Помогите пожалуйста. Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке?
— Давайте посмотрим, как построено стихотворение. Кто герои стихотворения? В какой речевой ситуации они находятся?
Какой вопрос волнует молодого солдата?
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается?
Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно
Какова основная мысль этой строфы?
Чему посвящена третья строфа стихотворения?
Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно?
Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле”?
“Забил снаряд я в пушку туго.”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения — русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
В следующей строфе уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”?
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это. (Стихотворение Бородино)
Правил раньше на Руси царь Петр первый. И любил царь во всем дознаваться.
Один раз заходит он в трактир. Видит, сидит за столом солдат. Подсел к нему царь, здоровается, спрашивает из каковских солдат будет. Узнав, что солдат из костромских, улыбается и сообщает, что сам костромских. Дескать плотник.
Солдат радуется землянику и предлагает заложить шалаш, чтобы напиться. Царь Петр пытается урезонить солдата, спрашивая, что тот будет делать, случилась ночью тревога. А солдат отвечает, что его генералы спят до полудня. Но Петр отказался пить и ушел. А солдат напился и ушел в полк. А утром рано царский смотр, все на плац, а у солдата палата нет.
Идет царь Петр миром солдатских рядов, видит знакомого солдата. Командует сделать 4 шага вперед, а потом показывает рубить себя палашом. Солдат отвечает, что не может поднять оружие на царя. Царь показывает строже. Солдат с криком бьет царя деревяшкой. Та разлетается в щепы.
Все замерли, поп молится, о суде вмещает, а царь Петр улыбнулся и тихонько солдату говорит:» Молодец! Настойчивый. Три дня гауптвахты и в украинскую школу пойдешь».