Здравствуйте, дорогие любители русского искусства. Сегодня герой нашего сообщения – художник Суриков. Его работы связаны с яркими историческими периодами России. При помощи холста он затрагивает церковные реформы 17-го века и реформаторство Петра I. Его главный герой для художественной кисти - весь русский народ, его самобытность и мужественный характер.
План урока:
Казак из Красноярска
Биография русского казака, как сам себя называл Василий Иванович, поистине гордясь своим происхождением, начинается в небольшом сибирском городке Красноярске в 1848 году.
Его предки по отцу пришли с Дона вместе с Ермаком, а мать была происхождением из старинного казачьего рода. Потому совсем неудивительно, что знаменитый художник писал про себя, что он со всех сторон казак с более чем 200-летней историей.
Творческие таланты родителей передались и младшему Сурикову. У отца были музыкальные данные, он играл на гитаре и славился лучшим красноярским певцом. У матери отлично получалось вышивать, она обладала врождённым художественным вкусом.
Как вспоминает художник в своих мемуарах, ему было всего шесть, когда он рисовал Петра I с гравюры, при этом «мундир синькой, а отвороты – брусникой». Будучи учеником красноярского приходского училища с 8 лет, маленький Суриков был отмечен учителем рисования.
Мальчик у него научился тонкостям живописи, по заданию педагога копируя картины мастеров живописного искусства. Это был его первый наставник, который дал дорогу будущему русскому художнику. Понятие красоты в Сурикове воспитала суровая Сибирь с её жестокими нравами, мужественными людьми, народными играми и величественной природой.
Поле смерти отца 11-летний Вася Суриков устроился в канцелярию писцом, но не оставлял надежду поступить учиться на художника. Он рисовал всё, в том числе разукрашивал пасхальные яйца «по три рубля за сотню». Среди заказов даже была икона.
Ранние суриковские рисунки были замечены красноярским губернатором, который и походатайствовал о приёме его в училище.
Провалившись в петербургской академии художеств на вступительном экзамене по рисованию с гипса, Суриков идёт в школу союза поощрения художеств, чтобы не терять драгоценное время, где за три месяца осваивает трёхгодичный курс. И уже подготовленный, без труда становится студентом художественной академии.
Начало плодотворной работы
Студент Василий Суриков в академии начинает навёрстывать то, что пропустил и о чём мечтал, создавая работы и получая за них медали и материальные премии. Первой серьёзной работой будущего художника стала написанная через год обучения в академии картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади».
Переехав в Москву, он начинает расписывать фрески в храме Христа Спасителя и одновременно создаёт ставший знаменитым холст «Утро стрелецкой казни», впервые описывая трагическую историю русского народа. Картина стала толчком для вступления художника в ряды товарищества передвижников, где он выставил на суд широкой общественности созданные работы.
Для справки. Товарищество передвижников – это группа художников, стремящихся сделать искусство средством социального воспитания народа. Они организовывали передвижные выставки по всей России, чтобы показать творчество простым людям, ведя просветительскую деятельность, прививая любовь к искусству заурядных обывателей и заодно продавая свои произведения. За годы своего существования передвижники провели 47 выставок.
Триумфы Василия Сурикова
Заряжённый желанием писать картины о русской истории и его народе, Василий Иванович создаёт свои основные шедевральные работы.
- Портрет Меньшикова стал демонстрацией сильного характера. Через личную драму художник пытался показать российскую трагедию судеб отдельных её людей. Суриковский Меньшиков – сильный и властный фаворит Петра I, отправленный в ссылку, достоин других масштабов, ему тесно в избёнке с низкими потолками и крохотным оконцем. Через вписанных в картину троих детей талантливый Суриков сумел выразить тонкие человеческие чувства. Замысел о написании работы возник у автора в переломные для России периоды переворотов и самовластия. «Меньшиков» прямо на выставке был куплен Третьяковым.
- Боярыню Морозову, как признавался автор, он задумал задолго до Меньшикова. Эскиз картины появился в 1881 году, а к работе художник приступил лишь через три года. Всё потому, что мастер кисти долго не мог подобрать прототипа боярыни, которым стала потом его собственная тётка. И снова на полотне трагическая судьба сильной натуры, которая встала против церковных реформ – историческая сцена из раскола церкви. Твёрдость духа, мужественность и красота русской души показана здесь Суриковым через цвет, пейзаж и композицию. Высоко поднятая рука героини холста – как жест прощания со старой Русью. В первый раз картину увидели на 15-й выставке передвижников, и публика сразу же оценила её мощь и колорит.
