Доброго дня, мои любимые читатели! Все мы в детстве любили мультики, и наше дети тому не исключение. Да что кривить душой, нет-нет, да и мы, будучи уже давно в самом расцвете сил, готовы похихикать над всякими миньонами, зеленым Шреком, говорящим конём Юлием из «Алёши Поповича» и неудачницей-белкой по имени Скрэт из «Ледникового периода».
Все эти мультипликационные шедевры создавала целая команда, в которой одна из главных ролей отведена мультипликатору. Вот, наверное, интересная профессия! Вся жизнь – сплошная комедия и нескончаемое детство! Потому решила сегодня вам рассказать, что представляет из себя профессия мультипликатор. Вдруг у кого из вас ребёнок заинтересуется и решит посвятить своё будущее мультикам.
План урока:
С кого всё началось?
Оказывается, первые попытки рисования мультиков были сделаны намного раньше, чем появилось кино. Ещё в первобытную эпоху люди пытались запечатлеть движения путём рисунков, а что-то отдалённо напоминающее рисованную мультипликацию родилось в далёких 70-х XIX века. Потом все увлеклись кинематографом, и мультики были незаслуженно «убраны» в дальний ящик.
Настоящие, но ещё примитивные мультики появились в первой половине 19 столетия, а именно в 1906 году. Тогда увидел свет первый рисованный немой мультфильм под названием «Комические фазы смешных лиц» американского кинорежиссёра Джеймса Блэктона. Наши соотечественники тоже не отставали, и в этом же году создали кукольный мультик о балете, главным мультипликатором которого выступил русский балетмейстер Александр Ширяев.
Спустя несколько лет у всех на слуху стал американец Уолтер Дисней, который на многие лета приковал нас к экранам телевизоров семейными мультсериалами про Микки Мауса, Белоснежку, оленёнка Бэмби и иных диснеевских героев. Всего в его режиссёрской работе 111 мультиков, а порядка 500 он спродюсировал, за что забрал 26 оскаровских статуэток.
Основанная им Walt Disney стала ведущей компанией в области мультиндустрии, породившей в своих стенах немало известных персонажей.
Известны в мировой мультипликации благодаря Скуби-Ду, Тому и Джерри и Флинстонам также Уильям Ханна и Джозеф Барбер.
Наша советская мультиндустрия тоже не отставала. Советско-российский «Союзмультфильм», начиная с 1936-го года, выпустил немало рисованных и кукольных шедевров из-под кисти талантливых соотечественников.
В их числе – Эдуард Назаров («Жил-был пёс»), Юрий Норштейн («Ёжик в тумане»), Фёдор Хитрук («Винни-Пух»), Борис Степанцев («Малыш и Карлсон»), Роман Качанов («Чебурашка») и, конечно же, любимый предшествующими поколениями Вячеслав Котёночкин («Ну, погоди!»).
Мультипликация сегодня
Сегодня само понятие «мультипликатор» очень широко и охватывает несколько специализаций:
- постановщик – он главный из всех художников, задаёт стиль мультика, руководит и контролирует;
- мультипликатор по персонажам – он создаёт визуальный образ героев;
- контуровщик – он переносит рисунки с бумаги на специальную целлуидную плёнку;
- фазовщик – создаёт рисунки героев с промежуточными движениями;
- прорисовщик – облагораживает начистовую ключевые рисунки, доводит их «до ума», чтобы они были максимально схожи с тем, что требует постановщик;
- фоновщик – отвечает за красивые фоны и панорамы, например, леса и реки, горы и степи, то есть за ту остановку, где будет в мультике жить герой.
А ещё когда создаются крупные проекты, мультипликаторов делят на тех, что:
- занимаются живыми героями;
- занимаются спецэффектами – дождем, снегом, водой и прочим;
- занимаются антуражем – автомобилями, механизмами и разными объектами, которые складывают общий фон.
Так что есть, из чего выбрать!
Что знать и что уметь
А теперь о том, какие предметы нужно знать, чтобы создавать мультяшки.
Надо ли быть художником? Отвечу сразу: для того, чтобы создавать мультики — обязательно надо, ведь и название-то профессии правильно звучит «художник-мультипликатор». Да и сам процесс всего действия связан с рисованием ключевых фаз движения мультипликационного героя. То есть, от этого творческого процесса зависит, когда и как мультяшный герой зашевелится, и что он будет делать: руками махать или ногами топать. Так что будущему мультипликатору важно хорошо владеть предметом «Изобразительное искусство».
