Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович.
Много мы с вами систем обучения рассмотрели, много учебных программ перелопатили. Были у наc под прицелом и «Школа России», и программа Эльконина-Давыдова, и «Школа 21 века», и другие. Каждая из этих программ предлагает какие-то свои фишки, какие-то свои методы и подходы к обучению и развитию детей. И сегодня мы продолжим эту тему и узнаем, что такое система обучения Жохова, она же «УниК».
Слышали о такой? Я о ней узнала совсем недавно. Статью об этой системе предложил написать один из читателей моего блога. Спасибо вам, Наиль, за подсказанную тему.
Пришлось хорошенько прошерстить интернет, переработать массу информации. Ну а сейчас постараюсь выдать вам результат своих изысканий. В кратком виде. Самое, на мой взгляд, основное. Ну а если вы захотите узнать об этой системе больше, то в конце статьи есть видео, в нем как раз все очень подробно рассказывается и показывается.
Если будут дополнения, замечания, высказывания по теме, добро пожаловать в раздел для комментаторов.
Поехали.
План урока:
Автор кто?
Автор этой обучающее-развивающей системы — Владимир Иванович Жохов.
Это он разработал данную методику преподавания. Владимир Иванович имеет звание заслуженного учителя Российской Федерации, им написаны учебники и методические пособия. За ним числится около 300 научных публикаций. А в «деле» (в смысле педагогическом) этот человек уже практически 50 лет. И учителем он работал, и в институте преподавал, и самих учителей обучал.
То есть, можно сделать вывод, что автор не понаслышке знает, что такое есть педагогика, причем знания не только теоретического характера, но и практического тоже. А это важно.
Основные принципы
Свою систему Жохов построил на определенных принципах. И мне эти принципы, скажу прямо, очень даже импонируют. Судите сами.
Принцип природосообразности
Этого принципа очень не хватает, на мой взгляд, современному школьному образованию.
А что же такое природосообразность? Это соответствие человека своей изначальной природе. Причем известен это принцип давно. О нем еще Аристотель с Платоном поговаривали.
Если попробовать сказать о природосообразности более простыми словами, то получится следующее:
Любое обучение и воспитание ребенка должно быть согласовано с его естественным природным развитием.
То есть, основой, отправной точкой построения всего воспитательного или образовательного процесса должен являться сам маленький человечек, с его особенностями, с его талантами и уровнем развития.
У детишек сохраняется и развивается потенциал, который заложен в них природой.
Когда этот принцип соблюдается, то проблем с обучением не возникает. Дети хотят знать и поэтому принимают поступающие к ним знания легко и с удовольствием. Ведь в природе человека заложена тяга к новым знаниям.
Но ведь в школе, в обычных классах тоже дают детям знания, почему же они с таким трудом их воспринимают? А, видимо, потому, что эти знания еще нужно правильно подать. Об этом речь пойдет чуть ниже.
А сейчас рассмотрим еще один принцип обучения по Жохову.
Принцип здоровьесбережения
Все мы хотим, чтобы наши дети, учась в школе, становились не только умными, но и здоровыми оставались, не так ли? А по факту, картина печальная: сколиозы, кифозы, близорукость, сутулость на каждом шагу. По статистике в обычных классах обычных школ дети испытывают острую нехватку двигательной активности.
И нечастые уроки физкультуры эту нехватку в полном объеме не восполняют.
Как же эту проблему решают в Жоховских классах?
А благодаря встроенной в учебный процесс системе оздоровления. На уроках детки не сидят, как приклеенные к партам. Двигательной активности детей, которая опять же предусмотрена природой, уделяется повышенное внимание. Эта активность просто обязана быть! И она есть.
Детишки свободно передвигаются по классу. Никто их не заставляет сидеть на месте и не запрещает вертеть головой. В обязательном порядке на уроках присутствует не только зарядка для ума, но еще и для тела.
Благодаря такому подходу дети и болеют реже, и развиваются в физическом плане быстрее. И благодаря физической активности еще и думают лучше.
Возраст детей
Интересно, что в жоховском классе можно начать учиться уже в возрасте 5 лет 3 месяцев.
Зачем же так рано? Дело в том, что Владимир Иванович, разрабатывая свою систему, учитывал и этапы развития детского мозга. А особенно развитие его лобных долей. И выяснилось, что основное их развитие происходит именно в период с 5 до 6 лет. То есть, в это время нужно успеть задействовать имеющиеся нейроны. Иначе, чуть позже эти нейроны, не получив никакой работы, начнут скидываться, сбрасываться и воспринимать новую информацию станет труднее.
Интересно, правда?
Организация обучения
Здесь тоже имеются существенные отличия от обычной, всем нам привычной и известной школы. Здесь по-другому учат буквы. По-другому учат читать. Слоговое чтение отсутствует. Читают дети по буквам. Здесь перед поступлением в 1 класс не требуется никакой спец. подготовки.
