Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в
литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была
литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква) ,
при этом литература очень высокая, искусная, художественная. Она
возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси под
влиянием потребностей Церкви и государства.
С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии,
переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены
книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский
язык, называвшийся на Руси церковнославянским, потому что на нём
писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо
понимался русскими читателями того времени. Церковнославянский язык,
гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлечённые идеи,
чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более
выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза,
славянское — очи; русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные
католические страны объединяла латынь, славянские страны —
церковнославянский язык.
Нам древнерусская литература представляется особенно значительной,
потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения нашей
древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к
Родине. Писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием
Руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной
украшенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) русских людей,
их высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских
авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и
преступлениях князей.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой.
Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не
лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему.
В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси
мог бы, подобно А. С. Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые»
пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н. А.
Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное» . Поэтому произведения
древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в
нашей стране потребности добра и доброты.
Дополнен 4 года назад
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом,
характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Возьмём, например,
наиболее трагичную «Повесть о разорении Рязани Батыем» . Что может быть
ужаснее! Войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани,
город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. Остались
только «дым, земля и пепел» . Но в повести нет отчаяния, нет уныния.
Самый плач о князьях русских — прославление их доблести, гордость за то,
что такие князья были. И завершается повесть так: приезжает случайно
оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым,
хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей,
восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. Эта
стойкость духа поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в
наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к
другим народам, к их обычаям, их верованиям.
В Новой русской литературе XVIII—XX веков продолжаются лучшие
традиции литературы древней. Однако древняя словесность имеет свои
особенности, отличающие её от литературы Нового времени.
В искусстве слова Нового времени мы имеем дело с отдельными авторами,
а древняя литература хотя и сохранила ряд имён писателей — Иларион,
Нестор, Кирилл Туровский и многие другие, — но в целом была творчеством
коллективным. Если в Новое время произведения классической литературы
печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения
старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками.
Каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился
«украсить» изложение, то менял смысл нарисованной картины. Он
приспосабливал труд своего предшественника к литературным вкусам и
идейным требованиям своего времени. Так возникали новые виды или, как
принято говорить, редакции одного и того же памятника.
В этих новых редакциях памятники древнерусской литературы жили,
сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. Редкие
памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны,
большинство из них дошло в более поздних «списках».
Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вымышленных
героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические
лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в своё
повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный
вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость
описываемого. Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII век
СОСТАВЬТЕ ПЛАН
1. Значение УНТ
2. Литературные традиции
3. Особенности Древнерусской литературы