Здравствуйте, мои дорогие родители маленьких школьников, настоящих и будущих. Готовы ли вы снова окунуться в мир школьных образовательных программ или эта тема для вас уже избита? Ну же, не ленитесь, ведь будущее наших детей в наших руках. Если уж нам порой тяжеловато разобраться в некоторых жизненных вопросах, то детям-то подавно.
Сделав выбор в пользу определенного учителя и его методики на все четыре года начальной школы и вовремя не изменив учебный курс своего ребёнка, можно потом и «локти покусать». Согласны на такую экзекуцию? Наверное, не стоит! Поэтому вперед, к новым знаниям! Школьная программа Перспективная начальная школа говорит вам о чём-нибудь? Если нет, тогда пусть уже начинает разговаривать.
План урока:
Кому мы обязаны учебными перспективами?
Школьный проект «Перспективная начальная школа», как и иные другие образовательные программы, – результат труда коллектива учёных и практикующих педагогов российских вузов.
Как мы уже помним, наши дети на первой ступени получения образования могут учиться по одной из существующих трёх систем, принятых нашим государством:
1) классической, или традиционной.
2) развивающей Эльконина-Давыдова.
Все программные продукты являются их вариантами, и «Перспективная начальная школа» — тому не исключение. Она объединила в себе научные подходы одновременно двух развивающих систем образования — и Эльконина-Давыдова, и Занкова, взяв за основу взгляды гуру отечественной психологии Л.Выготского.
Руководила работой по созданию образовательной программы для 1 – 4 классов кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации работников образования Роза Чуракова.
Как и любая иная образовательная программа, «Перспективная начальная школа» имеет свой методический комплект по всем дисциплинам:
- обучение грамоте в 1 классе осуществляется по УМК, авторами которого являются доктора педагогических и филологических наук, профессоры Н.Агаркова и М.Каленчук,
- русский язык для 1 – 4 классов подготовлен докторами филологических наук М.Каленчук и Н.Чураковой, аспирантами московских и петербургского университетов О.Малаховской, Т.Байковой, Е.Ерышевой,
- авторство комплекта по литературному чтению принадлежит доктору филологических наук Н.Чураковой,
- учебники и рабочие тетради по математике были разработаны кандидатом физико-математических наук А.Чекиным,
- информатика во 2, 3 и 4 классах преподаётся по книгам кандидата физико-математических наук Е.Бененсон,
- окружающий мир представлен коллективом из кандидатов педагогических наук О.Федотовой, Л.Царевой и Г.Трофимовой,
- учебник по технологии принадлежит кандидатам педагогических наук И.Колесниченко и Т.Рагозиной.
Включает в себя учебный комплект «Перспективной начальной школы» также музыку, физкультуру, английский «Favourite» для 2 – 4 классов и ИЗО.
Следует сделать одну поправку: учебник по окружающему миру из перспективного УМК не рекомендован Минобразованием для использования при обучении.
В чём видят перспективу её авторы?
- Идея авторского коллектива – развитие при педагогической поддержке индивидуальных качеств учащегося и формирование у него знаний и навыков самостоятельного труда в учёбе. Школьник должен быть полноправным участником процесса. Уловила ключевое слово «самостоятельного», опять придётся учиться всей семьёй вместе. Ничего, конечно, страшного, лишь бы было понятно хотя бы родителям!
- Изучение учебного материала по «Перспективной начальной школе» отличается тесными связями между дисциплинами и выстроено вокруг основного предмета, без которого невозможно стать грамотным и развитым, как считают авторы, — окружающего мира. Он своими цепочками прочно пророс и в русский язык, и в математику, да и во все остальные. Сразу возникают сомнения: как не рекомендованный к использованию учебник может взять на себя такой груз ответственности. По-моему, не по плечу, как думаете?
