Добрый день, уважаемые родители! Ещё немного, ещё чуть-чуть…Снова в школу! Снова по вечерам мы будем упорно сидеть за учебниками и тетрадками, пытаясь вместе с ребёнком грызть гранит науки. Конечно, каждому родителю хотелось бы тратить на этот процесс как можно меньше времени, чтобы заняться обычными бытовыми делами или просто передохнуть после рабочего дня. Но получается так, увы, не всегда.
Раз за разом мы погружаемся в процесс выполнения домашнего задания с головой, разгибая спину, когда на часах уже далеко за…
Существуют ли практические советы, как быстро делать уроки или это в принципе невозможно, и нужно настроить себя на проведение нескончаемых часов за рабочим столом? Будем искать!
План урока:
Бесценная родительская помощь
Если привыкший за несколько лет старшеклассник уже самостоятельно справляется с поставленными перед ним школой задачами, планируя своё время, то для детей младших классов родительский вклад в подготовку домашних заданий просто бесценен.
Позиция домочадцев может быть различной. Так, некоторые родители всегда и всюду находятся рядом с ребенком, готовые в любую минут прийти на помощь, в том числе, когда дело касается уроков. Другие категорически отказываются помогать в процессе ежедневной подготовки к школе, аргументируя тем, что ребенок должен сам справляться со своей работой.
И тот, и другой поведенческий подход сомнителен, если следовать таким принципам неуклонно, не допуская исключений.
В случае, когда родители всегда «начеку», школьник теряет самостоятельность, привыкая к постоянному присутствию твёрдого родительского плеча и отчаянно надеясь на помощь, к которой начинает прибегать даже тогда, когда вроде и проблем-то особых нет. В ситуации, когда кидают «в омут с головой», маленький ученик остаётся один-на-один со своими школьными проблемами, без возможности получить помощь или совет в нужное время.
Конечно, может, он и выплывет, только чего ему будет это стоить! Бывают случаи, когда без помощи родителей дети просто тонут в реке знаний без вовремя кинутого спасательного круга.
Педагоги настоятельно рекомендуют для выполнения домашних заданий качественно и быстро не пускать процесс на самотёк, но и не стоять над детской душой, ежесекундно дыша в спину. Быть рядом с готовностью пояснить непонятные моменты, чередуя совместную работу с индивидуальной, – лучший вариант для развития школьных событий.
Что может влиять на скорость выполнения уроков?
Конечно, первое, что приходит в голову – умственные способности ребёнка. Доля истины в этом, безусловно, есть. Отличникам делать уроки намного проще и быстрее – только сел, уже всё готово. Но не всем же быть отличниками, да и у таких трудолюбивых пчёлок тоже есть капелька лени, способная свести на нет весь процесс выполнения задания.
«Вовремя» включенный телевизор, открытая вкладка в компьютере, зазывные звуки входящих сообщений – всё это выбивает из рабочей колеи даже тех, кто «с полпинка» справляется с уроками. Итак, что может мешать учебной скорости?
- Пробовали плодотворно работать, когда «сосёт под ложечкой»? Правильно — плохо получается! Голодный ребёнок – не ученик, поэтому садить его сразу после школы за уроки – дело неблагодарное. Сначала накормить, может, и спать положить, и только потом учиться.
- «Давай, что там ещё осталось!» приведёт к тому, что выдохшийся в процессе учебного марафона школьник будет «смотреть в книгу и видеть фигу». Младшие школьники очень быстро устают, поэтому если не делать кратковременных перерывов между подготовкой по школьным дисциплинам, можно забыть про то, что домашнее задание будет сделано качественно. Пятиминутка на яблоко или полезную для работы мозга шоколадку, и снова в путь! Только не стоит растягивать предназначенные для передышки пять минут на полчаса, затянет!
- «Сначала поучи стих, потом сделаешь русский сам, затем почитаешь по литературе, а вместе математику. Приду – проверю!». Хаос в последовательности выполнения заданий по школьным предметам оказывает «медвежью услугу»: вроде всё делает, а процесс не идёт! Педагоги советуют распределять выполнение уроков по мере их сложности.
Первые на очереди письменные дисциплины, причём математика всегда вырывается вперёд, занимая почётный пьедестал, так как требует большей внимательности и мозгового штурма.
Далее за ней тянется русский язык, причём важно сначала учить правила, а потом уже писать в тетради. Поверьте, есть те, которые делают наоборот, увеличивая время на «домашку», так как исправляют сделанные ошибки и по десять раз переписывают начистовую. На «десерт» остаются устные предметы.
Конечно, есть такие дети, которым по душе начинать с любимых предметов, оставляя сложные на потом, чтобы, как говорят, «запал непропал». Правильно ли это, судить родителям. Если ребёнок справляется на последнем выдохе с трудными заданиями «на ура», то пусть так будет. Если выполнение последних задач происходит с натяжкой, график дисциплин нужно пересмотреть.
