Здравствуйте, друзья! На блоге «ШколаЛа» очередная статья из серии, посвященной программам обучения наших маленьких школьников. Продолжаем разбираться! И сегодня «под прицелом» образовательная программа начальная школа 21 века. Прошу не путать со «Школой 2100».
Авторский коллектив
Сегодня – это одна из самых распространенных программ обучения. К слову сказать, авторский коллектив удостоен премии Президента РФ.
Руководитель проекта – Виноградова Наталья Федоровна, автор почти четырехсот публикаций по проблемам образования, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО. Она же разработала учебник «Окружающий мир» для программы, который в ходу уже больше десяти лет. Также является соавтором учебника по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», которая добавляется в 4 классе.
Программа практически не отличается по количеству дисциплин с 1-го по 4-й класс. За исключением того, что во 2 классе добавляется английский язык. Уроки 3 класса такие же, как и во втором. А в четвертом классе появляется новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Коллектив авторов учебников на протяжении 4-х классов неизменен, укажу пять основных (на мой субъективный взгляд) предметов:
- Русский язык. Над пособием работали Л.В.Петленко, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова, под редакцией С.В.Иванова.
- Литературное чтение. Подготовили Л.А.Ефросинина и М.И.Оморокова.
- Математика. Разработана В.Н.Рудницкой, О.А.Рыдзе, Т.В.Юдачевой, и Е.Э.Кочуровой.
- Окружающий мир. Подготовлен, как уже упоминалось, руководителем учебного проекта Н.Ф.Виноградовой в соавторстве с Г.С.Калиновой.
- Английский язык «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Уорелл Э., Уорд Э., Эббс Б.
Кроме указанных, программа включает в себя дисциплины:
- основы религиозных культур и светской этики (изучаются мировые религиозные культуры, отдельно православие и ислам);
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физкультура.
В 1 классе изучается Букварь под редакцией Журовой Л.Е. и Евдокимовой А.О.
Особенности системы
В 2009 году был утвержден новый ФГОС. С тех пор основной упор в школе делается на развитие личности учащегося, поэтому все программы обучения носят деятельностный характер. Программа «Начальная школа 21 века» соответствует этим требованиям.
Отличием «Школы 21 века» является введение педагогической диагностики на протяжении 4-х начальных классов, которая позволяет видеть динамику развития школьников в учебе, вовремя реагировать и помогать, при необходимости. В учебниках это выражается в заданиях по проверке пройденного, где нужно исправить в предложенном тексте ошибки, самостоятельно проверить выполненную работу, сравнить свои результаты с текстом в учебнике.
Реализован принцип природособразности: учитываются личность ребенка, возможность его обучаемости. Все учебники имеют дополнительное содержание, что решает сразу две задачи: снятие обязанности усвоения всего учебного материала (ребенок может, но не обязан это знать), с другой стороны, у более сильного ученика есть возможность проявить себя.
Первокласснику нужно помочь адаптироваться при переходе от дошкольной жизни в детском саду или дома к школьному образованию, поэтому учебный курс от первого ко второму полугодию меняется, оставаясь «мягким» для восприятия ребенка.
Хотелось бы верить, что действительно реализован декларируемый авторами приоритет поисково-исследовательской деятельности. Т.е. ребенок не просто слушает, смотрит и повторяет, а является непосредственным участником учебного процесса, своего рода исследователем. В программе представлена система игр, развивающих необходимые качества для закрепления получаемых знаний.
Плюсом программы, я считаю, усиленное внимание к творчеству детей, развитие их воображения. Другое дело, как это все будет реализовано учителем, но это отдельный разговор. А вообще программа содержит множество творческих заданий, ролевых игр, особенно в дисциплине «Окружающий мир».
Взгляд изнутри
Теперь взгляд изнутри, так сказать, предметно, что я выяснила по отзывам и в ходе изучения вопроса.
Большинство родителей довольны предлагаемым к изучению материалом по литературе. Хорошо представлена классика: Пушкин, Толстой, Крылов. Но многие не довольны проводимой работой над произведениями: не хватает анализа, сравнения, пересказа. Я считаю, что здесь очень важна адекватность учителя, тогда усвоение будет полноценным.
Многие сетуют на программу по математике, а именно на саму подачу как учебной информации, так и формулировку заданий и вопросов.
Несколько слов о русском языке. Изучая системы образования, представленные в наших школах, я обратила внимание на наличие фонетического разбора уже в первом классе. Причем, он есть не во всех системах обучения. К сожалению, в «Школе 21 века» он есть. Почему к сожалению? Мне кажется, что на этапе знакомства с текстами, для будущего грамотного правописания очень важно зрительное восприятие правильно написанных слов. Фонетический же разбор для первоклашек, еще не знакомых с орфограммами и словарем, представляется мне не только лишним, но и вредным.
Сами подумайте, что полезнее видеть ребенку чаще: «ёжик» или «йожык»? Хотя, многие говорят, что именно русский язык в рассматриваемой системе обучения сильнее, чем в других программах.
Вообще, мне показалось, что вся программа – довольно интенсивна. На многие сложные, на мой субъективный взгляд, темы выделяется всего 1 урок. Хотя, может этого достаточно и так и надо для современного ускоренного темпа жизни?
О необходимой помощи в учебе
Одно стало очевидным: для успешного обучения ребенка, вероятнее всего придется ему помогать. И даже если ребенок от природы самостоятельный — контролировать и направлять, совершенно точно. Если же ребенок пока не особенно усидчив и внимателен к объяснениям учителя на уроке, то совместные домашние задания – сегодня совершенно обычная практика. Хотя это можно отнести и к другим программам.
Кроме адекватной домашней помощи ученику – просто колоссальную роль играет учитель. Потому что, исходя из всего, что я прочитала, вывод один: грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной, полезной и ребенок ее усвоит.
Кстати, согласно статистике, независимо от выбранной образовательной программы в школе или конкретном классе, при итоговой аттестации ученики разных программ демонстрируют одинаковый объем знаний. Т.е. отличается лишь путь к результату, а качество итоговых знаний зависит от многих факторов. Поэтому не стоит слишком критично относится к современным методикам обучения, хвалить или рьяно корить отдельные. Успех образования зависит от педагога, родительского участия и самого ученика.
Буду надеяться, что все у всех сложится так как надо. И мы разгрызем-таки этот гранит науки!
Также на блоге вы можете ближе познакомиться и с другими программами начальной школы, например, «Школой России», «Системой Эльконина Давыдова», «Системой Занкова».
Вне зависимости от программы, по которой учится ваш ребенок, я желаю вам удачи! А еще жду ваших комментариев, особенно от тех, кто испытал «Школу 21 века» на себе.
Всего вам доброго!
Детишкам привет!
Евгения Климкович!
Евгения, добрый вечер. Я даю вам награду-эстафету, которая называется Liebster Blog Award. Слышали про такую? Суть в том, что один блогер передает такую награду нескольким другим блогерам, но в начале должен выполнить некоторые условия, чтобы считаться лауреатом. В общем прочитайте обо всем этом в моей сегодняшней статье. Там я всё подробно расписал. Буду вас ждать)
мое мнение такое, что программа должна быть насыщенной: все, что заложишь в детстве, остается на всю жизнь!
Высокой степенью насыщенности сейчас многие программы похвастаться могут, даже наверное все.
Мне тоже многое не нравится в школьной программе. Но даже учительница говорит, что ей многое не нравится, но не разрешают отходить от плана заданного сверху, проверками замучают
Вроде как учителям начальных классов разрешают выбирать программу по которой они будут учить детей. А про проверки, да, я тоже слышала.
Мне вот хотелось бы узнать побольше про домашнее обучение)
Юнона, задача ясна! Приступаю к подготовке статьи на данную тему)
В школе Василия Великого (Зайцево) учебник по математике Рудницкой заменили на учебник Гейдмана (по нему преподают в ЛИТе на Профсоюзной).
Да и вообще, похоже эту программу XXI века похоже прикрывают. У нас в районе на Юго-Западе практически не осталось школ преподающих по этой программе.
По поводу семейного образования. Посмотрите программу «Русская классическая школа»
Преподают математику по учебникам Киселева!
Все вышесказанное относится к платному образованию. Качественные унифицированные программы для всей России на бюджетной основе недоступны.
Будут ли их вводить в Минобре при Васильевой вопрос. Да и учителей старой педагогической закалки все меньше и меньше, большинство уже на пенсии.
Так что, как крутились мы сами дома с чадом + допобразование за деньги, так видимо и будем без помощи государства и дальше жить.
Советское качество образования для нас вряд ли будет доступным
Евгения, здравствуйте. Не подскажете, где можно купить методические пособия по данной программе в 1-2 классах? Спасибо.
Здравствуйте, Гульнара! В интернет-магазине My-shop вроде есть что-то. Посмотрите по этой ссылке my-shop.ru/shop/books/109...tml?partner=8939 Это математика 1 класс. Но там и другие есть книжки.