На уроках дети в обязательном порядке слушают музыку и рисуют ее, а еще поют песни.
Зачем им это? Какой смысл? Оказывается, огромный! Пение способствует развитию не только левого, но и правого полушария мозга, а также связей между ними.
А ведущая роль отводится игровой деятельности.
И что очень важно для многих родителей. Здесь запрещено помогать ребенку делать уроки. Красота! Нужно только проконтролировать начал ли он их делать. Это ли не счастье?)))
Да и сами уроки строятся совсем не так, как в обычных школах. Не занимаются там детки долго одним и тем же видом деятельности. А значит, и уставать не успевают. И скучно не бывает.
Скажите в обычной школе смотрели вы на уроках мультфильмы? А минутки юмора у вас были?
Здесь не запрещается подсказывать одноклассникам. Это считается не «медвежьей услугой», а взаимопомощью и взаимовыручкой. Здесь даже приветствуется то, что ученик пытается кому-то помочь, что-то объяснить. В жоховских классах учат оперировать полученными знаниями. И применять их в конкретных ситуациях. А ведь это очень важно.
Индивидуальное обучение по данной системе невозможно. Важна именно коллективная работа. Поэтому в классе должно быть как минимум 16 человек. И лучше, если девочек и мальчиков будет примерно поровну.
Предполагаемые результаты
Какие же результаты должны показать маленькие «жоховцы»? Судя по обещаниям весьма и весьма впечатляющие:
- материал, который в обычных классах обычных школ детишки проходят в течении 2 лет, в жоховских классах усваивают месяца за 4;
- дети бегло и с удовольствием читают;
- с таким же удовольствием маленькие школьники пишут;
- к концу первого класса дети решают уравнения и задания с дробями;
- в школу ходят с радостью и многие не очень-то жалуют каникулы, так как ну очень хочется учиться;
- дети развиваются творчески: поют, танцуют, рисуют, не стесняются публичных выступлений.
«Первый класс мы заканчиваем в сентябре, и до конца года заканчиваем курс начальной школы», — это заявление автора программы.
Как попасть в жоховский класс?
Тоже вопрос интересный. Такие классы могут существовать на базе обычной школы. И вы просто можете записать в него своего ребенка. Это самый простой способ.
Есть и другие варианты. Допустим, вы и еще 15 родителей захотели обучать своих детей по системе Владимира Ивановича. Тогда вы идете по школам, говорите с учителями, которые собираются набирать первоклашек, с директорами школ, пытаетесь договориться. Знакомите их с программой. Может и повезет, и все согласятся.
Насколько я поняла, есть вариант нанять учителя, арендовать подходящее помещение, оборудовать его и таким образом учить своих деток. Даже не на базе школы. Но в этом случае нужно будет все равно прикрепить школьника к какой-то школе, чтобы он официально там числился и мог приходить на периодические аттестации.
Можно ли начать обучение по Жохову со 2 класса? Можно. Но, опять же, всем классом. То есть присоединить ребенка к группе, которая уже целый год по Жохову училась, не получится.
Жоховская система не бесплатная. Она денег стоит.
Примерно тысяч 60 – 80 в год с класса. Это не учитывая дополнительных трат, например, за аренду помещения, приобретение и монтаж оборудования.
За что? Хотелось бы знать...
А вот за что:
- учителю предоставляется переносной жесткий диск, содержащий мультимедийный комплекс;
- преподаватели проходят обучение, курс повышения квалификации;
- для педагогов проводятся еженедельные семинары;
- учителя получают методическую поддержу от автора методики.
Отзывы положительные
Положительных отзывов о данной системе много. Вот некоторые из них.
Мама первоклассницы:
«Дети складывают даже не в пределах сотен, а тысячами. Пишут ручками в обычных тетрадях в линейку, в то время как в обычных школах еще палочки с черточками в прописях прописывают. Почерк практически идеальный. Учим наизусть серьезные длинные произведения..."
Папа выпускницы первого класса:
«Буквально за месяц дочка выучила таблицу умножения. Читать старалась сама, никто не заставлял. На скрипке начала играть, в музыкальную школу записали. Просто ей понравилась музыка и она сама захотела на ней играть. Уже делает первые успехи...»
Педагог-психолог:
«Дети не испытывают стресса от начала учебы. Не испытывают трудностей при общении с преподавателем и одноклассниками. Они лучше растут и меньше болеют...»
Отзывы отрицательные
Ну и я была бы не я, если бы не капнула в эту бочку меда немного дегтя. Представляю отрицательные отзывы от родителей детишек в этих классах занимающихся.
Родители малышей, которые отправляются учиться рано (в 5 — 6 лет) жалуются, что детишки не успевают за своими более взрослыми одноклассниками. Ведь в одном классе могут учиться и пятилетки-шестилетки и восьми- девятилетние ребята. Приходится дома дорабатывать то, что не понято на уроках и даже нанимать дополнительных репетиторов.
