Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Путешествие по школам мира! Финляндия

Автор:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня на блоге «ШколаЛа» очередная статья из серии «Путешествия по школам мира». Мы уже успели побывать в Германии и в Японии, а сегодня отправимся на север и посмотрим, сможет ли нас чем-нибудь удивить школьное образование в Финляндии

Итак, Финляндия – небольшая страна с населением менее 6 млн. человек, из них примерно полмиллиона школьников. Для сравнения в России в 2017 году за школьные парты сели более 15 млн. детишек разных возрастов.

Как утверждает всемогущая Википедия, в Финляндии индекс образования один из самых высоких в мире.

 

А еще финские школьники среди всех школьников мира выделяются своим высоким уровнем владения различными школьными навыками.

Так что же делают со школьниками в Финляндии, чтобы они добивались таких выдающихся результатов? Давайте посмотрим на различные сферы их школьной жизни и постараемся понять, почему весь мир поет дифирамбы школьному образованию финнов.

Школьные ступени

Финские детишки отправляются в школу, как и наши, в 7 лет и продолжают учиться до 16-17.

Первая ступенька – нижняя – 1-6 классы.

Вторая – верхняя – 7-9 классы.

Есть еще и необязательный 10 класс, в котором дети могут улучшить свои знания и повысить показатели по предметам, на которые не хватило времени или сил за 9 лет обучения.

 

А что потом? А потом юноши и девушки либо отправляются учиться в профессиональные колледжи, где приобретают определенную профессию, либо в лицей, где на протяжении двух лет готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

Нижняя ступень

До того, как поступить в школу, дошколята проходят предварительное начальное образование, типа нашей подготовки к школе.

 

С 1 по 6 класс все предметы детям преподает один учитель.

В 1 и 2 классах детки изучают финский язык, чтение, математику, природоведение, музыку, изобразительное искусство, религию (или жизнепонимание, если религия совсем не волнует). Также проводятся уроки труда и физкультуры. Причем, уроком физкультуры считается любая спортивная подвижная игра, которая проводится 1 – 3 раза в неделю.

Уроки труда не разделяются на девчоночьи и мальчишечьи. Если пилим лобзиком, то все вместе, соответственно, и супчики варить тоже будем всем классом.

На уроках музыки дети не просто сидят и слушают музыкальные произведения или переписывают под диктовку тексты песен в свои тетрадки, они реально музыкой занимаются. Поют и учатся играть на музыкальных инструментах.

На одном уроке дети могут изучать сразу несколько дисциплин, то есть если идет урок природоведения, то сюда могут быть добавлены, к примеру, и элементы математики. Применяется сквозное изучение предметов, что дает возможность быстрее понять мироустройство, охватить, так сказать, его более широким взглядом.

Первый иностранный язык появляется в школьной программе уже в 3 классе, а потом еще один и еще, об этом подробнее расскажу чуть ниже.

 

Плюс, в 4 классе добавляются еще некоторые интересные предметы на выбор: это может быть компьютерная грамотность, или уроки печатания на клавиатуре, а также предметы творческой направленности, как, например, резьба по дереву или хоровое пение. Как можно заметить, система в данном случае учитывает желания и способности учеников.

В 5 классе начинается изучение биологии, химии, географии, физики и истории. Напомню, все предметы преподает один и тот же учитель, который, судя по всему, должен быть очень разносторонне образованным человеком.

Верхняя ступень

В 7 классе ребят ожидает знакомство с учителями-предметниками. Изучают родной и иностранные языки, литературу (которая представлена банальным чтением книг), математику, биологию, географию, основы здорового образа жизни, религию. Такие предметы как труд, физкультура и музыка присутствуют в школьном расписании до самого конца.

Интересно, что в 9 классе 2 недели отводятся на знакомство с трудовой жизнью. Задача школьников – найти себе любое рабочее место и пару недель там хорошенечко поработать. Говорят, подросткам это очень нравится.

 

Углубленное изучение какого-либо предмета в ущерб другому не практикуется. Здесь не считают, что математика, к примеру, может быть важнее музыки или биологии. Все школьные дисциплины считаются одинаково важными.

В 10 класс отправляются только те школьники, которые считают, что им это нужно. По сути, это как у нас остаться на второй год. Только вот в Финляндии ничего позорного в данной ситуации не видят, ведь все обучение направлено на подготовку ко взрослой жизни, а это дело серьезное.

Иностранные языки

Иностранные языки школьники начинают изучать с 3 класса. Можно выбрать язык на свой вкус, самыми популярными, как и у нас, считаются английский, немецкий и французский. Но если школьник в 3 классе выбрал не английский, то в 4 классе он начинает его изучать в обязательном порядке.

Это интересно! Финляндия занимает 7 место в мире среди неанглоязычных стран по знанию английского языка.

Еще одним обязательным иностранным языком считается шведский, его начинают изучать в 6 классе. Хотя, не такой уж он и иностранный. Финляндия вообще считается двуязычной страной, финский и шведский признаны государственными языками, но на шведском говорят лишь 5% населения.

 

Ну а в 8 классе можно по желанию выбрать еще один иностранный язык и начать его изучать, здесь в лидерах китайский, испанский и русский. Причем, в последнее время популярность русского языка возросла.

Таким образом, на выходе из учебного заведения финский школьник владеет родным языком и четырьмя иностранными. Да, конечно, может он и не сможет на этих языках рассуждать на какие-то глубокие философские темы, но поддержать разговор на бытовом уровне вполне способен.

Интересно, как же учителям удается достичь таких высот в преподавании языков? Ведь наши российские школьники за 11 лет еле-еле с английским справляются, да и то далеко не все. А секрет здесь в подходе к обучению.

Применяется принцип познания родного языка младенцами. Ведь для того, чтобы наши русские детишки в два года могли понимать и изъясняться на русском, мы не учим их с пеленок грамматике и буквам. Малыш просто напросто погружен в конкретную языковую разговорную среду, благодаря чему примерно за два года и осваивает устную русскую речь.

Примерно также поступают и учителя в школах Финляндии, создают языковой контекст и постепенно дают необходимые навыки. Причем, каждый последующий язык учится намного легче предыдущего.

О важном: каникулы, оценки и экзамены

Учебный год начинается в августе. Какого-то одно конкретного дня начала учебы, как у нас 1 сентября, не существует. Начинают все по-разному, с 8 по 16 число последнего месяца лета. Ну а заканчивается учебный год в мае.

Год делится на два полугодия: осеннее и весеннее. В осеннем полугодии предусмотрены 3-4 дня осенних каникул и длинные двухнедельные каникулы на Рождество. А в весеннем –школьников радуют так называемые «лыжные каникулы» в феврале и еще одни пасхальные.

 

Учатся ребята пять дней в неделю только в первую смену, пятница – короткий день.

Теперь про оценки. Получить пятерку в финской школе – это не есть хорошо. Так как система оценивания 10-балльная. В первом классе оценок не ставят, так же как и во втором и в третьем, четвертом, пятом и шестом. На нижней ступени обучения возможно только устное оценивание учеников учителем с помощью таких понятий как «хорошо», «удовлетворительно», или «посредственно».

Первые «настоящие» оценки появляются только у семиклассников. Но в дневник их не ставят. Почему? А потому, что такой штуки как дневник у финских школьников просто нет. В стране действует государственная электронная система, типа наших электронных дневников, куда учителя заносят данные об успеваемости, о пропусках уроков, о проблемах и достижениях. А родители к этой системе имеют прямой доступ.

А теперь об экзаменах. Какие там ВПР, ЕГЭ или ОГЭ? Ничего подобного нет. Девиз таков: «Мы готовим не к экзаменам, а к жизни». Поэтому выпускники сдают лишь один обязательный тест в самом конце обучения. А контрольные работы и промежуточные тесты может провести учитель на свое усмотрение.

И никто о результатах данного теста сильно не переживает и не печется, как говорится, что получилось, то и хорошо. И это никак не роняет рейтинг школы или конкретного учителя. И учебные заведения ни перед кем за результаты данного теста отчитываться не должны.

Как живется учителям?

В Финляндии быть учителем престижно, что подтверждают учительские зарплаты. Учитель-предметник получает 5000 евро, а помощник учителя (есть такая должность в финских школах) – 2500.

 

Нет конкретных разработанных на государственном уровне учебных планов, которым должен следовать каждый преподаватель, ну разве что общие рекомендации.  Педагоги используют те методы обучения, которые считают самыми эффективными. Никаких проверок, РОНО или методистов.

