Блог для маленьких школьников и их родителей
ШколаЛа
31
Июль

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей…

Автор: angel64rus01
Предмет: Литература
Уровень: 5 - 9 класс

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в

литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была

литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква) ,

при этом литература очень высокая, искусная, художественная. Она

возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси под

влиянием потребностей Церкви и государства.

С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии,

переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены

книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский

язык, называвшийся на Руси церковнославянским, потому что на нём

писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо

понимался русскими читателями того времени. Церковнославянский язык,

гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлечённые идеи,

чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более

выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза,

славянское — очи; русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные

католические страны объединяла латынь, славянские страны —

церковнославянский язык.

Нам древнерусская литература представляется особенно значительной,

потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения нашей

древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к

Родине. Писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием

Руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной

украшенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) русских людей,

их высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских

авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и

преступлениях князей.

Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой.

Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не

лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему.

В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси

мог бы, подобно А. С. Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые»

пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н. А.

Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное» . Поэтому произведения

древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в

нашей стране потребности добра и доброты.

Дополнен 4 года назад

Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом,

характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Возьмём, например,

наиболее трагичную «Повесть о разорении Рязани Батыем» . Что может быть

ужаснее! Войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани,

город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. Остались

только «дым, земля и пепел» . Но в повести нет отчаяния, нет уныния.

Самый плач о князьях русских — прославление их доблести, гордость за то,

что такие князья были. И завершается повесть так: приезжает случайно

оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым,

хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей,

восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. Эта

стойкость духа поразительна.

Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в

наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к

другим народам, к их обычаям, их верованиям.

В Новой русской литературе XVIII—XX веков продолжаются лучшие

традиции литературы древней. Однако древняя словесность имеет свои

особенности, отличающие её от литературы Нового времени.

В искусстве слова Нового времени мы имеем дело с отдельными авторами,

а древняя литература хотя и сохранила ряд имён писателей — Иларион,

Нестор, Кирилл Туровский и многие другие, — но в целом была творчеством

коллективным. Если в Новое время произведения классической литературы

печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения

старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками.

Каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился

«украсить» изложение, то менял смысл нарисованной картины. Он

приспосабливал труд своего предшественника к литературным вкусам и

идейным требованиям своего времени. Так возникали новые виды или, как

принято говорить, редакции одного и того же памятника.

В этих новых редакциях памятники древнерусской литературы жили,

сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. Редкие

памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны,

большинство из них дошло в более поздних «списках».

Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вымышленных

героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические

лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в своё

повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный

вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость

описываемого. Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII век

СОСТАВЬТЕ ПЛАН

Ответов к вопросу: 1
  • ggbt71254
    31.07.2024 | 20:36

    1. Значение УНТ
    2. Литературные традиции
    3. Особенности Древнерусской литературы

Ответить на вопрос:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Ответы на задачу по Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква) , при этом литература очень высокая, искусная, художественная. Она возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси под влиянием потребностей Церкви и государства. С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковнославянским, потому что на нём писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковнославянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлечённые идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи; русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединяла латынь, славянские страны — церковнославянский язык. Нам древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к Родине. Писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием Руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной украшенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) русских людей, их высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и преступлениях князей. Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А. С. Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н. А. Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное» . Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в нашей стране потребности добра и доброты. Дополнен 4 года назад Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Возьмём, например, наиболее трагичную «Повесть о разорении Рязани Батыем» . Что может быть ужаснее! Войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани, город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. Остались только «дым, земля и пепел» . Но в повести нет отчаяния, нет уныния. Самый плач о князьях русских — прославление их доблести, гордость за то, что такие князья были. И завершается повесть так: приезжает случайно оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым, хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей, восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. Эта стойкость духа поразительна. Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, их верованиям. В Новой русской литературе XVIII—XX веков продолжаются лучшие традиции литературы древней. Однако древняя словесность имеет свои особенности, отличающие её от литературы Нового времени. В искусстве слова Нового времени мы имеем дело с отдельными авторами, а древняя литература хотя и сохранила ряд имён писателей — Иларион, Нестор, Кирилл Туровский и многие другие, — но в целом была творчеством коллективным. Если в Новое время произведения классической литературы печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками. Каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился «украсить» изложение, то менял смысл нарисованной картины. Он приспосабливал труд своего предшественника к литературным вкусам и идейным требованиям своего времени. Так возникали новые виды или, как принято говорить, редакции одного и того же памятника. В этих новых редакциях памятники древнерусской литературы жили, сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. Редкие памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны, большинство из них дошло в более поздних «списках». Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в своё повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость описываемого. Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII век СОСТАВЬТЕ ПЛАН для школьников 5 - 9 класс. Узнайте решение и читайте обсуждения по предмету Литература. Ответы на этот вопрос уже добавлены. Наш сайт предлагает вам возможность стать экспертом и помогать другим.