РМ. Літературознавче дослідження тексту.
Завдання: визначити в тексті ознаки/риси романтизму.
Уривок з історичного роману Віктора Гюго «Собор Паризькоï Богоматері»
Кілька років тому, оглядаючи Собор Паризької Богоматері чи, точніше кажучи, тиняючись по ньому, автор цього твору побачив у темнiм закутку однієї з веж вирізьблене на стіні слово АNАГКН (читається «ананке»). Ці досить глибоко видовбані в камені, почорнілі від часу великі грецькі літери, у формі й розміщенні яких було щось притаманне готичній каліграфії, літери, які немовби свідчили про те, що написала їх рука людини середньовіччя, а особливо їхній зловісний і фатальний зміст глибоко вразили автора. Він питав себе, він намагався збагнути, яка то стражденна душа не схотіла покинути світ, не залишивши на стіні старого храму цього тавра злочину чи лиха. Минув час, і стіну (тепер я вже й не пам’ятаю навіть, яку саме) пофарбували чи обшкрябали, і напис зник. Так ось уже протягом двох століть поводяться з чудовими храмами середньовіччя, їх нівечать, як тільки можуть, і зсередини, й зовні. Священик їх перефарбовує, архітектор обшкрябує, а згодом приходить юрба і руйнує їх. Так що нічого вже не лишилося від таємничого слова, викарбуваного на стiнi похмурої вежі Собору, нічого не лишилось і від тієї невідомої долі, про яку воно так сумно згадувало, — нiчого, окрім нетривкого спогаду. Людина, яка видовбала те слово на стіні, кілька століть тому зникла, так само зникло зі стіни храму слово, та й сам храм, може, незабаром зникне з лиця землі. Саме воно, оте слово, і стало поштовхом до того, що я написав цю книжку.
ДАЮ 100 БАЛЛЛООЛВВВВВ!
Ответ:
Прототипом Гавроша, принимающего участие в восстании 5 июня 1832 г., стал юный барабанщик Жозеф Барра, который принимал участие в восстаниях 1793 г. Он героически восславил республику вместо императора. Другой прототип – 12-летний Жозеф Агриколь Виала. В 1793 г. он погиб, попытавшись под пулями перерубить канаты понтонного моста.
Гаврош – третий ребёнок семьи трактирщика Тенардье. Гюго называет его родителей карликовыми натурами. Они находились между средним и низшим классом и соединяли в себе все недостатки второго и пороки первого. «В характере жены таилась скотская грубость, в характере мужа – прирожденная подлость». Тенардье некогда был сержантом и участвовал в кампании 1815 г. Жена Памела была лет на 15 моложе, со временем из мечтательницы превратилась в мегеру, толстую злую бабу, чья голова была набита глупыми романами.
Гаврош – поздний ребёнок Тенрдье, который родился у них, по утверждению матери, «из-за холода». Мать не любила его, как любила она старших девочек, Эпонину и Азельму. Читатель даже не знает истинного имени мальчика, ведь Гаврош – значит просто беспризорник.
Гаврош стал парижским гаменом, бездомным, а гамены (сорванцы) – это особая парижская каста – «босые ноги, голые руки, лохмотья, невежество, униженность, темнота».
Гаврош живёт на площади Бастилии в статуе слона. Туда он приглашает двух потерявшихся малышей-братьев. Дом Гавроша уютен, у него даже есть постель с тюфяком, одеялом, в алькове, под пологом, похожая на чум эскимоса. Постель окружена сеткой от крыс. Одеяло Гаврош забрал из ботанического сада у обезьян, а тюфяк у жирафа.
Вновь Гаврош появляется на страницах романа в эпизоде восстания 5 июня 1832 г. Он отобрал у торговки пистолет без собачки и шёл в самую гущу событий, напевая Марсельезу. Три месяца прошло с тех пор, как братья Гавроша переночевали с ним в слоне, ушли на улицу и не вернулись.
Мариус, желая спасти Гавроша, отправил его с письмом к Козетте. Но Гаврош вернулся на баррикады, по пути попытавшись украсть для республики тележку.
Сообразительность Гавроша позволила раскрыть личность полицейского Жавера.
Гаврош героически погиб, собирая пули из патронташей убитых гвардейцев в корзинку из-под винных бутылок.
Эволюция внешности и внутреннего мира героя, истоки его характера
В 11-12 лет Гаврош, парижский гамен, появляется на страницах романа. Он в мужских брюках, но не в отцовских, в женской кофте, но не в материнской. Отец не желал его знать, а мать не любила. У него было мрачно на сердце, но он был не прочь и посмеяться.
Гаврош лучше всего чувствовал себя на улице, где мостовая была мягче сердца матери, выбросившей его в жизнь пинком ноги. «Это был шумливый, бойкий, смышлёный, задорный мальчик, живой, но болезненного вида, с бледным лицом». У него не было ни крова, ни пищи, ни тепла, ни любви, но он был жизнерадостен, потому что был свободен. Раз в три месяца Гаврош посещал своих мать, отца и сестёр, живших теперь в лачуге Горбо.
Основная черта характера Гавроша – его оптимизм и лёгкое отношение к жизни. Он не даёт себя в обиду и чувствует себя на улице как рыба в воде. Он сразу замечает, что пекарь задумал дать ему пеклеванный хлеб, и отшучивается от него.
Гаврош умеет сочувствовать всем несчастным. Он отдаёт девочке-нищенке свой шерстяной шарф. Он кормит своих младших братьев, потерявших приёмную мать. Гаврош не знает, что мальчики – его братья.
Приютив малышей, Гаврош знакомит их с жизнью на улице и воровским жаргоном: полицейские – фараоны, квартира – домовуха, ночь – потьмуха, сжечь дом – подсушить мельницу, голова – сорбонна. Но мягкой постели сопутствует полчище крыс, которые съели даже кошку Гавроша.
Гаврош не отказывает в помощи товарищам, не требует дальнейших объяснений. Он поднимается по трубе и подаёт верёвку арестованному отцу, который с его помощью убегает. Отец не узнал сына.
На баррикадах Гаврош стреляет наравне со взрослыми. Гаврош предупреждает и подбадривает всех весёлыми песенками, которые распевает петушиным голосом.
Старухи говорят о нём: «Такие не успокоятся, пока не сбросят правительство».
Гаврош ведёт себя как герой не только благодаря своей храбрости, но и из-за недостатка жизненного опыта. Гаврош выскользнул из зоны порохового дыма и был замечен гвардией предместья. Он умер, бесстрашно распевая весёлые сатирические песни.
Его имя стало нарицательным и обозначало мужество повстанцев. Недаром он изображён на картине Делакруа «Свобода на баррикадах».
Объяснение: