Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

«Перспектива». Еще одна программа обучения в начальной школе

Автор:

И снова здравствуйте! Не устали от изучения школьных образовательных программ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления Федерального образовательного госстандарта для первой ступени образования.

 

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

 

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

 

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:

  • «Хочу учиться!» — основано на первоначальном интересе ребёнка ко всему новому и помогает сохранить и подогреть эту познавательную функцию заданиями планировать свои действия и доводить их до конечного результата, оценивать и исправлять недочёты, без чужой помощи находить ответы на поставленные вопросы.
  • «В здоровом теле здоровый дух!» — должно обеспечить сохранение здоровья учеников, научить их личной гигиене и правилам безопасности, включает в себя формирование моральных ценностей: способности переживать, заботиться не только о себе, но и об окружающих, беречь то, что создано природой и человеком.
  • «Я в мире, мир во мне!» — помогает строить собственное «я», включая возможность саморазвиваться, познавать себя через восприятие нравственных ценностей и культурных приоритетов, умение оценивать и критиковать свои действия и поступки.
  • «Я общаюсь – значит, я учусь!» — прививает коммуникативные навыки, так необходимые для образовательного процесса: умение вести свободный диалог, слышать и слушать, определять нужные источники информации, работать с печатными изданиями, в первую очередь, с книгой.

Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

«За» и «против» перспективного обучения

Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в системе Эльконина-Давыдова, немного.

 

Как отмечают учителя, что-то у авторов проекта напутано с учебными материалами для первых двух классов начальной школы:

«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и  прописную пишут одинаково…»,

«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,

«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,

«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».

А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:

«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,

«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».

Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.

 

Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.

Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.

Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?

Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 13
  • Юлия
    30.01.2018 | 22:04

    Здравствуйте! на самом деле «Перспектива» никак не связана с имеем Л.Г. Петерсон. Раньше в ней присутствовали её учебники, теперь же нет. Так как дело всё в денежной проблеме). А так учебники достаточно слабые. Окружающий мир. как по мне правда, не интересен. Русский язык очень печально беден на задания. В 3-4 ом классах я забросила их и подбирала сама все задания: карточки, списывания, диктанты. НЕВЕРОЯТНО мало часов на развитие речи. Их нет совсем. За 3 класс мы писали изложения раза 4, наверно. (это очень мало). Литературное чтение — один смех. Его я дополняла другими учебниками других программа (благо можно было взять в школьной библиотеке на всех), математика была Петерсоновская (единственный плюс). Так что, как учителю, мне было не интересно работать, материал я искала сама по темам.

    Букварь и прописи я использовала из «Планеты знаний». Там они очень хорошие, благодаря им я научила очень хорошо писать первый свой выпуск, и нынешний первый класс. А вот «Азбука» и прописи к ним Климановой — ужасные. Учитель приличного возраста учила детей писать, ничего хорошего не вышло(

    Вот такое сумбурное мнение :D

  • Екатерина
    13.04.2018 | 09:29

    Здравствуйте!

    Я мама, ребенок 1 класс учится по программе Перспектива. Конечно она рассчитана на « сильных» детей и «помощь» родителей, но все же заниматься ребятам интересно (т.к. все родители боялись, что дети будут скучать…)

    Но я сюда пишу предупредить родителей, что бы они готовились(если пойдут на эту программу) еще и к 6-ти дневной учебной недели , начиная со 2-го класса!!! У других программ 5-ти дневная неделя. Я этого не знала, к сожалению...

    • Евгения
      14.04.2018 | 10:21

      Здравствуйте, Екатерина) Спасибо за ваш комментарий. Уверена, он многим будет полезен.

  • Александра
    25.04.2018 | 16:22

    Здравствуйте!

    Я — мама первоклассника. Программа отвратительная! Особенно учебник по русскому языку — задания сформулированы так, что ребенок их понять не может. Программа составлена так, что родители обязаны очень-очень активно принимать участие в образовательном процессе. И что вообще странно — официально в 1-м классе не должно быть домашних заданий, но рабочая тетрадь по Окружающему миру вся построена на домашних заданий. И что это за бред — «вклей фотографии», «вырежи статью из газеты», «с помощью взрослых напиши рассказ» — и это все в 1-м классе! Неужели первоклассники читают газеты и вырезают статьи?! А если ребенок этого не может сделать, то зачем включать это в программу??? Проверять на что способны родители?

    • Евгения
      25.04.2018 | 22:21

      Александра, спасибо большое за ваш комментарий. Уверена, многим он будет полезен.

  • Наталья
    11.05.2018 | 09:18

    Совершенно согласна с Александрой: программа ужаснейшая. У меня стойкое чувство, будто я пошла в первый класс, в свои сорок лет, а не мое дите. Он без меня ничего сделать не может.

