в 5-7 предложениях о чем текст
(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю: (2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)0на вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:
— Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.
— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.
(10)Часы показывали два.
— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!
(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:
— Выйдите отсюда!
(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».
(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом».
(19)К врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.
(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом.
(21) Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.
(22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:
— В эту школу я больше не пойду.
(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.
— (27)Лучше умереть, чем в эту школу.
(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (30)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:
— С таким сердцем жить нельзя!
(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (33)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. (36)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.
(37) Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.
(38) Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно — слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое — обоюдоостро и часто мстит за себя!».
(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.
(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму — нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.
(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила и в спокойном достоинстве. (52)3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?» «Зачем красота?».
В океанах и морях нашей планеты насчитывается почти 150 000 обитателей. Вокруг акул сложилось легенд, баек и стереотипов. Считалось, что акулы нападают на людей, оказавшихся в воде в опасномно лишь при температуре воды не менее 21 градуса выше нуля по Цельсию! То есть акулы — создания теплолюбивые.
По поводу прожорливости этих рыб ходили фантастические слухи. Удалось установить, что тигровая акула за 1 год пребывания в океанариуме съела всего 86 кг рыбы! Это половина её собственного веса!
Акулы обладают высоким обонянием. Биологи брали 1 грамм крови и растворяли его в 600 000 литрах воды. Акула чуяла запах крови на расстоянии до полукилометра! Этим объясняется и быстрое появление акул на месте кораблекрушения с человеческими жертвами.
Зрение у акул развито не так сильно, они близоруки и не различают цвета на больших расстояниях. Чувствительность глаз у акулы к свету после 8 часов пребывания в полной темноте возрастает почти в миллион раз!
Акулы обладают ещё «латеральной» линией. Это совокупность нервных пучков и тонких волосков по бокам тела. Эта линия служит радаром для акулы. Отличное обоняние, неплохое зрение и латеральная линия. В морской стихии ты будешь одним из самых ловких созданий. А ещё мощные акульи зубы! Акула обладает огромной силой. Каждый зуб акулы давит на поверхность жертвы с силой почти в три тонны! Верхние зубы акулы нависают над нижними. И сначала акула как бы насаживает жертву на свои нижние зубы, а затем верхними зубами за счёт вращения головы словно кромсает то, что попало ей в пасть.
Есть у грозных морских хищников и слабые места. Акула лишена плавательного пузыря. Поэтому стоит ей на несколько мгновений остановиться — и она начнёт стремительно опускаться на дно. Акуле приходится всё время быть в движении. А это не так и просто. Акула лишена биологического организма, прокачивающего воду через жабры. А воду прокачивать надо постоянно, ведь в ней содержится кислород. Это вторая причина, по которой акуле приходится находиться в постоянном движении, чтобы водные потоки проходили сквозь жабры.
В чём-то природа наградила акулу с избытком, а в чём-то — сильно ущемила. Впрочем, акулы об этом вовсе не догадываются, а живут своей беспокойной, иногда довольно длинной акульей жизнью…