хорошо подготовленным. Только незадача, попал он в класс с экспериментальной программой «Гармония» и впал в ступор от квадратиков и ноликов и никак не может понять, что от него вообще хотят. У ребенка начал развиваться комплекс неполноценности. Переводить в класс с программой «Планета знаний» руководство школы отказывает, якобы классы переполнены. за два месяца посещения школы ребенок не получил ни крупицы новых знаний. Чтобы не подорвать психику ребенка, придется перейти на домашнее образование.
А я за домашнее обучение — у него больше плюсов чем минусов и оно явно выигрывает у классической школы и по результату (качеству обучения) и вырастет более физически и психологически здоровая личность. НО есть одно НО — не всем оно доступно.
Сейчас многие 6-ти летки занимаются как бы на подготовке в самой школе — бесполезная трата времени и денег в 99%. А в первый класс набирают по 32-34 ученика — оказывается если площадь класса позволяет то можно и больше — чего уж там собирали бы и по 100 и в спортзал и один учитель обучал бы — экономия же какая на з/п, а то что ребенок на 6 парте и доску то не видит, да и учителя почти не слышит и он там не один (Вы бы хотели чтобы Ваш малыш отсидел там на галерке начальную школу) — зато классическая школа — чушь. Уж явно лучше дистационное обучение на дому, чем на такой дистанции в классе. Да и сборы-поборы в классической школе с каждом годом растут с геометрической прогрессией — ремонт в классе, оплата уборки в классе (иначе должны убирать дети — почему? их отдали обучать, а не работать бесплатно), замена окон, покупка экранов и проекторов, дары учителям на все праздники (даже религиозные) и это не по желанию и от чистого сердца — не забудьте у них в заложниках ваше чадо и это не символические суммы сейчас (сейчас в запросах — ювелирные украшения, подарочные сертификаты в магазины, ...), а так же дары администрации школы и как бы самой школе на выпускные, которые теперь в 4-м, 9-м и 11-м классах (тут как правило оргтехника, снегоубороные машинки или газонокосилки, ...)
Одно не пойму — почему для домашнего обучения нужно разрешение каких либо органов — для этого должно быть достаточно решения самих родителей ведь это ляжет на их плечи.
Круто, что тема домашнего обучения становится всё популярнее. Думаю, это может привести к тому, что в будущем много школ начнут предлагать гибкие программы для учеников. И родителям придется больше вникать в процесс образования своих детей, что по моему мнению, только плюс.
Прочитал статью и многое согласуется с моим опытом. Когда мы перешли на домашнее обучение, первое время было сложно организовать процесс, но потом дети стали более самостоятельными. Важно правда не забывать про социализацию, так что стараемся водить их на секции и встречи с друзьями.
Как интересно, всегда думал что домашнее обучение это просто когда родители сами учат детей, а оказывается есть целые онлайн платформы и сообщества для этого. И еще удивило, что дети могут общаться с ровесниками через специальные мероприятия, так что социализация тоже на уровне.