3 толстых вопроса
Николай Васильевич Гоголь
гоголь
(1809-1852)
Н.В. Гоголь — русский писатель, современник А.С. Пушкина, прозаик
и драматург. Прозаические произведения Гоголя появились вскоре после
«Повестей Белкина и сразу же получили одобрение не только читателей,
но и многих критиков. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает вто-
рую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сам Гоголь, украинец по
происхождению, успех этого цикла повестей обьяснял искренним интере-
сом русского общества ко всему украинскому: быту, образу жизни, народ-
ному творчеству. Созданный автором рассказчик пасечник Рудый Панько,
как и Иван Петрович Белкин, ничего не сочиняет, он только пересказывает
ту <болтовню>>, которой наслушался у себя в Диканьке по вечерам. А здесь
«Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов
не нанесут!». Поэтому и соединились в повестях совершенно естествен-
ным образом фольклорные и мифологические образы, народные предания
и быт украинского хутора, смешное и трагическое, ирония и лиризм. Со-
лоха, которую автор называет ведьмой, привычно летает на метле, скра-
дывая звезды, и так же исправно посещает церковь по праздникам. Она
умеет угодить всякому — и черту, и дьяку, и сварливому голове. Во внешно-
сти черта, «совершенного немца» (иностранца), сочетаются черты свиньи
(мордочка с кругленьким пятачком) и козла (рожки, борода и копытца).
В портрете капризной красавицы Оксаны отразились народные представ-
ления об идеальной женской красоте. «Ночь перед Рождеством относит
ся к повестям со счастливым концом.
Ответ:
По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана,
жестокости и одиночества.
Петербург ломает жизни, он безразличен к «маленькому человеку»,
использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный
материал.
Две повести из данного цикла-«Портрет» и «Невский проспект».
Первая повесть показывает, что за блеском, роскошью,
ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование,
поругание всего самого святого.
Невский проспект становится символом лжи, обмана,
дьявольской силы, убивающей человека.
Два героя повести противопоставлены друг другу.
Художник Пискарев, человек тонко чувствующий, способный
увидеть и оценить прекрасное, влюбляется в красивейшую девушку.
Ее внешность – образец чистоты, невинности, свежей
прелести, образец прекрасного:»… рука ее
(создатель, какая чудесная рука!) упала на колени,…
и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою,
и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую
белизну этой прекрасной руки».
Но это прелестное создание оказывается… продажной женщиной.
Гоголь показывает, что Петербург развращает молодые души,
убивает в них человеческое:» Боже! в этих словах выразилась вся
низкая, вся презренная жизнь, — жизнь, исполненная пустоты
и праздности, верных спутников разврата».
Избранница Пискарева не жаждет спасения, планы которого
строил художник. Он мечтал вырвать эту девушку из ее
порочной жизни.
Пискарев мечтал жениться на ней, вернуть ее к настоящей
жизни, которую она заслуживает, и подарить миру ее красоту,
чистоту, прелесть души. Но девушку вполне устраивает ее
образ жизни, ни о чем другом она и не мечтает.
Осознание этого убивает Пискарева.
Вернувшись домой от своей возлюбленной, он умирает,
разочарованный и поруганный.
Неслучайно встреча с этой девушкой произошла у героя именно
на Невском проспекте, где все лживо, порочно, грязно.
Писатель подчеркивает, что никому не было дела до жизни
этого талантливого художника, никому не было дела и до его смерти:
«Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его
бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального
надзирателя и равнодушной мины городового лекаря».
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных
по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять
противоречивость самого Невского проспекта.
Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов,
противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева.
Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта
сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом,
ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект,
но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него.»
Объяснение: