Определения лексики
общее употребительное;
профессиональные;
жаргонизмы;
историзмы;
неологизмы;
разговорные;
книжные;
архаизмы;
нейтральные.
(просто написать определения)
Определения лексики
общее употребительное;
профессиональные;
жаргонизмы;
историзмы;
неологизмы;
разговорные;
книжные;
архаизмы;
нейтральные.
(просто написать определения)
Определи, какое лексическое явление встречается в предложении.
Ты ведь не слышал, чего тут чернокнижник баял! —
фразеологизм
синонимы
диалектная лексика
окказионализм
Чувствительный Панин, выхватив кружевной платок, стал бережно вытирать увлажнённые слезами глаза и ланиты мальчика —
антонимы
историзм
архаизм
жаргонная лексика
Решите пожалуйста ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД.
1. Графический признак, употребляющийся для обозначения полуслитного написания слов. 2. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. 3. Морфемы, употребляющиеся для образования новых слов в русском языке. 4. Соединение двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. 5. Отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. 6. Словообразующая морфема. 7. Неизменяемое слово, совмещающее в себе признаки глагола и наречия. 8. Служебное слово, с помощью которого высказыванию придаются дополнительные смысловые оттенки. 9. Служебное слово, которое используется для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения. 10. Служебное слово, которое служит для связи слов в словосочетании и предложении. 11. Область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и соотношение между буквами алфавита и звуками речи. 12. Раздел лингвистики, регулирующий нормы произношения. 13. Слова одной части речи, одинаково звучащие, но имеющие разное лексическое значение. 14. Слова, одинаково звучащие, но имеющие разное лексическое значение и написание. 15. Слово, противоположное по значению данному. 16. Знак препинания. 17. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
По вертикали:
10.Система правил постановки знаков препинания.18. Устойчивое сочетание слов, смысл которого складывается сразу из всего выражения. 19. Часть слова без формообразующей морфемы. 20. Неопределенная форма глагола.21. Раздел лингвистики, изучающий способы образования слов. 22. Слова, пришедшие в русский язык из других языков. 23. Изменяемые слова, совмещающие признаки глагола и прилагательного. 24. Временная остановка звучания, разрывающая поток речи. 25. Неизменяемая знаменательная часть речи. 26. Слова, близкие по лексическому значению. 27. Пунктуационный знак. 28. Раздел языкознания, регулирующий нормы правописания. 29. Повышение и понижение голоса. 30. Раздел лингвистики, изучающий происхождение и историю слов. 31. Совокупность слов языка. 32. Наука о языке. 33. Ритмико-методическая сторона речи.
Работа со словарём. Найдите значение данных слов и определите, к какой лексике они относятся. Добавьте свои примеры современной лексики. ****** лес, палитра, грунт, рабочий, комар, бумага, мысль, парус, общага, глупыш, сани, перила
Определи, какие слова являются неологизмами.
(Правильных вариантов может быть несколько.)
Плошка
Интернет
Саммит
Шляпа
Горсть
Разгул
Корм
Опция
Брат
Фрак
Картина
Марка
Фастфуд
Блокбастер
Блог
СРОЧНО ПОМОГИТЕ С ДЗ!
1. Слово как основная единица языка, изучается в таком разделе науки как:
А) Морфология
Б) Лексикология
В) Синтаксис
Г) Грамматика
2. Слова известные всему народу называются:
А) Профессионализмы
Б) Общеупотребительные
В) Устаревшие
Г) Диалектизмы
3. Найди профессионализмы:
А) палитра, кадр, стамеска, аккорд
Б) словарь, книга, учитель, карандаш
В) бурак, залавок, шелоник, сиверко
Г) шинель, лавка, тулуп, сундук
4) Найди диалектизмы:
А) шинель, лавка, тулуп, сундук
Б) бурак, залавок, шелоник, сиверко
В) словарь, книга, учитель, карандаш
Г) палитра, кадр, стамеска, аккорд
5) Найди заимствованные слова:
А) страничка, букварь, машина, обиход
Б) метро, халат, котлета, жалюзи
В) ямщик, понукать, замолаживать,
Г) очи, ланиты, чело, перст
6) Новые слова, возникающие в языке называются:
А) Архаизмы
Б) Неологизмы
В) Историзмы
Г) Диалектизмы
7) Приведи 3 примера историзмов.
Приведи 3 примера архаизмов.
9) Сопоставь фразеологизмы и их значения:
Черепашьим шагом ,,,, Обманывать
Набрать в рот воды ,,,,,, Потерпеть неудачу
Звезд с неба не хватает ,,,, Молчать
Как в воду опущенный,,,,, Скромный
Не разгибая спины ,,,,, Документ не имеющий силы
Сесть в калошу ,,,,,, Унылый вид
Вести за нос ,,,,,,, Очень долго
Филькина грамота ,,,,,, Тихо, медленно
10) Как ты понимаешь фразеологизмы:
Быть на вторых ролях
Медвежья услуга
Как белка в колесе
Ахиллесова пята
Стреляный воробей
Урок-практикум. Тестирование по теме «Лексика и фразеология»
I вариант
Выполните тестовую работу. Выберите один правильный ответ.
1. Выберите правильное утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
Б) Лексикология – это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
В) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Г) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей.
2.В каком словаре объясняется лексическое значение слова?
А) орфографическом
Б) толковом
В) этимологическом
Г) словообразовательном
3.Слова, различные по написанию и звучанию, но одинаковые или близкие по значению – это:
А) антонимы
Б) синонимы
В) омонимы
4. Укажите, в каком предложении есть синонимы:
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
5.В каком ряду все слова заимствованные?