Ну а чтобы все-таки держать учительский состав в тонусе, в финском трудовом законодательстве есть такой пункт, учитель может заключить договор с учебным заведением только сроком на 1 год. А потом контракт либо будет продлен, либо нет. Поэтому, чтобы быть трудоустроенным гражданином, учителю приходится вести себя адекватно и заниматься постоянным самосовершенствованием.

Доносить новую тему до школьников – не есть задача учителя, ведь все написано в книгах. Задача педагога – научить школьника думать, находить необходимую информацию и правильно ее применять. И в конфликтных ситуациях, возникающих между учениками, учителя не участвуют, считается, что это тоже определенная школа жизни и детям даже здесь учиться не мешают.

Никаких любимчиков или нелюбимчиков у финских учителей нет. А если такая ситуация случается и учитель начинает распределять свое внимание не равномерно на всех учеников, то можно ждать расторжения или непродления контракта.

Как живется родителям школьников?

Начнем с того, что в финских школах анкеты с указанием места работы родителей отсутствуют. Никого вообще не должно волновать, кем работает мама или папа кого-то из учеников. Запрещены сборы денежных средств с родителей.

Государство гарантирует бесплатное школьное образование. Бесплатным для школьников является:

  • само обучение;
  • школьное питание;
  • экскурсии, посещения музеев и вся внеурочная деятельность;
  • школьные автобусы, которые обязаны доставить ребенка в школу и вернуть домой, если учебное заведение расположено хотя бы за 2 километра от дома ребенка;
  • учебники, канцелярские принадлежности;
  • ноутбуки-планшетники, которые широко используются во время учебного процесса.

 

Красота, согласны?

Финские родители наверняка не рискнут обидеть своего ребенка хоть словом, хоть ремнем, поскольку прекрасно знают, что еще в 1 классе детишкам в школе объяснят все их обязанности и права, в том числе и право жаловаться на взрослых социальному работнику школы.

Как живется школьникам?

Про то, что школяры прекрасно осведомлены о своих правах, я уже упомянула. Теперь еще о некоторых радостях.

Никто никого учиться не заставляет. Здесь принцип такой «Не можешь, научим, не хочешь – твои проблемы».

Как говорится, стране нужны не только великие врачи и юристы, но и без хороших дворников далеко не уедешь, и все это прекрасно понимают.

В случае трудностей с овладеванием школьными предметами юношу или девушку просто сориентируют на какую-нибудь несложную, но нужную профессию, в соответствии с личными склонностями, а не будут заваливать двойками и требовать супер-успеваемости.

А кто решает, к чему у юного человека склонности? Учитель будущего, конечно же. Есть такая должность в финских школах. Он проводит определенные тесты и беседы и помогает ученику определиться с его будущим.

Учатся мальчики и девочки по индивидуальным программам. У каждого ученика может быть свое задание на уроке, задания могут быть разного уровня сложности. Эта индивидуализация касается всего: применяемых учебников, преподнесения материала (кому поглубже, кому поверхностно), количества домашних заданий и т.п.

 

На уроке ученик может заниматься чем-то своим, например, если весь класс смотрит научный фильм, а ему не интересно, то он может взять и, к примеру, почитать книгу.

И преподают в школах то, что может реально потребоваться в жизни. Школьники прекрасно знают, что такое портфолио, бизнес-план, контракт, сайт-визитка. Умеют обращаться с банковскими картами и высчитывать налоги, предусмотреть будущую прибыль от каких-то конкретных действий и нарисовать розу ветров на определенной местности. К жизни готовят, словом.

Нет никакого разделения учеников на хороших и плохих, такая градация строго-настрого запрещена. Все равны и все особенные, хоть ребенок гений, хоть ребенок хорошо отстающий.

Дети-инвалиды имеют все возможности для того, чтобы обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками. И вид инвалидного кресла никого не шокирует и не смущает. А для тех, кто слабо видит или слабо слышит создаются специальные классы в обычных школах.

Несмотря на всю эту ненапряжность и легкость и даже какую-то вседозволенность, контроль за обучением все-таки имеется. Быть в школе и посещать уроки — обязательное условие. Правда, если школьник уроки пропускает и учиться не хочет совсем, то родителей в школу никто вызывать не будет. Ребенок просто останется на второй год и все дела.

