Блог для маленьких школьников и их родителей
ШколаЛа

2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое…

Автор:
Предмет: Русский язык
Уровень: 10 - 11 класс

2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

3. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

4. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

5. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Например: Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

6. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

7.Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. Допишите их.

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след .

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .

Мы его расспрашиваем, а он словно воды .

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как .

Ответов к вопросу: 1
  • liebe2905
    11.07.2024 | 11:40

    1. Слова, употребленные в несвойственном им значении
    (+ лексическое значение этих слов):

    1) Этот фильм – настоящий бестселлер.  
      (бестселлер – книга, пользующаяся широким спросом, продаваемая быстрее других)  
    2) При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.  
      (шоп-тур – поездка за границу, организованная специально для покупок)

    3) Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

      (стагнация – отсутствие развития, застой в сфере производства, торговли и т.п.)

    4) Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

      (коттоновый – произведенный из хлопка)

    5) Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

      (эмигрант – человек, переселившийся из своего отечества в другую страну)

    3. Лексическая сочетаемость слов:

      1) Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречен на провал, неминуемый провал, началась война.

      2) Утолить жажду, утолить голод, утолить печаль; плеяда талантливых ученых; стая ворон, стая волков; глубокая старость, глубокая ночь; ранний вечер, раннее утро; оказать помощь, оказать содействие, одержать победу, одержать успехи.

    4. Тот из паронимов, который уместен в словосочетании:

      1) Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо.

       2) Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребенок,  древесная кора, лобовая атака, луковый привкус, луковичная   форма куполов, национальный костюм, снискать уважение.

    5. Предложения с плеоназмами исправлены:

    2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.  
      — От стыда парнишка опустил голову и молчал.

    4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

      — Сергей – настоящий меломан.

    5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.  
      — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

    6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

      — Он крепко держал в своих руках штурвал.

    7) Все гости получили памятные сувениры.  
      — Все гости получили сувениры.

    6. Неуместно употребленные однокоренные слова + замена синонимами:

    1) Писатель писал роман в послевоенные годы.  
      — Писатель трудился над романом в послевоенные годы. // Писатель создавал роман в послевоенные годы.  
    2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.  
      — Лесник знает в своем хозяйстве каждое деревце.

    3) Герои-подпольщики вели себя героически.  
      — Герои-подпольщики вели себя самоотверженно.

    4) Илюша говорил, что случился этот случай зимой.  
      — Илюша говорил, что произошёл этот случай зимой. // Илюша говорил, что случилось это происшествие зимой.

    5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.  
      — Пилоту необходимо было совершить вынужденную посадку. // Пилот вынужден был совершить экстренную посадку.

    6) Активисты активно участвуют в работе.  
      — Активисты энергично участвуют в работе. // Активисты
    с энтузиазмом участвуют в работе.

    7. Фразеологические обороты восстановлены:

    На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить в грязь лицом.

    Бросились искать приезжего, а его и след простыл.

    У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой не разольешь.

    Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи слона.

    Мы его расспрашиваем, а он словно воды в рот набрал.

    Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как индюк.

Ответить на вопрос:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.