Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Согласитесь, все, что касается наших детей, касается и нас с вами. В том числе и то, как и чему учат их в школе. Приходилось ли вам слышать аббревиатуру ФГОС? Уверена, что приходилось. А знаете ли вы, что такое ФГОС НОО? Я, честно говоря, до недавнего времени знала только расшифровку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Решила копнуть глубже и понять в чем суть стандарта. В процессе узнала, что он был утвержден в 2009 году, и пришел на смену старому образовательному стандарту, поэтому его называют стандартом «второго поколения». А с сентября 2011 года по этому стандарту в школах страны начали учить детей. За пять лет применения в него вносились изменения и дополнения. И в результате мы имеем то, что имеем. А что конкретно?
А вот это сложный вопрос для родителей, которые в большинстве своем не являются дипломированными педагогами. Информации в интернете много. Но эта информация вводит в ступор фразами типа: «Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы…»
А????
Что????
Так и хочется спросить: «А нельзя ли как-нибудь попроще?»
Вот сейчас и попробую, попроще)
План урока:
- 1 Что такое ФГОС и какой он бывает?
- 2 Требования стандарта к начальному общему образованию
- 3 Требования к результатам освоения образовательной программы
- 4 Требования к структуре образовательной программы
- 5 Урочная деятельность
- 6 Внеурочная деятельность
- 7 Деятельностный метод обучения
- 8 ИКТ
- 9 Воспитательная деятельность
Что такое ФГОС и какой он бывает?
Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!
ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.
А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:
- ФГОС ДО – дошкольное образование;
- ФГОС НОО – начальное общее образование;
- ФГОС ООО – основное общее образование;
- ФГОС СОО – среднее общее образование;
и так далее вплоть до ВУЗов.
Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.
Требования стандарта к начальному общему образованию
В перечне требований всего три пункта:
- Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
- Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
- Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.
Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.
Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:
- личные результаты;
- метапредметные результаты;
- предметные результаты.
Личные результаты
О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:
- ученик готов и способен к саморазвитию;
- ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
- школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
- у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
- ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.
В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.
Метапредметные результаты
Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.
Предметные результаты
Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».
Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.
Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:
«Выпускник научится…»
Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:
«Выпускник получит возможность научиться…»
То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.
Требования к структуре образовательной программы
Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.
Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.
У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а пока займемся планетами.
Урочная деятельность
Здесь вроде как все понятно. Это деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность — это посещение школьниками учреждений дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы, организованной учителями.
И что важно, школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие дополнительные занятия посещает ребенок?»
Деятельностный метод обучения
Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.
Шахтеры в шахтах добывают уголь!
А дети в школах добывают знания!
Именно добывают!
В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.
Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.
Мне кажется, так учиться намного интересней.
ИКТ
Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.
Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.
В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.
Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.
Воспитательная деятельность
В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.
А теперь это обязательно!
Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.
А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.
Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.
Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.
А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Зато она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо.
На этом все) Своими мнениями по поводу прочитанного делитесь, пожалуйста, в комментариях.
Желаю вам всего самого доброго!
Как всегда детишкам привет передавайте)
До новых встреч на страницах блога!
Подробная статья, но мои дети уже давно выросли, даже внучки и те уже заканчивают учебу в ВУЗах...
Теперь нужно правнуков ждать и правнучек)
И при введении этого стандарта наблюдаем картину: ребёнок с удовольствием участвует во всяких конкурсах, мероприятиях, составляет портфолио, а при этом не может решить простейший пример по математике. Причём и учитель толком донести этого не может. Прекрасные перспективы, которые наблюдаю на примере одной маленькой родственницы.
Ну тут либо учителя менять, либо родителям активно подключаться и заниматься с девочкой дополнительно.
Вот в том и проблема, что сами родители в математике не очень, на репетитора пока средств не отложено. А учителям вообще по барабану по-моему
Дополнительные занятия для отстающих у них проходят так (причём не только по математике): приходит учитель даёт задание и уходит вести другой урок или ещё куда-то. Такое поведение и рождает во мне скептические настроения
Добрый вечер.Статья очень подробная и написана весьма понятным и доступным языком.Спасибо Вам) Но есть вопрос, как именно внедряется ФГОС в школе, какие классы на него перешли?
Здравствуйте, Кира. ФГОС — это уже не новость, это уже давно. И по этому стандарту учатся не то чтобы отдельные классы, а вообще все школы РФ.
Спасибо)))
Ой спасибо Вам большое за Ваши статьи! Читаю уже не одну и поражаюсь лаконичности и грамотности написанного! Все четко и без воды, по делу! Прям как нужно и как я люблю. Поражаюсь красоте сайта, на который буду заходить снова и снова!
Елена, здравствуйте) Спасибо вам большущее за добрые слова) Будем стараться дальше! И будем рады вас видеть)
Личных УУД нет, есть только личностные) А так очень интересно, надо было ещё про один момент рассказать, это виды УУД-это важно!
Точнее личных планируемых результатов нет, есть личностные, но и УУД это касается)
Ольга, спасибо за комментарий! Учтем)
Я сама учитель, и сами полностью нн согласна. Вы не работали по советскому стандарту, по этому говорите ерунду. Вот именно в советской школе, воспитательная работа была на высоте. И дети знали что такое семья, Родина, патриотизм. В отличие от сегодняшних детей. Дети перегружены всеми этими проектами, презентациями и т. д. А вы знаете, что по своему развитию ребенок еще не в состоянии в начальных классах, подобрать в интернете материал и правильно его сгруппировать. И я могу писать еще много. Факт один-сегодня ребенок выучил, завтра забыл. Мне внучка все время говорит, почему нам не объясняют, как ты, просто, доступно и главное понятно.
Здравствуйте, Нина! Я не то что по советскому стандарту не работала, я вообще ни по какому не работала, так как я не учитель. Об этом написано на страничке «Об авторе». Я мама школьников и просто пытаюсь разобраться в вопросах, которые непонятны многим. Спасибо вам, конечно, за ваше мнение. Оно очень ценно. Но способ донесения вашей точки зрения довольно жесткий. Я училась в самой обыкновенной советской школе и ничего против нее не имею. Так же я помню и уважаю свою первую учительницу. И вот как сейчас помню, если на уроке кто-нибудь из учеников высказывал мнение, отличное от мнения учителя, то это мнение сразу же именовалось ерундой и бредом сивой кобылы, а еще можно было указкой по рукам получить или рукой по затылку. Возможно, это часть того самого воспитательного процесса, который был на высоте? Про «сегодня ребенок выучил — завтра забыл», я бы не назвала это высказывание фактом. Вот если из учебника параграф зубрить, то да, скорее всего забудет. А если проект какой-нибудь интересный, красивый сделать, информацию собрать (хоть и с помощью родителей), поговорить об этом, разобраться в теме, то уже вряд ли забудет. И всех детей под одну гребенку я бы тоже не стала подгонять. Допустим, мои дети прекрасно знают, что такое Родина, патриотизм и семья. Да, есть перегруз по школе. Но и с ним можно справиться. Да, детям нужна помощь родителей. Но ведь родители такие же участники учебного процесса, как и школа, как и ребенок.