Так же жалуются, что на уроках наблюдается полное отсутствие дисциплины. Не урок, а балаган, одним словом. И еще детям постоянно приходится смотреть на электронную доску, что не может не сказаться отрицательно на их зрении.
Далеко не все родители «жоховских» ребят отмечают у своих детишек непреодолимое желание учиться и стремление не идти, а бежать в школу. Так же далеко не все довольны учителями, которые порой просто не могут наладить учебный процесс при отсутствии строгой дисциплины.
Из всего выше сказанного могу сделать вывод. Система Владимира Ивановича Жохова интересна. Но, судя по отзывам, подходит не всем. Так что, принимая решения отдать в жоховский класс своего малыша, хорошенько подумайте, тщательно изучите материалы, которых довольно много в интернете и главное пообщайтесь с преподавателем, посмотрите в его глаза. Они горят увлеченностью и верой в то, что он делает?
Друзья, какую бы школу, систему, программу вы не выбрали для обучения своего ребенка, я желаю вам только успехов. И пусть ваш выбор окажется верным!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
P.S. А на новости блога вы уже подписались?)
Сейчас и так школьная программа очень сложная, детям всё труднее справляться .
Много сейчас программ, все они разные. Но вот знания дети должны показать в конце четвертого класса одинаковые. Требования по ФГОС для всех одни. ну а Жоховская программа, вроде как облегчает детям жизнь. Преподносит знания так, чтобы ребятишки могли их легко и просто взять.
Интересная программа обучения, признаюсь раньше не соприкосалась с ней, судя по всему усвоение материала у детей происходит гораздо лучше. Евгения, спасибо за иновации.
Да это даже и не иновация. Давненько учатся дети по такой системе. Но я тоже до последнего времени о ней не знала.
Евгения, добрый день, вы можете дать какие либо коордионаты таких школ по системе Уник в Омске, Москве,новосибирске и где можно подробнее об этом узнать или встретиться с педагогами , мб даже обучиться данной методике самой. или телефоны какие то. Мы перезжаем в этом году из Казахстана в Россию, доча может переводить см в дм и обратно, свободно читает, примеры с переходом через десяток, примеры решает на сумму и разность и неравенства. примеры в 4-5 действий, думаю в простой школе ей будет неинтересно. спасибо Оксана
Здравствуйте, Оксана) И в Омске, и в Новосибирске такие классы есть. А в Москве их очень много. На официальном сайте системы Жохова есть их координаты. Вернее, ссылки на их группы в контакте. Ссылка на оф. сайт sistemazhokhova.ru . Там вкладочка есть «Контакты». Вот там все и найдете. На этом сайте вообще много разной интересной информации по этой системе обучения. Успехов вам и вашей Умничке)
Опять пропаганда школ по системе дебилов! в 5 лет ребенку нужно познавать окружающий мир, а не дроби вычислять. С такой системой можно, только робота «вывести» с постоянной откачкой денежных средств из семьи. У этой системы продолжения нет. из этого следует, что детки пройдя обучение в начальной школе в среднем звене теряются, и не понимают, что делать дальше. А последствия : пропадает интерес к обучению, полная дезориентация в освоении программы среднего обучения. И из так называемых "гениев " они превращаются в замкнутых, троечников или еще хуже... У родителей стресс, нанимается куча репетиторов, которые тянут немалые деньги до окончания школы! Пишу так, потому что, мой ребенок, когда то тоже обучался в начальной школе по какой то продвинутой системе (не могу вспомнить автора!) . Мучились всей семьей, но мы ее все же осилили. Но в средней школе они пошли по обычной системе и тут им стало не интересно, мыслить нужно было уже по другому, а нас учили угадалкам! Родители, возьмите в и полистайте учебники начальной школы советской системы обучения и вы поймете разницу! А ведь все выдающиеся люди России обучались по ее методике!..
Екатерина, здравствуйте) Наша цель не пропаганда, наша цель — информация. Так что, ни о какой пропаганде Жоховской системы обучения я бы не стала говорить. Но чувствую, что кровушки-то вашей школа попила) очень много негативных эмоций. И, в свою очередь, продолжаю настаивать на том, что не важно, какая там программа обучения у ребенка. Важно то, кто учит ребенка. Если повезло с учителем, то, считайте, повезло и с программой, какая бы она не была.
Здравствуйте! По поводу умных людей! После 60-х годов, когда страна стала массово переходить на систему Эльконина-Давыдова, умных людей стало на порядок меньше! Готовили рабочий класс, для работы на конвейере! Отсюда негармоническое обучение чтению, отсюда прямые не парты, а столы и стулья. Отсюда все беды начальной школы. И мы перестали читать! И уже давно не самая читающая страна в мире!