Здравствуйте, дорогие родители! На связи Евгения Климкович. Сегодня пришла мысль продолжить разбор полётов на тему школьных образовательных программ. Лето пролетит быстро, и нам снова придётся вместе с детьми искать чудеса в решете, складывать на наш взгляд не подлежащее сложению, находить на страницах интернета объяснение необъяснимому. Именно такое двоякое ощущение возникает у меня сегодня от содержимого различных опусов авторов образовательных стандартов, по которым учителям приходится работать.
В поле моего зрения для расклада на детали попала программа обучения Школа России. Действительно ли она сохранила в себе присущую советским временам классику обучения или всё-таки претерпела изменения? Если вы с ней уже знакомы, то приобщайтесь к обсуждению и вставляйте свои «пять копеек», а если нет – получайте информацию, может она будет для вас полезной.
План урока:
Сделано в России и для России
«В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?
Это известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства «Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий, Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:
- «Русская азбука» и «Русский язык»;
- «Математика»;
- «Литературное чтение»;
- «Окружающий мир»;
- «Информатика» для 3 и 4 классов;
- «Музыка»;
- «Технология»;
- «Физкультура»;
- «Изобразительное искусство»;
- «Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.
Нравится мне в этой программе, что изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям:
- Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;
- Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
- углублённый английский во 2-4 классах;
- стандартный английский во 2-4 классах;
- немецкий для 2-4 классов;
- углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
- стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;
- испанский язык.
Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.
Особенности обучения в «Школе России»
Преследуя основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:
- Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
- Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
- Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
- Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
- Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.
В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.
Везде есть плюсы и минусы
В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:
- объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
- домашнее заучивание;
- индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
- проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.
Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.
Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.
Неплохо отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать, склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.
Конечно, многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не для вундеркиндов, как, например, система Эльконина-Давыдова или Занкова. На такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это чисто субъективно.
А как вы на это смотрите?
На этом я с вами ненадолго прощаюсь в ожидании комментариев. Давайте делиться советами, они кому-то могут быть полезны.
Всего вам доброго!
Детишкам большой привет передавайте!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Евгения, здравствуйте. Целиком с вами согласна. особенно это касается небольших сельских школ, где в каждом классе есть немало детей — коррекционников. (В маленьких школах даже нет параллельных классов) . И эти детям далеко не под силу освоить передовые программы. И еще, мы с вами тоже обучались по традиционной программе, но сумели закончить институты, сделать карьеру и т.д.
Спасибо за ваше мнение, Венера) Я думаю, в каждой программе есть свои плюсы. Дети все разные и для каждого можно выбрать что-то подходящее. Главное, чтобы был этот выбор.
У нас в школе учителя говорят, что не должны подробно тему объяснять, мол дети сами должны проявлять инициативу в изучении материала, а учитель нужен чтобы только проверять усвоенный материал, а если ребёнок не понимает пусть в интернете ищет ответ. И о дисциплине и дружном коллективе класса теперь учителя тоже не отвечают, так говорят. Всё с ног на голову перевернули.
Да, действительно, сейчас инициатива приветствуется. А раньше она была наказуема. Многое поменялось в школе.
Не соглашусь, что системы Эльконина-Давыдова и Занкова для вундеркиндов, сама училась по Занкову, и могу сказать, что База у меня отличная, в силу разных причин сдавала ЕГЭ неоднократно, последний раз через 11 лет после окончания школы, практически без подготовки, сдала. Эльконина-Давыдова делает упор на физмат, система Занкова на гуманитариев науки
Судя по описанию, отвратительная программа или автор так плозо ее описала. Ни слова про знания, упор на нравственность и патриотизм ( который существенно отличается у многих людей). Школа должна давать знания и хорошие, а патриотизму мы сами научим, и не тому, которому учат в нашей школе
Здравствуйте! Лично мое мнение, что Программа Школа России это лучшая из программ. Во-первых, не вижу ничего плохого в традиционке. Нас по ней в школе учили. Знания есть и не плохие. Фундамен очень важен.
Во-вторых, в Университете училась на начальные классы, где нас знакомили в множеством программ авторских и учили по ним работать. Так вот, некоторые программы очень трудно понять. Ведь прежде чем детям объяснять, надо их самим понять и хорошо освоить. Сами профессора нам советовали, если что-то будет непонятно, обращаться к учебникам традиционки. База есть база, товарищи. А уже творческие задания можно выполнять имея начальные знания.
Так что полностью согласна с автором. Можно и дополнительные программы использовать после. Но традиционное обучение по данной программе, на мой взгляд, очень хорошее.
Ну вот, прочитал статью про «Школу России», и честно, удивлен насколько она консервативна. Видно что ставят на классику, но интересно было бы узнать, как детям такой подход нравится. Мои бы точно предпочли что-то поинтерактивнее, чтоб и игры были и побольше практики.
Забавно, но многие не знают, что программа «Школа России» используется уже более 20 лет. Интересно, что она ориентирована на развитие личности ребенка, а не только на зубрежку. Кстати, мои дети тоже учатся по этой программе и довольно успешно справляются. Правда, иногда приходится дополнительно заниматься дома, чтоб все усвоить.
Интересно получается, если «Школа России» останется классической, то кажется младшеклассники будут получать базовые знания как и раньше. Но вот как они адаптируются к быстро меняющемуся миру? Возможно, потом придется догонять, учась чему-то новому уже вне школы.