- Обучение осуществляется на примере сверстников по имени Маша и Миша, у которых есть родители, место жительства, школа, учителя и одноклассники. В рабочих тетрадях они растут и умнеют, выполняя задания вместе с учениками. Всё это неплохо и довольно жизненно и интересно. Только вот не знаю, хорошо ли это, плохо ли, когда рабочая тетрадь предлагает готовые решения, и их всего два: одно Машино, другое Мишино? Не так уж и много для того, чтобы просто «на удачу» выбрать персонажа, и задание будет иметь ответ.
- Ключевой целью при разработке учебников было научить ребёнка пользоваться источниками информации в любом виде. Это могут быть знания окружающих или сеть Интернет, справочники, энциклопедии или словари. Начиная со 2 класса, на уроке русского языка используется 5 словарей, поэтому учебник по этой дисциплине выстроен в качестве самоучителя по схеме: оглавление – ответы на вопросы – словари – изучение темы – выводы. Учитель лишь направляет работу и координирует действия учащихся, предоставляя необходимый инструментарий. Добывать информацию придётся самому.
- Немножко напрягли рекомендации авторов ни на шаг не отступать от строго регламентированных методов преподавания математики через решение традиционного способами нетрадиционными, чтобы обеспечить истинно математическое мышление. Остаётся пожелать учителям терпения и выносливости. Учиться придётся, судя по всему, не только ученикам.
Идти с перспективой или бесперспективняк?
На самом деле, конечно, всё исключительно субъективно. Так и в этом случае, отзывы родителей противоречивые, а учителя отрицательные мнения стараются вслух не произносить, это и понятно: мало ли чего.
Для себя сделала вывод, что образовательная программа «Перспективная начальная школа»
- близка к традиционной,
- направлена на самостоятельность ребёнка и одновременно с этим
- ждёт непосредственной помощи родителей и активного их участия в получении образования школьником.
Среди обсуждения программы встретила немало претензий к учебникам и рабочим тетрадям. Вот это говорят учителя:
«…неудобно ориентироваться: задания не отличаются от текстов ни цветом, ни шрифтом…»,
«…сырая математика: отсутствует система, нет задач на закрепление и отработку, непонятна структура…»,
«…дети вынуждены носить в школу сразу несколько частей учебников, так как одна содержит задание, отправляя на поиск информации для её решения ко второй…»
А это 5 копеек от родителей, считающих программу странной и для невысокого уровня:
«…не можем помочь в решении задач, так как не понимаем сути…»,
«…много ляпов в учебных материалах, непоследовательный безликий окружающий мир, вымышленные персонажи…»,
«…мало прописных заданий по русскому языку, математика очень простая: почти год изучают числа и действия с ними не далее первого десятка…»,
«…противоречиво: в математике простые темы сменяются сложными, поэтому то усердно трудимся, то «Ваньку валяем», русский надо просто принять, как он задуман авторами, смирившись с новыми названиями старых определений и необъяснимым делением на слоги типа «у-мный», чтение необходимо научиться понимать, но интересно…».
Естественно, очень много зависит от преподавателя, да и сами учителя пишут о том, что если пройти подготовку к работе по «Перспективной начальной школе», то всё будет достаточно доступно, понятно и легко. Поэтому прежде, чем сказать своё веское «да» этому образовательному продукту, можно смело в глаза спросить будущего педагога: «А Вы прошли курс молодого бойца?».
Вот и ещё одна школьная программа в нашей копилке знаний. Сталкивались с ней? Тогда рассказывайте, что почём. Нет? Тогда скажите, готовы ли к таким перспективам.
Желаю успехов вам и вашим маленьким школьникам!
Евгения Климкович
Возможно, я отстала от жизни и я закоренелый ретроград, но я с ностальгией вспоминаю свое время, когда мы пришли в школу учиться писать, читать и считать. Сейчас же в школу надо прийти уже обученным, т.е. еще до школы пройти программу 1-го «тогдашнего» класса. Конечно, все меняется, но вот как посмотрю на своих внуков, их бедных мне очень жалко, настолько они загружены в школе. А если еще музыкальная или спортивная школа, кружки по интересам, то вообще никакой «личной» жизни. И такие мнения я слышу не впервые. Слишком уж загруженные наши дети стали. Конечно, модернизация — это неплохо, но судя в целом по системе образования и здравоохранения, все лучшее, что было в Советском Союзе, зря разрушили.
