4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор.
5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.
6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы.
7. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:
Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.
8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали.
9.Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
1.Сергеев был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.
2.Эти люди с деловым видом рассуждали о выборах совета директоров.
3.Деловой стиль одежды характеризуется строгостью.
4.Сотрудники обратились за помощью к депутату, человеку дипломатическому.
5.Дипломатический корпус приветствовал решение министерства.
6.Командированный сотрудник в соседнюю страну встретился с министром.
7.Профессор получил командированное удостоверение.
8.Адресат, то есть в данном случае отправитель ценной бандероли, так и не указал свой почтовый индекс.
9.Адресат предъявил претензию к почтовому отделению связи с неполучением важного письма.
Найдите «дефектные» предложения, исправьте и прокомментируйте ошибки:
1. Прейскурант цен должен выдаваться на первое требование покупателя.
Прейскурант должен выдаваться на первое требование покупателя.
— Речевое излишество, плеоназм: слово прейскурант обозначает «справочник цен».
2. После длительной реконструкции завод возобновил работу.
— Нет ошибок.
3. Опытный дизайнер разработал внутренний интерьер нового кафе, и затраты по строительству быстро окупились.
Опытный дизайнер разработал интерьер нового кафе, и затраты по строительству быстро окупились.
— Плеоназм: интерьер — это внутренне пространство помещения.
4. Например, проанализируем самый распространённый пример с нарушением согласования членов предложения.
Например, проанализируем самый распространённый случай с нарушением согласования членов предложения.
— Тавтология: употребление однокоренных слов.
5. На коллегии адвокатов председатель изложил главную суть нового закона.
На коллегии адвокатов председатель изложил суть нового закона.
— Плеоназм: суть — это и есть главное.
6. Инициатором движения является известная экономическая ассоциация.
— Нет ошибок.
7. Если это гипотетически предположить, то ситуация предстанет в особом свете.
Если это предположить, то ситуация предстанет в особом свете.
— Плеоназм: гипотетически = предположительно.
8. На собрании говорили о конкретных мероприятиях для ликвидации полученных недостатков.
На собрании говорили о конкретных мероприятиях для ликвидации допущенных недостатков.
— Неправильное словоупотребление: получить — значит что-то принять.
9. Большинство выпускников нашей академии добились успешной карьеры.
Большинство выпускников нашей академии добилось успешной карьеры.
— Неправильное согласование: большинство (средний род), сказуемое тоже должно быть в среднем роде: добилось.
10. Мы хотим сотрудничать вместе с Вами.
Мы хотим сотрудничать с Вами.
— Плеоназм: сотрудничать — значит вместе.
11. Пишите Ваши инициалы полностью.
Пишите Ваши имена, отчества полностью.
— Неправильное употребление слова: инициалы — это первые буквы имен, отчеств.
12. Какую цель лелеяли депутаты, принимая решение по бюджету на следующий год?
Какую цель ставили депутаты, принимая решение по бюджету на следующий год?
— Неправильное употребление слова: лелеять — заботливо ухаживать, нежить. В данном контексте неуместно.
13. Она обратилась с заявлением о разводе брака.
Она обратилась с заявлением о расторжении брака.
— Неправильное употребление слова: разводят не брак, а людей, брак расторгают.
14. Угрозы энергетиков отключить электричество всего региона переходят все рамки.
Угрозы энергетиков отключить электричество всего региона переходят допустимые рамки.
— Тавтология: всего, все.
15. Впоследствии этот эксперимент вызвал многочисленные научные дискуссии.
Впоследствии этот эксперимент вызвал многочисленные дискуссии.
Плеоназм: эксперимент — это научный опыт, следовательно, понятно, что дискуссии будут научными.
16. Сотрудники центра будут оказывать консультации подростков.
Сотрудники центра будут оказывать консультации подросткам.
-Неправильно употребление падежной формы существительного: оказывать (кому?) подросткам.
17. Эта проблема спровоцирована плодотворным развитием науки.
Эта проблема вызвана плодотворным развитием науки.
— Неуместное употребление слова: спровоцировать — умышленно вызвать какое-то действие, событие.
18. Человек, к которому меня представили, был дворянином от мозга до костей.
Человек, к которому меня представили, был дворянином от мозга до костей.
Человек, которому меня представили, был дворянином до мозга костей.
— Представить кому? — которому.
— Искажение фразеологизма: до мозга костей.
#SPJ1