Еще одна радость школьников из Финляндии, которой были бы рады и наши российские школяры – полное отсутствие школьной формы, правда, сменка все равно нужна. Уроки частенько проводятся не за партами, а на природе. Многие учебные классы оборудованы удобными диванчиками или коврами, на которых можно сидеть во время уроков.

 

Домашку учителя задают редко и понемногу, считается, что родители не должны заниматься с детьми уроками, лучше пусть вместе сходят на прогулку или посетят музей.

К доске никого не вызывают, пересказывать материал не заставляют. Учитель задает общий тон уроку, а потом просто ходит, смотрит, как ученики справляются, в случае чего направляет в нужную сторону.

Расслабленная система обучения

Финская система школьного обучения многое взяла из восточной культуры. В восточных единоборствах есть такое понятие как «расслабленная концентрация внимания». Считается, что для того чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Вот и создается для школьников комфортная среда, построенная на принципах гуманизма и равенства.

Основная цель системы образования в Финляндии – довести абсолютно всех до среднего уровня. Поэтому большое значение уделяется дополнительным занятиям с отстающими учениками. Родителям таких детишек не приходится обращаться к репетиторам, чтобы догнать класс по какому-либо предмету. Такие репетиторские услуги оказывают абсолютно бесплатно сами школьные учителя. Ну прямо целая бочка меда, не правда ли?

 

А там где стоит бочка меда найдется и ложка дегтя. И заключается она в том, что с учениками преуспевающими дополнительных занятий никто проводить не будет. Если есть желание дать своему отпрыску знания, превосходящие школьную программу, по максимуму развить его потенциал, то добро пожаловать в объятия репетиторов на дополнительные занятия, за которые родителям уже придется заплатить.

Но и эту ложку дегтя в Финляндии пытаются ликвидировать. Реформа образования продолжается.

Как попасть в финскую школу?

Очень просто, для этого всего-навсего нужно жить в этой стране. Школьное образование считается обязательным для всех, в том числе и для детей иностранцев. Если малыш совершенно не знает финского языка, то для начала его устраивают на специальные языковые курсы, а потом уже принимают в школу.

Русско-финские школы в государстве также имеются, и их достаточно много, ведь примерно 20% населения страны говорит на русском языке.

На этом наша небольшая экскурсия по финским школам окончена. Надеюсь, вам было интересно.

А куда отправимся в следующий раз? Предлагайте варианты в комментариях.

С наступающими каникулами!
Ваша, ШколаЛа)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 8
  • Larimar55
    29.05.2018 | 17:57

    Не могу судить о финской школе, но когда из СССР приехали в Гермнаию, то была страшно разочарована средней школой...

  • Наталья
    29.05.2018 | 20:50

    Ну и крассотттааааааа! :lol: предлагаю целых два варианта:1.Англия,2.Норвегия

  • Кристина
    31.05.2018 | 16:15

    Очень интересная рубрика. Повышает общее развитие и знания о других странах.

  • Алена
    10.07.2018 | 16:41

    Очень любопытный подход к обучению, очевидно, что из под палки ребёнок способен воспринять гораздо меньше информации, веже чеё сопротивление это сделать сложнее чем на принципах доверия . Система обучения действительно в своем роде уникальна и идет прежде от учителя. Евгения, спасибо за интересную информацию.

  • серик
    22.05.2021 | 08:30

    Сыну летом исполниться 15 и заканчивает 9-ый класс, какие требования и условия чтобы продолжит учебу в Финляндии?

  • Ольга
    23.04.2022 | 18:56

    Все верно написано, ошибка лишь в одном: сменная обувь в школе не нужна. Все ходят в носках или босиком.

  • Ваамеинх
    15.01.2024 | 14:20

    Статья интересная, но хотелось бы увидеть больше конкретики про финские школы. Какие у них методы обучения, примеры уроков, занятий. И фото бы не помешали :)

  • Наонзшь
    26.01.2024 | 21:28

    Забавно, конечно, читать про школы Финляндии, как будто у нас тут все совсем плохо, и только они знают толк в обучении. Да у нас тоже неплохо все, просто каждому свое. А у финнов, наверное, зимой больше времени за учебниками сидеть, световой день короткий, вот и умные такие :)

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.