А я вот думаю, что наши дети потом, когда вырастут, тоже будут с ностальгией вспоминать свой первый класс и свою начальную школу. Даже не смотря на то, что и загружены они сильно и требуют от них многого.
Я училась в 90-х. И с ностальгией я не вспоминаю школу. Хочется её забыть. Сейчас сына дорастает до школы, а мне по-новой учиться совсем не интересно !
Я тоже с ностальгией вспоминаю то прекрасное время, когда была одна программа, и дети приходили в школу, не умея ничего (это я про своё детство), и прекрасно учились.
А сейчас дети «перегружены», а толку от этого не много. Да и учителей «завалили» кучей новых бумаг и отчётов.
Да, да слышала я от учителей жалобы на то, что детей скоро учить некогда будет, бумажки заполнять нужно.
Уж если задействованы такие кандидаты наук в создании программы Перспективная начальная школа, то почему обошли стороной кандидатов наук по детской психологии??? Дети не понимают этих замудреных заданий к элементарным примерам, ведь даже взрослые не всегда понимают суть заданий, разные формулировки по русскому языку (1,2классы существительное это предмет название, а в третьем классе забудьте, существительное это подлежащее) Если бы была заранее информирована об этой программе, пошли бы в другую школу. Благо что четвёртый класс наша школа будет обучать по другой программе
К предыдущим комментариям добавила бы: ничего не знали, но так хотелось учиться. Из современных систем обучения нравится Эльконин-Давыдов. Но с хорошим учителем, которому самому по душе эта программа.
Здравствуйте, Галина) Рада вас видеть здесь. От учителя очень многое зависит, вы правы.
Соглашусь, что программ много..., а хороших учителей, которые, как вы говорите «прошли курс молодого бойца» и с желанием идут учить детишек каждый божий день, — мало!!!
С такой программой не встречалась никогда, но мое мнение — ничего в ней страшного и нет)
Ну да, есть и пострашнее)
эта программа рссчитана на дибилизацию и уничтожение русского языка и литературы
Здравствуйте, Елена. А вы с точки зрения педагога или родителя высказываетесь? Просто хотелось бы подробностей. Если вам не сложно, напишите, пожалуйста, поконкретнее, что не устраивает, в чем «дибилизация» и как конкретно уничтожают русский язык и литературу. Вдруг кто-то как раз сейчас принимает решение, выбирает программу для ребенка. Ваш комментарий мог бы помочь избежать ошибки. Спасибо вам большое заранее)
Я не согласна. Я работаю по программе ПНШ и сейчас на уроках литературного чтения мы проходим очень «глубокие» и умные произведения А.П. Чехова «Ванька», «Мальчишки»...Как внимательно слушают дети о жизни своих ровесников, которые жили более века назад, как правильно рассуждают и грамотно определяют тему и основную мысль. Дети — это наше зеркало...С детьми нужно разговаривать, обсуждать, а самое главное слушать их...
Второй год доучиваемся по этой программе.Будем переходить на «Планету знаний».Елена, наверняка,имела в виду литературное чтение.да ,там много тупых стихов .и эта Айнишит Йокоповна там для чего??
Батюшки... Айнишит Йокоповна? Это кто? Видимо, писательница... Что ж, «Планета Знаний» программа более понятная и традиционная. Надеюсь, ваш выбор окажется правильным. Спасибо вам, Майя, за комментарий)
Программа не понравилась, от слова совсем. Думаем менять школу. О том, что ФГОСы-ЗЛО поняла когда ребенок в садике был. Что творится с системой образования? Ужас! Из детей хотят тупых потребителей вырастить. Элементарно- состав слова! Такие новости узнала, что теперь многоуважаемая г-ка Агаркова считает, что слово Анна, образует 2 слога А-нна! Ну, офигеть. Мой ребенок правильно выделяет слога, учитель все красным исправляет. Морщится и говорит, что программа у них такая. На логичный вопрос: Как переносить будем? А-нна- это ошибка будет в 5-м классе на общей программе? Ответ- Да!!!!! Да, блин...это будет ОШИБКОЙ! Чему учим детей?
