Доброго времени суток, дорогие читатели! Рада видеть вас на страницах блога.
Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах. Поэтому нам, родителям, нужно знать, что такое УУД в начальной школе.
Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.
План урока:
Что это такое?
Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.
Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.
А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия? О, друзья, здесь не все так просто. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.
Структура УУД
Дело в том, что все УУД можно разделить на четыре группы:
- Регулятивные.
- Личностные.
- Коммуникативные.
- Познавательные.
Ну вот, разделили. Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.
Регулятивные
Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
- ставить цель;
- давать оценку;
- планировать свою деятельность;
- делать прогнозы;
- корректировать свои действия.
Легче все это понять на примере.
Мальчик Вася готовится к экзаменам.
Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?
- Поставить цель. Цель Васи – пятерка на экзамене.
- Оценить ситуацию. Вася оценивает свои знания и понимает, что плохо знает большинство тем предмета.
- Прогнозирование. Вася дает свой прогноз – если он не будет учить темы, то пятерки ему не видать, если будет учить, то и пятерка будет.
- Планирование. План у Васи такой – каждый день, он будет повторять по три темы.
- Коррекция. До экзамена остается 10 дней, а в учебнике 40 невыученных тем. Вася понимает, что если он будет учить по три темы в день, то цель не будет достигнута. Он корректирует свои действия, начиная изучать по 4 темы в день.
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Личностные
Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:
- понимать себя самого;
- понимать людей;
- видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
- сострадать;
- определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.
А, во-вторых, в начальной школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики».
Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио. Личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.
Познавательные
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.
Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:
- выдвижение гипотезы;
- поиск информации;
- анализ информации;
- обоснование результата;
- предоставление доказательств.
Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.
Коммуникативные
Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
- ведение диалога;
- высказывание своей точки зрения;
- защита своей точки зрения;
- выслушивание чужого мнения;
- разрешение конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.
Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.
А в семьях — ссор и скандалов.
Было бы меньше несчастных людей.
Согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье.
Друзья, желаю вашим деткам легко и просто овладеть всем, что готова дать им начальная школа.
Счастья вам и здоровья!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Да, всё красиво в теории, но, к сожалению, не так радужно на практике. Зачастую эти УУД не всегда оправданы, несут информационный перегруз и иногда даже формируют негативное отношение ребёнка к школе и процессу обучению в целом.
Все задания в начальной школе должны быть посильны для ребёнка. А составлять письменные проекты для школьника во 2-м классе с применением информации из дополнительной литературы и интернета — это, по моему мнению, уже перебор. Далеко не каждый ребёнок с таким справится самостоятельно. Причём темы проектов иногда не имеет конкретики, а просто высосаны из пальца. Не верите? Посмотрите на некоторые задания, например, в рабочих тетрадях по окружающему миру или по литературному чтению программы «Школа России». Просто непонятно, чем руководствуются дяденьки и тётеньки, которые пишут учебники и составляют учебные программы. Такое впечатление, что от детей они очень далеки... Наверное, должна быть какая-то золотая середина и оптимальная нагрузка в заданиях, для того, чтобы не погубить то хорошее, что должна нести школа.
Возможно, мой комментарий покажется резким, но я реалист, и проблемы школьного образования мне действительно близки .
Здравствуйте, Ариника! Спасибо большое за Ваше мнение. На счет проектов, мне кажется, что никто и не думает, что второклассники с такого рода заданиями будут справляться самостоятельно. Им требуется помощь родителей, в обязательном порядке. Тут главное не переборщить с помощью, не оказать медвежью услугу, не сделать вообще все за ребенка. Нужно раз за разом показывать как это делать. Как искать информацию, где искать, что с ней делать, как все оформить? У нас как было? Мы с Александрой (это моя дочь) в первом, втором, и даже третьем классе проекты делали вместе. Сейчас она в четвертом классе и я уже их не касаюсь. Она поняла что к чему и теперь делает все самостоятельно. А на счет тем проектов, то нам как-то на них везло. Всегда адекватные, интересные, понятные. Хотя тоже «Школа России». Видимо здесь от учителя зависит, как он задание сформулирует. И еще я считаю, что намного интереснее изучать тему именно в таком «проектном» формате, чем просто параграфы из учебника зубрить.
Раньше в школе тоже учили и развивали УУД. Но никогда не ставилась цель развивать коммуникативные и регулятивные навыки. Вернее, такие навыки развивались, но как-то ограниченно. Личность вообще ставилась позади общества. Сначала был коллектив, а уже потом личность как член коллектива. Мне очень нравится, что сейчас больше внимания уделяется ребенку как личности, со своими взглядами и интересами.
Здравствуйте, Алла! Мне тоже очень приятно, что основная направленность идет именно на личность ребенка. Взять хотя бы портфолио школьника. Раньше о таком чуде и не слыхивали, а сейчас оно практически у всех есть. И у каждого ученика свое. Это как книга о ребенке, которую он сам с вашей помощью и с помощью учителя написал. И все как на ладони, что ты делал, как ты делал, чем занимался, чего добился. Мы с Александрой, моей дочерью, портфолио ведем с первого класса. Сейчас она в четвертом. И уже интересно посмотреть, а что там было три года назад?