- «Взятие снежного городка» появилось в 1891 году как протест художника унынию при возвращении в родной Красноярск после смерти жены. Желая поднять настроение, вспоминая игры из детства, Суриков после трёх серьёзных картин создаёт жизнерадостное полотно, где героями выступили обычные селяне, а снежный городок вырос прямо во дворе его дома. Полная жизнелюбия работа была с восторгом встречена ценителями искусства и направилась на французскую выставку, где была отмечена именной медалью.
- Продолжением серьёзной работы стало «Покорение Сибири Ермаком», написанное при возвращении в Москву. Изображённую на картине битву Суриков сумел при помощи кисти описать как встречу двух стихий. Вдохновлённый силой духа, привезённой из Сибири, где он наблюдал за жизнью и бытом местных жителей, художник изобразил всё величие подвига русского народа во главе с предводителем. Полностью полотно было закончено в 1895 году.
- Историческую тему творчества знаменитого художника продолжила ещё одна работа, посвящённая переходу Суворова через Альпы, продолжающая тему героизма Ермака. Работу над полотном мастер начал, будучи в родном Красноярске, а продолжил после поездки в Швейцарию, где этюды к картине писал уже на месте свершившегося перехода, в горах. Художник постарался передать зрителю все трудности перехода, проникнуться подвигом суворовских воинов, сделав ставку на главные детали, как считает автор, — движение и храбрость. Творческая работа завершилась как раз к столетию итальянского похода в 1899 году. Выставленный в Петербурге и Москве «Суворовский переход» был приобретён российским императором Николаем II.
- «Степан Разин» стал завершающим большим холстом Василия Сурикова. Над ним автор работал несколько лет и даже возвращался к написанию после того, как картина была представлена публике. Художник всё пытался усилить образ главного героя, даже ездил в Сибирь и на Дон, где родились картинные этюды, чтобы найти нужные прообразы и черты. В результате дума казачьего атамана на холсте подчёркнута природной красотой при помощи перламутровых переливов красок и солнца. Задачей художника было — передать внутренний мир мятежника.
Оставшись навеки в истории
Василий Иванович много путешествовал, побывав помимо Сибири, в Крыму и на Волге с Окой, посетив испанские и итальянские берега, съездив в Швейцарию, Германию и Францию. Во время своих поездок он набирался красоты природы и разнообразия человеческих характеров, знакомился с произведениями известных художников, искал образы.
К нашему сожалению, так и не законченными остались «Красноярский бунт», портреты Пугачёва и княгини Ольги. На протяжении всей своей жизни художник был человеком замкнутым, редко кого впускал в свою мастерскую, предпочитал труд светским вечеринкам. Друзей у него было немного.
К концу своей жизни Суриков часто писал на красноярскую родину письма и ездил в родные края. Он пишет знакомые глазу и сердцу пейзажи и зарисовки, иногда делает портретные рисунки.
С больным сердцем он был отправлен на лечение в Крым, где сумел написать последнюю работу – свой автопортрет.
Знаменитый художник умер в 1916. Похоронен он на московском Ваганьковском кладбище и его память увековечена в нескольких монументах, расположенных в разных российских городах. Нескольким улицам, музеям, художественным школам и даже двум речным судам дано его имя.
Вот такое сообщение вы можете подготовить на школьное выступление про ещё одну выдающую личность России.
Советую вам также прочитать интересные статьи про композитора Бетховена, ученых Галилео Галилея и Альберта Эйнштейна.
На сегодня урок окончен. Перемена!
Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Ваша Евгения Климкович)
Я в свое время собирала коллекцию великих русских художников с главными произведениями их творчества. Серия была очень красивая.
Интересная коллекция, Анна) И очень познавательная.
В школьные годы, когда впервые познакомилась с творчеством Сурикова, на меня его картины произвели очень сильное впечатление, образы как-будто оживали, жаль было стрельцов и непокорную боярыню, и очень нравилось «Взятие снежного городка», жизнерадостная картина.
Я помню, мы по «Снежному городку» даже сочинение писали)
Ну вот, опять я в ступоре) Никогда не слышала про этого художника, а моим детям на уроке искуства надо было про него рассказывать. Спасибо, что разъяснили, кто такой Суриков.
А вот и не знал, что Суриков был казаком, всегда думал, что художники — это больше городские люди. Интересно, как казацкая культура повлияла на его работы. Пойду еще почитаю про его картины, может еще чего интересного узнаю :)
Забавно, всегда думал, что Суриков — такой классический московский или петербургский художник, а оказывается, он из Красноярска. И казак еще к тому же! Как интересно, что место, откуда ты родом, может так сильно влиять на твои работы. Картины Сурикова теперь вижу в новом свете.