По этой программе учился мой первый ребёнок!Было сложно. Спорить бесполезно. Но зато расслабиться не было возможности. Я считаю,это очень здорово. И узнавали такое,что и я, как родитель, находила полезным для себя.
Добрый день! мой ребенок только отучился первый класс по этой программе. Согласна, что математические задачки не всегда правильно сформулированы, отсюда возникают разногласия по ответу. Но если заглядывать назад (что ребенок прошел на уроке), то ответ напрашивается сам собой. Очень мне нравится подбор произведений по литературному чтению. Окружающий мир отлично расширяет кругозор и учит деток готовить презентации у доски. Не вижу ничего критичного в фонетическом разборе слова по русскому языку. Как оказалось, зная фонетику ребенок быстрее понимает разницу между написанием слова и его звучанием. В целом, я довольна программой: она интересная, динамичная, и обычным деткам без сверх способностей подойдет, НО помощь родителей все равно понадобится!
Здравствуйте!
Хотелось бы прокомментировать букварь Журовой, Евдокимовой по программе «Начальная школа 21 века». Это один из худших учебников для первоклашек!
Как сказано в статье, всё начинается со звукового анализа слов. После 2-3 недель обучения все дети, умевшие до школы читать и немного писать, стали писать свои имена так: Тйома (Тёма), Анья (Аня), Васйа (Вася) и тд. О какой грамотности может идти речь, когда родителям приходится тратить вторую половину дня, чтобы перебить «знания» после этого «букваря»?!
Далее, чтение слогов началось через 1,5-2 месяца от начала учебы. За это время по хорошо известному букварю Жуковой дети выучиваются читать короткие диалоги.
Третье, прописи, это отдельная печальная тема. Буквы пишутся отрывно! Буква «ю» состоит из 3х отдельных (!) элементов. Буква «ы» обводится снизу. В букве «Р» заглавной шляпка пишется справа налево! И это только несколько примеров! Помимо непосредственно прописывания букв половина каждого урока занята распознаванием похожих букв и их элементов, совершенно бестолковое занятие даже для неумеющих писать.
В целом, впечатление от этого учебника крайне отрицательное! Трудно не заподозрить создателей в некоем саботаже.
Учебник по русскому языку 2 класс авторы Иванов, Евдокимова и т.д. ужасный. Правила сформулированы не в соответствии с правилами русского языка. Используются какие то шапки невидимки стр 72, суффикс не убегает стр 123 и т.д., правило написания суффиксов ёнок и онок стр 121 по этим правилам тигрёнок нужно писать тигрОнок, так же и лисОнок, потому что р и с твердые! как объяснить это ребенку и зачем такое писать!
Жили-были Лисонок с Тигронком) Ужас какой.
Программа на мой взгляд излишне динамичная. Мы несемся по ней роняя тапки, ничего не закрепляя. В добавок математику проходим по Петерсону — это еще усложняет обучение. Русский язык — отвратительный учебник. В общем, тяжело очень. Думаю о смене школы, чтобы уйти от этой программы.
Здравствуйте, Анна) Возможно, смена школы — это лучший выход в вашей ситуации, главное еще на что-нибудь не нарваться «поинтереснее».
Закончили по программе «21 век» первый класс. Программа не нравится. Математика откровенно слабая. Весь год занимаются счётом в пределах 20. И все! Фонетический разбор слов, по моему мнению, не нужен. Ребенок вообще его не понимал.
Мне очень нравится эта программа, сын по ней занимается. Программа построена очень правильно и пробуждает в детях интерес к учебе. Учебники хорошие, у нас любимый предмет — математика, учебник иллюстрирован богато, много примеров разбирается на картинках, детям легко усваивать информацию
Здравствуйте! Объясните мне,человеку получившему советское образование,зачем в школе детям забивают голову фонетикой? Может я чего то не понимаю? Может в мое время учебные программы составляли неумные люди,не понимающие ценность фонетического разбора слов? Зачем человеку ,которого с рождения окружает русская речь,фонетика,транскрипции и парность звука по мягкости и твердости? Объясните??!!! Что это эа программа,скачущая с места на место? Ни последовательности,ни стройности в обучении? Вроде автор уже глубоко пожилой человек,получивший советское образование! Или он достиг своих высот попреки этому образованию? Литературное чтение это вообще кошмар! Откуда взяли только такие тексты? Такое впечатление,что авторы не знают, что вообще можно предложить детям для чтения. Один царевич Нехитёр-Немудёр чего стоит ! В хрестоматии сказка «Умная внучка» В учебнике почти то же самое,только под названием «Дочь-семилетка» . Да всего не перечислишь!
