Дома
165 Прочитайте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы
и раскрывая скобки. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений и
определите смысловые отношения между их частями.
Используйте теоретический материал параграфа.
1) Обл.ка в вышине белым стадом плы-
вут, журавли в обл.ках перекличку ве-
дут. (И. Никитин) 2) в каждом человеке
есть солнце, в каждом человеке дремлет
гений. (М. Сарьян) 3) Я поднял глаза: на
крыше хаты моей ст.яла девушка в п.ло-
сатом платье, с ра(з, с)пущ.нными косами,
настоящая русалка. (М. Лермонтов) 4) Коля
смутился: весь этот допрос был ему (не)-
прият.н, тягостен. (А. Куприн) 5) Я закры-
ваю глаза и тогда вижу: вот я отв.ряю
к.литку, вхожу в сад. (И. Бунин) 6) Толь-
ко днём в саду было тихо: бе(з, с)покой-
ные птицы ул.тали на юг. (К. Паустов-
ский) 7) Засыпая, вздрагивают вершины
деревьев на землю сыпл.тся капли дож-
дя. (М. Горький) Его глаза (н.)когда
(н.)смотрят просто — они всё высматр.ва-
ют да подсматр.вают. (И. Тургенев)
Облака в вышине белым стадом плывут, журавли в облаках перекличку ведут. (И. Никитин)
Схема: Облака в вышине плывут стадом —> журавли в облаках ведут перекличку.
Смысловое отношение: параллелизм.
В каждом человеке есть солнце, в каждом человеке дремлет гений. (М. Сарьян)
Схема: В каждом человеке есть солнце —> в каждом человеке дремлет гений.
Смысловое отношение: параллелизм.
Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в плоском платье, с раз-, спущенными косами, настоящая русалка. (М. Лермонтов)
Схема: Я поднял глаза —> на крыше хаты стояла девушка —> девушка была настоящей русалкой.
Смысловое отношение: последовательность.
Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен. (А. Куприн)
Схема: Коля смутился —> допрос был ему неприятен, тягостен.
Смысловое отношение: причинно-следственное.
Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. (И. Бунин)
Схема: Я закрываю глаза и тогда вижу —> я отворяю калитку и вхожу в сад.
Смысловое отношение: причинно-следственное.
Только днём в саду было тихо: безпокойные птицы улетали на юг. (К. Паустовский)
Схема: Днём в саду было тихо —> птицы улетали на юг.
Смысловое отношение: причинно-следственное.
Засыпая, вздрагивают вершины деревьев, на землю сыпятся капли дождя. (М. Горький)
Схема: Засыпая, вздрагивают вершины деревьев —> на землю сыпятся капли дождя.
Смысловое отношение: причинно-следств