Надо ли знать компьютер? Несомненно! Ведь современная мультипликация вся сплошь компьютезирована, и компьютерные программки заметно упрощают трудоёмкий процесс. Потому уделите немало внимания информатике, хотя без ручного труда всё-таки ещё пока ни один мультик в процессе своего появления на свет не обходится.
А ещё будущему студенту хорошо бы владеть актёрскими данными, аккуратностью, концентрированным вниманием, хорошим глазомером и способностью видеть пространственно. И пусть в художественном мире эта профессия не слывёт серьёзной, однако кропотливости и дотошности при копании в мелочах здесь «хоть отбавляй» — куда больше, чем требуется классическому художнику с кистью у мольберта.
И наблюдательность тоже нужна, ведь мультипликатору приходится «ловить» характер мультяшного героя и доносить его до зрителя через мимику и движения.
Где учиться и где выпускнику пригодиться
Если выучиться на художника-мультипликатора, то найти себя можно в разных областях, что придётся по душе. Захотите рисовать очередные серии «Чебурашки» и «Ну, погоди!» — пожалуйста! Захотите пойти в рекламный бизнес и создавать радующие глаз и продвигающие товар рекламные ролики – пожалуйста.
А те, кто любит играть в разные компьютерные игры, сможет реализовать себя на игровом поприще, ведь сценарии игровых сюжетов – это тоже работа мультипликатора! Жить не можете без компьютера и компьютерной графики – тоже приходите учиться на художника-мультипликатора, ведь трёхмерная компьютерная анимация – это одна из специализаций мультипликации!
Уже смотрите в сторону факультетов, где учат на мультипликатора? Тогда вот вам небольшая подсказка, ведь для серьёзной работы в мультипликации стоит получить высшее художественное образование, ну или хотя б окончить колледж.
Ведущими московскими ВУЗами, в которых учат на «родителей» мультяшек, являются Госакадемия им. Строганова, Художественный институт им. Сурикова, Российская академия искусств, Институт кинематографии им. Герасимова, Институт бизнеса и дизайна. В Санкт-Петербурге это в основном Академический институт им.Репина и Художественно-промышленная академия им. Штиглица.
Если вы хотите только побаловаться и порисовать так, для удовольствия, то по России (да и за рубежом тоже) работают многочисленные школы-студии, которые позволяют пройти курс по производству авторской анимации. Но считаю, что они могут служить лишь дополнением к основному образованию и не являются качественной альтернативной заменой ВУЗам.
Вот такая она, мультипликационная профессия, создающая с нуля целый мир. Конечно, у неё есть свои плюсы и минусы. Положительных сторон в ней больше.
- В первую очередь, это увлекательно и интересно.
- Во-вторых, это даёт склонным к творчеству реализовывать самые грандиозные творческие идеи.
- В-третьих, для опытного рисовальщика мультиков это ещё и высокооплачиваемый труд.
Но будьте готовы к тому, что для создания одного мультика потребуется нарисовать множество почти одинаковых картинок, за одно мгновение создающих движения мульт-героя. Потому работа это нередко сводится к монотонным по описанию, практически однообразным операциям. Придётся сидеть и корпеть. Готовы? Ну, тогда добро пожаловать в увлекательный мир мультипликации!
Кстати, блог ШколаЛа уже успел познакомить своих больших и маленьких читателей с особенностями профессий:
До новых встреч)
Очень творческая профессия!
Обожаю именно советские мультики! Они лучше всех!!
Да... нелегкий труд в этой профессии. Но, мне кажется, те, кому это нравится, могут часами творить своих героев не уставая.
Есть ли жизнь за МКАД?
80% населения страны живут не в Москве и не в СПб, где им можно обучиться на художника-мультипликатора?
Спасибо за статью, интересно было почитать. Хотелось бы подробней узнать о том, какие навыки нужны чтобы стать мультипликатором. Может кто в курсе, поделитесь? И еще, где лучше учиться на эту профессию, может курсы какие есть хорошие?
Классно что статья подняла тему мультипликаторов, много кто думает что это просто рисовать картиночки, а это целое искуство. Мой сын увлекается анимацией, и я удивляюсь сколько надо знать: и программирование, и сценарии писать, и дизайн понимать. И работать в команде уметь, это же не в одиночку все делается.
Прочитал статью про мультипликаторов, интересно было бы узнать еще и про программы для начинающих, вдруг ребенок захочет попробовать. И может быть, добавить реальные истории людей, которые уже работают в этой сфере, так было бы живее и нагляднее.