Задание № 2. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник». Выполните задания. Служил…
Задание № 2. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник». Выполните задания.
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
1. Охарактеризуйте персонажа.
2. Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения. (5)
1. В каком году было написано произведение «Человек на часах»?
б) 1887.
2. Как первоначально оно называлось?
а) «Спасение погибавшего».
3. К какому литературному направлению оно относится?
б) реализм
4. К какому литературному жанру оно принадлежит?
в) рассказ
5. В каком городе происходили действия, описанные в рассказе?
г) в Петербурге.
6.В какие зимние дни происходили эти события?
а) около Крещения
7. Вспомните название полка, где служил главный герой.
б) Измайловский полк
8. Фамилия часового,спасшего человека.
в) Постников
9. Фамилия его командира батальона.
г) Свиньин.
10. Какое наказание Свиньин определил Постникову?
а) 200 розг
11.Сколько дней часовой просидел в карцере?
б) 3 дня.
12. Что потребовал инвалидный офицер за «спасенного мужика»?
в) медаль «за спасение погибавших»
13. Фамилия и звание караульного офицера.
г) капитан Миллер.
14. Кто навестил Постникова в полковом лазарете?
а) подполковник Свиньин
15. Как солдат Постников отреагировал на свое наказание?
в) был доволен им, так как ожидал гораздо худшего
16. Что приказал выдать Свиньин от себя наказанному Постникову?
г) фунт сахару и четверть фунта чаю.
17. Какую ведущую тему раскрывает Лесков в рассказе?
б) тему нравственного долга
18. Что хотел показать Лесков в своем рассказе? Найдите неправильный ответ
г) гуманизм высокопоставленных лиц.
19. Чем запомнилась петербуржская зима 1839 года?
в) частыми оттепелями
20. Что услышал часовой на посту ночью?
б) отчаянную мольбу о помощи
21. Откуда доносился зов о помощи?
а) из ближайшей полыньи
22. Почему Постников не сразу ринулся на помощь?
б) боялся оставить пост и нарушить присягу
23. О чем доложил приставу офицер придворной инвалидной команды?
г) что это он лично спас тонущего в полынье.
24. Почему спасенный сам не поведал о случившемся происшествии?
б) от потрясения не помнил, кто его действительно спас
25. Кем впоследствии стал капитан Миллер?
в) генерал-лейтенантом и директором Александровского лицея