Проверочная работа по теме «Правописание корней с чередованием гласных А и О»
1.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы, выделите корни.
Прил…гать усилия. Отл…жить празднование. Безотл…гательное дело. Радостное предпол…жение. Заг_релый мальчик, пасти корову З_рьку, ог_рок свечи, красивые з_ри, приг_ревший ужин, обг_реть на солнце, южный заг_р, з_рево от пожара.
2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните лишнее слово в каждом ряду.
Р.стущий, прор.стающий, пр.стейший, р.сточек.
Р.скошный, р.сти, возр.стной, подр.стать.
Сл.жение, пол.жение, пол.гается, сла.кий.
Заг.раться, уг.рный, приг.рок, приг.рел
3. Разберите по составу слова с чередующимися гласными: р…стительность, изл…жение, к…саться, сг…реть, заг…р, з…ренька.
4. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в словах.
Гареть, загарелый, несгараемый, зоря,озорять; зорево, излажить, предлажить,
слогаемое,скочок,прискокать, заскачить, вырости, вырощенный, водорасли, расток, растовщик.
5. Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.
Распол_гаться непод_лёку, непрох_димые зар_сли, зар_сли р_машками, разл_жить еду, дог_рает з_ря, р_стут, смелый Р_стислав, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение.
Правописание гласных в корнях с чередованием зависит:
от ударения (клон-кл`ан);от суффикса -А-, следующего за корнем (кос-кас);от исключений (плов-плав);от согласного в корне, следующего за гласным (скак-скоч);от лексического значения слова.От лексического значения слова зависят корни мок-мак, ровн-равн.
3. Промокнуть, вымокну, размокнуть (в значении впитать влагу в корне пишется -О-); макать, примакивать, обмакнуть (в значении погружать в жидкость в корне пишется -А-).
4. Подровнять, выровнять, сровнять (в значении ровный, гладкий в корне пишется -О-); уравнение, сравнение, приравнивать (в значении ровный, одинаковый в корне пишется -А-).
Корни ве- и ви- не относятся к корням с чередованием. В значении завиваться, крутиться, расти корень ви- (развивать). В значении подчиняться ветру корень ве- (развеваться).