Здравствуйте! Занимались по программе «21 век». На самом деле сложная программа, но исследовательская деятельность, привитая у ребенка с первого класса, осталась и по сей день. А то образование, которое получили в начальной школе помогло в 5, 6, 7 классах! В 2018 году мой сын поступил на бюджет, сейчас на первом курсе Компьютерной Безопасности. Родители, найдите время, занимайтесь с детьми. Терпения! Удачи!
Елизавета, спасибо за этот ценный комментарий) Повторю ваши слова: «Родители, найдите время, занимайтесь с детьми»!
Всем здравствуйте! Сейчас дочь учится по этой программе во втором классе. Она отличница, но мы дополнительно занимаемся постоянно, тк программа очень прыгающая, ничего не закрепляет, объяснения правил полностью противоречат с примерами(есть исключения). Ощущение, что программа разработана для того, чтобы дети вышли без базы и с полностью отбитым желанием учится.
Здравствуйте, уважаемые блогеры! Я думаю, что в комментариях об образовательных программах недопустимо писать с орфографическими ошибками.Так у вас при анализе русского языка как предмета ошибка в написании частицы НЕ: «Несколько слов о русском языке. Изучая системы образования, представленные в наших школах, я обратила внимание на наличие фонетического разбора уже в первом классе. Причем, он есть ни во всех системах обучения.» — НЕ во всех системах обучения. Исправьте, пожалуйста.
Спасибо, Наталья! Исправили.
Программа отвратительная!! Желание и интерес к учебе отбивает полностью.Насыщена не нужной для начальной школы информацией.Ребенок писал грамотно. а сейчас делает ошибки,которые закрепили с помощью учителя и этой программы.Задают много. ...Учебники убогие,задания не конкретные.Ужас!! Какой...разрешил ее внедрять в школу? И не говорите,что это не так.Не встречала ни одного родителя, который хоть что — то сказал положительного об этой программе,кроме авторов.
полностью согласна, программа направлена на уничтожение личности ребёнка превращение его в биологическую массу, которой все противно в стране в семье и в личной жизни
Дочка заканчивает 1 класс по программе 21 век. Хочется сказать, что многое завиит от педагога и ее умении работать с программой и привносить свои дополнения. Я изначально еще с детского сада видела в своем ребенке стремление узнавать новое и умение применять это на практике поэтому искала программу посложнее обычной Школы России. Я очень признательна нашему педагогу советской закалки. Я с ребенком делаю только устные уроки, математику и письмо она справляется сама, тем более, что я и сама не очень помню твердые, мягкие, звонкие и т.д. Рада, что не мучают нас по окружаещему миру презентациями, плакатами и ведением дневников наблюдения, которые по факту делают родители, а только читаем информацию, которая пригодится в жизни. Моей дочери очень нравится математика примеры со скобками, сложение и вычитание двухзначных чисел, немного умножения, задачи конечно заставляют ее задуматься и иногда приходиться наталкивать ее на путь решения. Читаем конечно очень много, каждую неделю новый автор Пришвин, Паустовский, Маршак, Осеева, Чуковский и 3-4 его произведения. Произведения разные от 2 страниц до 25 с учетом картинок, ребенок вздыхает читать не любит как и все нынешние дети, привыкшие к гаджетам. Поэтому если ваш ребенок до 1 класса не научился читать ему и вам будет очень сложно, ведь даже в начале учебного года нужно уметь прочесть, что задали). Если вы идете на эту программу главное не переоценить потенциал своего ребенка и не создать ему и себе трудностей. Я много работаю и на уроки с ребенком трачу около 1.5 часов в основном на чтение, темы не объясняю поскольку сама не очень в этом разбираюсь, ребенок порой мне говорит,мама ты, что в школе не училась
Как по мне, так в программе маловато акцента на развитии критического мышления. Ведь сегодня детям важно уметь анализировать инфу, которой по интернету море. И еще, хотелось бы больше увидеть проектной работы, чтобы ребята научились работать в команде и решать практические задачи.
Смотрю, очередная образовательная программа для наших чад, и каждый раз обещают золотые горы. Что ж, интересно, сколько времени пройдет, прежде чем поймем, что старая добрая табличка умножения и чтение по слогам никто не отменял. Удачи в воспитании гениев, ага.