А) соловей, сыр, итог, ткань
Б) экзамен, лес, максимум, гитара
В) диалог, компьютер, шуба, лист
Г) абсурд, прогресс, алфавит, мираж
6.Укажите предложение, в котором используется слово в переносном значении:
А) Сестре подарили золотые серёжки.
Б) Золотые колосья пшеницы клонились к земле.
В) В моей коллекции есть золотые монеты.
7.Укажите предложение, в котором есть историзм:
А) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б) На юноше был надет праздничный кафтан.
В) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
8.Укажите предложение, в котором есть неологизм:
А) По радио передали штормовое предупреждение.
Б) Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В) Лодка всплыла у самого берега.
9. Укажите группу слов-профессионализмов:
А) колчан, свёкла, кровать
Б) палитра, акварель, мольберт
В) кафтан, лапти, ботфорты
Г) антракт, дефект, эгоизм
10.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:
А) Во поле березонька стояла.
Б) Туристы зашли в дремучий бор.
В) Бригада работала засучив рукава.
А1 Укажите неверное суждение 1.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными 2.Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях 3.Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются антонимами 4.Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются диалектными А2 Укажите пару синонимов 1.Конь-лошадь 2.Труд-безделье 3.Кисть винограда-кисть руки 4.Слабый-сильный А3 Определи пару слов, не являющихся антонимами 1.Снимать-разнимать 2.Сжимать-разжимать 3.Сгибать-разгибать 4.Сводить-разводить А4 Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении 1.Старые туфли, золотое сердце, чистое небо 2.Тёплые отношения, старый друг, горький перец 3.Каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер А5 Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами 1.Кольчуга, аршин, дискотека 2.Луноход, атом, цирюльник 3.Картридж, дискета, менеджер А6 Укажите неверное суждение 1.Слова ГОВОРИТЬ, СЛОН, ЗЕЛЁНЫЙ-общеупотребительные слова 2.Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими 3.Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются нейтральными 4.Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение А7 Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно 1.Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили 2.Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах 3.Целый день она кружилась как белка в колесе 4.Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит В1 Найдите диалектные и профессиональные слова и впишите их в таблицу Для изготовления этой детали надо использовать фрезу. Казак напоил своего коня из криницы. Грунтовка холста заняла у художника много времени. Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как её тут называют, чапыге. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Суппорт-это часть металлорежущего станка. Диалектные Профессиональные В2 Из ряда синонимов выпишите разговорные слова Маленький, миниатюрный, махонький, малюсенький В3 Определи значение фразеологизмов и выпиши 4-ый лишний Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть В4 Выпишите заимствованные слова Сторона, ограда, молоко, вратарь, облако, перегородка С1 Напишите, что такое синонимы, какую роль они выполняют в речи.
1) Прочитайте новые иноязычные словошедшие в русский язык в последние десятилетия, и объясните их значения. Заполните таблицу в тетради, распределив слова по тематическим группам. В случае затруднений используйте словари новых иностранных слов и материалы Интернета.
Гипермаркет, браузер, сейл, ксерокс, боулинг, кастинг, маркер, факс, степлер, модем, репер, сникерс, слипоны, спагетти, триллер, топ-модель, баннер, скейтборд, анимация, сёрфинг, чат, блог, роллы, имейл, блокбастер, бодибилдинг, прайс-лист, наггетсы, бандана.
три-
Тематическая группа
Примеры слов
Информатика и сетевые технологии
Спорт
Оргтехника и канцтовары
Массовая культура и искусство
Торговля и реклама
Мода, одежда, обувь
Еда и напитки
Выпиши из предложений и распредели в колонки определения. Слова записывай в той форме, в какой они даны в предложениях.
1. Желание наказать дерзкого мальчишку увеличивалось.
2. Взгляд мой упал на человека в чёрной фуражке.
Согласованные определения Несогласованные определения
из каких языков взяты эти слова.
эгоизм-
аплодисменты-
чемпион-
анализ-
антракт-
армия-
алоэ-
Помогите пж дам 20 баллов
ВПР 5 класс Выпишите предложение с прямой речью расставить знаки препинания, составить схему
1) Вы уже заплатили за проезд ребята 2) Кондуктор попросил ребят заплатить за проезд 3) Кондуктор сказал чтобы ребята заплатили за проезд 4) Заплатите за проезд попросил ребят кондуктор
Для чего нужен деловой стиль речи? (10 предложений)
Виды документов официально –делового стиля
Нужна ли запятая после “только“? :“Только, находясь рядом с ним, никогда нельзя пытаться угадать его действия“
диалог используя слова вежливо спасибо, пожалуйста, благодарю
помогите пожалуйста найти прямое значения слов (тяжелый характер тяжелый чемодан золотая цепочка золотая осень
Разбор слова беспощадный под цифрой 2
нужен ответ на вопрос номер 2, желательно очень развёрнуто
Спиши.вставь пропущенные буквы найди оговоренные слова.обозначь корень.подчеркни передающиеся согласные в корне
Ответ:
Объяснение:
Буду нумеровать:
0 Слово, используемые в в в узконаправленным сферах
1 Слова, используемые в определённой сфере деятельности, например профессии или что-то такое
2 слова, сложившиеся в процессе исторической эволюции
3 слова, Используемые для обозначения новых понятий, например новых изобретений и так далее
4 Слова сниженной лексики, например как говорят в деревне
5 Слава, вышедшие из употребления, как неологизмы только в другую сторону
6 Слава, используемые и в книгах и в обычной речи