Здравствуйте, Анастасия) Поддерживаю ваше «офигеть». Может, действительно, в другую школу, пока не поздно?
Анишит Йокоповна в обратную покои тишина)) Но... В первом классе она была Анишит Йокоп, а с третьего стала Йокоповной))) Так ребёнок упёрся и никак не хочет её Йокоповной называть. Говорит — это же не правильно будет!!! И что тут скажешь)) Вообще у нас с мужем от этой программы истерики случаются. Нет закрепления материала, всё скачут с одного на другое. Математика мозг прям взрывает своими задачами по схемам. Никак не пойму, чего хотят добиться всеми этими программами
Работаю по ПНШ. После Школы России с её постоянными проектами, отдыхаем. Деткам очень нравятся главные герои. Родителей программа устраивает.
Я насчет слогов.Всем, кто не в курсе: существование слога возможно только тогда, когда присутствует гласный звук. Поэтому слогораздел проходит по гласному звуку. Разделение слова на слоги и правила переноса слов — это, мягко говоря, разные вещи. Правила переноса слов изучаются во 2м классе УМК ПНШ достаточно подробно. А слогораздел в программе продуман уважаемыми авторами именно по гласному звуку как раз для тех ребят, кто пришел в школу не умея читать. Да, такие приходят в школу сейчас в огромном количестве и не надо рассказывать сказок о том, что прошли программу 1го класса в детском саду. ПНШ — программа, продуманная для обучения ребят различного уровня подготовки. Работать по ней одно удовольствие. Авторы предлагают различные составляющие УМК, здесь и тетради для самостоятельных работ, тетради с подбором заданий для олимпиад (по всем предметам), тетради для проверочных и контрольных работ и т.п., другое дело, что часто ими не пользуются учителя, а это плохо, потому что как раз встает вопрос о нехватке практических заданий. Я работаю по ПНШ не первый год и с уверенностью скажу, результаты, выраженные в результатах, достигнутых выпускниками, весьма впечатляющие.
Мы пошли в третий класс с этой программой, и я от неё нахожусь в шоке. Читаю про эту программу и везде пишут, что учат детей самостоятельности. Я в упор не заметила, дочь всегда ждёт меня с работы чтобы сделать домашнее задание. Потому что задание даются так что мы всем классом в вайбере разбераем. И считаю что советская система образования была лучшей.
Впервые беру класс. Попросили выйти на третий, прежний учитель работала по УМК НПШ. Мучает вопрос, возможно ли поменять УМК на ,,Школы России,,?
Читал статью про «Перспективную начальную школу», и вот это подход к обучению, где ребенка ставят в центр процесса, мне понравился. Детям ведь важно не только зубрить, но и понимать зачем они что-то учат. Интересно, как на практике это будет реализовано.
Классная статья, много полезного узнал. Вот интересный факт: в программе «Перспективная начальная школа» детишек учат через игры и проекты. Это помогает им лучше усваивать информацию и развивает творческие способности. И еще, они там фокусируются на самостоятельности, что супер важно для современных деток.
Забавно, что в программе «Перспективная начальная школа» учат детей через игры и проекты, так они лучше всего воспринимают информацию. Мои малыши дома тоже лучше запоминают, когда учимся весело. Интересно, что учебников почти нет, всё больше на планшетах и интерактивных досках. Эх, в наше время такого не было)
Как раз искал инфу про новые программы обучения, мои дети скоро в школу пойдут. В статье много полезного нашел, похоже на то, что мне рассказывали знакомые учителя. Видно, что образование сейчас активно меняется, интересно, как детям будет в новой системе.