    Правописание и русский язык. Старорусские слова в первом классе! Например, «Учись смолоду — в старости пригодится»! Я трачу кучу времени на «перевод» на современный русский. Самая первая тетрадь — полный бред! Этих бабочек, жучков, лампочки, майки и трусы строчками может нарисовать только принтер! В остальных прописях — слишком мало места для освоения одной буквы. Величина строчек существенно отличается от строчек в обычных тетрадях. Первоклассники итак писать не умеют, только учатся, а тут им еще и перестраиваться приходится, менять величину букв.

    Задания, действительно, сформулированы только для родителей. Причем, по всем предметам. Дите бежит в недоумении, «Я не понимаю, что они от меня хотят!», а в итоге выясняется, что вполне мог бы и сделать без помощи, если бы четко и внятно объяснили, что надо делать.

    Окружающий мир вообще только для родителей! Там ребенку вообще делать нечего! Какой первоклассник, скажите мне, еще и мальчик, будет вязать кукол из ниток?! Я вас умоляю... А рисовать клумбы необычной формы?! А идиотские вопрос типа «Что ты и твоя семья сделали полезного для города»? Бред. А для каких целей первокласснику знать породы кошек и собак или названия цветов?! Это что, жизненно-необходимая информация?!

    В общем, я разочарована. Очень.

  • Наталья
    29.05.2018 | 20:45

    Дочка учится по Перспективе, закончила 3 класс, программа слабая, пришлось водить дочу на занятия русским языком, математикой, окружающим миром и английским языком. В общем, если оценивать по десятибалльной шкале, тянет на 2-4 8)

  • Наталья
    09.06.2018 | 08:22

    Мой ребенок, к счастью не учится по программе Перспектива, но хочу сказать, что с окружающим миром та же проблема... Вырежи, сделай фото и вклей в тетрадь... И это может прилететь за несколько дней до сдачи проекта. Те ты должен бросить все дела и мчаться печатать фото для «окружайки», дабы твой ребенок не получил плохую оценку. С прописями та же история... бабочки и всякая фигня. Но радует что хоть часть заданий ребенок делает самостоятельно.

  • Татьяна
    14.06.2018 | 07:02

    Доброго дня, всем участникам обсуждения! Хочу поблагодарить за создание такой возможности изучения и обсуждения школьных программ, т.к. тема для многих наболевшая. Вот и мы теперь терзаемся в мучениях. Переехали в город Свободный Амурской области из Тобольска. В Тобольске обучались по программе «Начальная школа XXI века», а здесь другие программы «Начальная перспективная школа» либо «Перспектива» иного не дано. Выбор не большой как понимаете, поэтому я настраиваю себя на то, что нужно продержаться первые 4 года, а там станет, дай Бог, полегче. Терпения Вам родители

  • Олеся
    29.04.2019 | 18:08

    2 класс

    ИВА растёт по берегам водоёмов. И это ВЕТРООПЫЛЯЕМОЕ растение. Кто редактор-то? Дети ведь запомнят ошибочно информацию!

    Чтобы писать подобные параграфы нужно школьную программу хотябы по ботанике прочесть!

  • Ренат
    09.07.2019 | 11:37

    Сын учится по этой программе. Пойдет в третий класс. Меня эта программа бесит и раздражает.

    Окружающий мир: фотографии, куколки и т п. Чепуха! Зачем ему уметь делать куклу многоручку из соломы. Полезной информации мало, она разбросана по учебнику с никому ненужным бредом!

    Русский язык: картиночки, картиночки, картиночки. Минимум правил. И если их надо найти — то не найдешь. Зачем второкласснику делать этот фонетический разбор слов? Он потом и писать начинает, как слышит, а не так, как учат правила русского языка!

    Математика: в задачах не учат писать условия. Сразу решают действием. А это залог успешного решения: понять что нужно сделать и что тебе дается!

    Информатика: бред и теория. Переходите к практике, детей просят делать презенашки(я против этого), а в учебниках льют воду что бывает информация зрителтная, слуховая и т д.

    Сама форма учебников: я бы этим разработчикам накидал бы полный рюкзак их учебников с тетрадями и щаставил целый день по 5-6 часов ходить. Кто придумал делать форму учебников и тетрадей формата а4?

    Вес рюкзака ни по каким санпинам не проходит. К концу второго класса дети рабочие тетради стали оставлять в классе!

    Наших детей делают дебилами и психами, а мы все молчим. Мы являемся заказчиками этих программ.

  • Александр
    23.04.2020 | 12:13

    Идиотская программа! Ребенок не понимает, что от него хотят, учитель не объясняет, правила ( если встречаются) настолько размыты, что выудить из них смысл взрослому-то человеку тяжело. Пришлось разыскивать свои старые учебники и тетради, дабы сын во втором классе (!) смог разобраться с английским! Дают текст для прочтения и перевода, но при этом никакой информации о временах построения предложений не давалось :o:

    Желание учиться у ребенка отсутствует полностью :o:

  • Мевабсэрф
    01.03.2024 | 01:43

    Честно говоря, сложновато разобраться с первого раза какая это программа и чем она отличается от других. Наверно, надо будет погуглить подробнее или кого-то спросить, кто в теме, чтоб понять, стоит ли ее рассматривать для наших малышей.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.