- Отвлекалки в виде телефонов и планшетов должны быть убраны подальше, чтобы не манили своим привлекательным неоновым светом и звонкими уведомлениями. Иначе «сейчас подружке напишу и продолжу» вытекает в бесполезное получасовое общение. Девайсы лучше всего ставить на «спящий» режим. Смотреть телевизор и одновременно делать «домашку» получалось бы в наше время разве что у Юлия Цезаря, у младших школьников лишние изображения и поступающие извне звуки значительно увеличивают время подготовки к урокам.
Маленькие хитрости для больших родителей
Чтобы детям научиться быстро, а главное – качественно делать домашние задания, родители могу взять на вооружение маленькие хитрости, которые по мере взросления дети будут самостоятельно применять, сокращая время на уроки и получая в подарок драгоценные часы на отдых.
Как заставить человека, а особенно ребёнка что-то сделать порой «через не хочу?» Правильно — мотивировать! Заинтересовать школьника в учебном процессе – шаг к тому, чтобы делал он это быстрее.
Ваш ученик не расстаётся с компьютером и не любит писать на черновики? Пусть машина станет не только другом для развлечений, но и помощником в учёбе. Иногда делать такие задания как сочинение можно и при помощи современной техники, используя её как электронный черновик. Дети замечательно справляются со скоростным набором при помощи клавиатуры, компьютер позволяет вносить исправления.
Чем не рациональное распределение времени? Десять раз перечитать, снова всё исправить и вуаля! Всё начисто в тетрадь! Только заранее договоритесь, что все лишние вкладки будут закрыты. Иначе придётся вернуться к старым добрым временам, когда пишут исключительно на бумаге.
Не все дети являются счастливыми обладателями хорошей памяти, а учить в начальной школе приходится много. Чего стоят стихи по литературе! И вот ребёнок мается весь вечер, а рифмы не складываются. Начитайте с выражением стихотворение для заучивания на диктофон и включайте его на протяжении вечера, когда школьник ест, когда просто сидит на диване, когда умывается, а особенно перед сном.
Психологи говорят, что информация, полученная непосредственно перед ночным отдыхом, остаётся на подкорке головного мозга и всплывает в нужное время. Проверено опытом! Останется только повторить утром перед школой, и «пятёрка» обеспечена.
Чтобы дети вовремя садились за уроки, что немаловажно, возьмите на вооружение будильник, который настойчивым трезвоном напомнит, что уже пора. Его же можно подключить и для ограничения времени, отведённого на выполнение одного урока или на передышку, чтобы не забыться.
Вот такие маленькие советы для большой работы существуют на страничках интернета родителей, прошедших «огонь, воду и медные трубы». Оказывается, делать уроки можно и быстро, и качественно, и с удовольствием.
А у вас есть свои хитрости, как сократить время на уроки? Поделитесь секретами, может ваших изюминок кому-то не хватает.
С пожеланиями всё делать по-максимуму, затрачивая времени по-минимуму!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Я до школы посадила внучку за клавиатуру, чтобы она освоилась с ней. Надеюсь, что компьютер станет ей помощником в учёбе.
Сейчас без компьютеров никак в школе. Так что чем раньше научится.тем лучше.
Хорошо. когда дети самостоятельно делают домашние задания. с небольшой помощью родителей. а если привыкают только, чтобы мама или папа был рядом и постоянно контролировал, то так и не научатся самостоятельности.
Ералаш позабавил. посмотрели вместе с дочкой с удовольствием. Действительно, чего не сделаешь ради папы…
Очень тяжело не влезать со своими советами, когда видишь, что что-то с уроками идет не так) Я конечно понимаю, что дети на ошибках учатся, пытаюсь держать себя в руках, но не всегда получается)
Да, скоро начнется и математика, за ней потянется русский и остальные предметы. И опять «Мам, помоги». Ну куда деваться, кто на что горазд. Только вот к помощи компьютера я категорически запрещаю обращаться.
А мы комп используем, особенно для подготовки всяких презентаций. К четвертому классу Александра моя сама научилась их лабать. Без компьютерной помощи мы не обходимся.
Евгения, сейчас столько уроков, знаю, что не всегда дети сами со всем справляются, хотя раньше все же в большинстве делали сами, родителям только если на проверку.
Работаю репетитором по подготовке к школе. СОГЛАСНА с советами и рекомендациями
Спасибо большое, Ирина) Ваша оценка для меня особенно важна.
Спасибо за статью, интересные советы. Но вот думаю, если дети привыкнут всё делать на скорость, не потеряется ли качество? С одной стороны, хорошо когда быстро справляются, но важно чтобы суть заданий усваивалась, а не просто отметили как сделанное.
Интересные советы, многие из них действительно работают, проверял на своих детях. Особенно эффективно оказалось правило «работай 25 минут, отдыхай 5». Ребята стали меньше отвлекаться и быстрее справляться с уроками. Еще добавлю, что хорошо помогает четкий распорядок дня и минимум электронных устройств поблизости, когда делают домашку.