Всем читателям блога «ШколаЛа» моё «Здравствуйте!» Наше государство заботится о том, чтобы каждому ребёнку дать бесплатное школьное образование. Каждому! Потому утверждённая в 2011 году федеральная программа Доступная среда в школе всё больше и больше набирает обороты.
Конечно, для любого учебного заведения создание так называемой безбарьерной среды — это дополнительная нагрузка и в первую очередь — финансовая.
Чтобы предоставить подходящие комфортабельные условия для обучения особенных детей, администрации школы приходится приложить немало усилий и постучаться не в одни муниципальные и даже региональные двери, дабы «выпросить» предусмотренные на эти цели госбюджетом средства.
И тем не менее, с каждым днём всё больше тех учебных заведений, которые идут навстречу детям-инвалидам и делают всё, чтобы они в стенах школы чувствовали себя комфортно и учились наравне со всеми.
Где искать господдержку?
На законодательном уровне требования создать специальные условия обучения детям с инвалидностью регулируются положениями вот этих основных нормативных актов:
- ФЗ №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов», в котором закреплены обязанности государства в лице образовательных учреждений предоставить инвалидам право обучения и получения профподготовки,
- Порядком обеспечения условий доступности объектов в сфере образования, утверждённым приказом Минобрнауки №1309 от 09.11.2015, где регулируется, какие именно условия школьным учреждением должны быть созданы для детей-инвалидов,
- Методическими рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, утверждёнными письмом №30-7/10/2-3602 от 11.04.2012, регламентирующими стандарты, в пределах которых должно быть создано безбарьерное пространство для инвалидов в принципе и на объектах социальной сферы в том числе.
Знаете ли Вы, что?! За первые 4 года реализации «Доступной среды» было модернизировано более 45% объектов, в 90% российских городов создали карты доступности социальных объектов, а инклюзивное обучение для детей-инвалидов стало возможным в более чем 20% всех российских школ. Программа продлена до 2020 года.
Что требуется от школ
Директоры школ, которые решили приступить к реализации безбарьерной среды и принять на обучение детей с нарушением функций передвижения и инвалидов по зрению и слуху, сразу сталкиваются с проблемой серьёзного переоборудования здания и благоустройства территории вокруг него, ведь федеральная программа в идеале «требует» от школ решить вот эти задачи:
- для детей с опорно-двигательными проблемами создать физическую безбарьерную среду, предполагающую наличие пандусов, автоматических систем открывания дверей, оборудованные поручнями либо мобильными подъёмниками лестницы, расширенные проёмы для прохождения инвалидных колясок, специально сконфигурированную мебель в классе с местом строго в ряду около дверного проёма,
- для детей-инвалидов по зрению и слуху модернизировать пространство в школьных помещениях, снабдив их индукционными системами и звуковым оборудованием, информационными панелями и тактильными знаками, при этом использование таких предупреждающих систем должно быть дублирующим, то есть, например, нельзя просто повесить табло с крупным (минимум 7,5см) контрастным шрифтом, нужно для инвалидов по зрению их продублировать специальным шрифтом Брайля, ну, и другие тонкости,
- для всех учеников с ограниченными возможностями оборудовать к школе безопасный пешеходный путь от остановки транспорта или парковки до школьного крыльца, включая размещение по пути для незрячих тактильных направляющих полос, для неходячих — пониженные до уровня с дорогой бордюры и выровненные перепады у лестничных ступенек высотой до 0,12м и шириной не менее 0,4м, продублированные пандусом,
- ввести в штат дополнительную единицу — дефектолога, который будет заниматься коррекционными и реабилитационными занятиями.
Так что посудите сами, чтобы максимально тщательно подойти к этой проблеме, сил надо положить немало. Ведь всё, что раньше капитально построено без учёта потребностей инвалидов, реконструировать за короткие сроки невозможно, и нередко даже не в деньгах дело.
Тем учебным учреждениям, которые на оценку «отлично» справились с поставленной государством задачей создать особенным учащимся безбарьерную среду, после тщательной проверки дают заветный Паспорт доступности.
Но увы, не каждой школе такие рекомендованные положения федерального законодательства под силу, и нередко желание школьной администрации помочь особенным детям стать полноценными участниками школьной жизни заканчивается разработкой лишь школьной документации и не переходит в практическую стадию реализации, ибо «гладко на бумаге, да забыли про овраги».
Некоторые учебные заведения справляются с этой задачей частично, приобретая и устанавливая часть из положенного оборудования, и это уже хорошо.
Нередко учебные заведения приходят к выводу, что модернизация им не под силу и лучше воспользоваться правом учить детей-инвалидов дистанционно либо на дому, что кстати предусмотрено действующим законодательством и является альтернативой создания на базе школы полноценной доступной среды.
А Вашей школой уже получен Паспорт доступности или школьный коллектив только вступил в ряды создателей безбарьерной среды? Рассказывайте в комментариях.
Всего вам доброго!
ШколаЛа:)
В теории, конечно, все так и должно быть. Но! Пандус пристроенный на входе проблему не решает. Школы в 3 этажа построены так, что в них подъемник не встроишь, не разрушив здание. Нужны школы, построенные по другим проэктам. Или делать специальный класс на первом этаже, что тоже, не лучший вариант.
Думаю, что современные здания строят с учетом всех потребностей людей с ограниченными способностями.
Им надо везде помогать.
Хочется верить, что это будет правдой, но как показывает практика, даже пандус в некоторых заведения — это роскошь.
Ну вот, не знал что в школах сейчас столько внимания уделяют доступности для всех детей. Раньше такого точно не было. Интересно, что учитывают и детей с особыми потребностями, и даже мебель подстраивают под рост. Думаю, это правильный подход, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно.
Классно что в статье подняли тему доступности среды в школах, это важно для всех детей. Удивило что уже столько школ оборудованы пандусами и лифтами, казалось бы еще вчера об этом только начали говорить. Интересно стало как это влияет на успеваемость детей с ограниченными возможностями, хотелось бы узнать побольше.