Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
* * *
(1) Восток белел. Ладья катилась,
(2) Ветрило весело звучало, –
(3) Как опрокинутое небо,
(4) Под нами море трепетало.
(5) Восток алел. Она молилась,
(6) С чела откинув покрывало, –
(7) Дышала на устах молитва,
(8) Во взорах небо ликовало.
(9) Восток вспылал. Она склонилась
(10) Блестящая поникла выя, –
(11) И по младенческим ланитам
(12) Струились капли огневые.
(1836)
17. [2 балла] Определите одним словом время суток, описанное в стихотворении.
Скачать текст
18. [2 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 1–4?
Отметьте три варианта.
эпитет
олицетворение
сравнение
градация
эпифора
оксюморон
Скачать текст
19. [2 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 5–8?
Отметьте ДВА варианта.
метонимия
оксюморон
эпитет
перифраза
сравнение
олицетворение
Скачать текст
20. [2 балла] Какие художественные приёмы использованы в строках 9–12?
Отметьте ДВА варианта.
сравнение
градация
эпифора
метафора
эпитет
оксюморон
Скачать текст
21. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «парус».
Скачать текст
22. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «шея».
Скачать текст
23. [2 балла] Как называются слова, при помощи которых обрисован облик героини?
историзмы
фразеологизмы
архаизмы
жаргонизмы
Скачать текст
24. [1 балл] Каким размером написано стихотворение?
Шестистопным хореем
Четырёхстопным ямбом
Трёхстопным амфибрахием
Двустопным дактилем
Скачать текст
25. [1 балл] Какая рифмовка использована в стихотворении?
перекрёстная
опоясывающая
парная
кольцевая
Скачать текст
26. [1 балл] Первая и третья строки каждого четверостишия не рифмуются между собой. Как называются такие строки?
холостые
незамужние
белые
вольные
Скачать текст
27. [2 балла] Какой художественный приём использован в начальных строках каждой строфы?
Ответьте двумя словами: словосочетанием, где главное слово мужского рода, а зависимое – прилагательное.
Ответ запишите в два поля.
Скачать текст
28. [2 балла] Чем отличается последняя строфа от предыдущих?
Отметьте два варианта.
В последней строфе использованы местоимения первого лица.
В последней строфе героиня смеётся.
В последней строфе героиня плачет.
В последней строфе использован оксюморон.
В последней строфе иной стихотворный размер, чем в предыдущих.
В последней строфе использованы глаголы совершенного вида.
Скачать текст
29. [1 балл] Эпитет «младенческие» подчёркивает
то, что героиня – младенец
бессмысленность действий героини
чистоту и невинность героини
то, что у героини чисто вымытые щёки
ПОЖАЛУЙСТА ДАЮ 40 БАЛЛОВ
Ответ:
Описание пейзажа играет очень большое значение, так как именно так как ведут себя люди так ведет себя и природа. Она наказывает людей за бездушие, черствость, злобу.
1. В начале Природа добра к людям и милостива:
«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки. »
2. Проступок Фильки, Природа рассержена:
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. »
«Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.»
3. Рассказ бабки.
» Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка.
— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.»
4. Осознание Филькой беды, которую он накликал на деревню.
«За окнами воздух был синий, густой, страшный.
В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.»
5. Филька исправляет свою ошибку, Природа смилостивилась.
»
В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.»
» Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.»
Объяснение: