Добрый день, мои уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.
Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению! Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.
План урока:
Откуда взялась ментальная методика?
Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.
Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.
Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.
У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.
Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.
Как считать ментально?
Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.
- Первоначально детей учат производить операции вычитания и сложения путём перемещения косточек на абакусе пальцами обеих рук.
- На последующих этапах обучения дети уже способны абакус представлять мысленно, а для решения задач им не нужно присутствие счётного инструмента, достаточно воображения. При этом круг задач расширяется от простых вычислений до умножения, деления и даже возведения в степень.
В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года! А стоит ли оно того?
- Говорят, что при помощи такой мелкой моторики развивается левое полушарие, а одновременная работа двумя руками даёт толчок для правого. Таким образом, ребёнок равномерно тренирует оба полушария мозга.
- Многие родители отмечают повышение успеваемости по всем предметам, включая даже обучение музыке.
- Умение воспроизводить мысленно в картинку решения математического примера в виде абакуса развивает детское творческое мышление и тренирует память.
- Преподающие менар учителя зачастую хвастаются, что их воспитанники, подобно Юлию Цезарю, могут делать несколько дел сразу: и в уме считать, и словами между собой перекидываться, и по сторонам головой вертеть. Всё это благодаря развитию разностороннего непроизвольного внимания.
Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо. Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!
Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.
Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или можно всё-таки найти отрицательные моменты?
Нужно ли учиться ментальной математике?
Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерю интереса к обучению вообще.
Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.
Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».
И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.
В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же – наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.
Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара. А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить. Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!
Ищем золотую середину
Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.
- Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку. Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
- Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
- Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы и ребусы, иностранные языки и кроссворды. Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.
Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки? Жду комментариев!
Ну а наша группа «ВКонтакте» ждет вас в числе своих подписчиков! Присоединяйтесь)
Не забудьте также подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Был очень интересно узнать, о системе такого счёта. Только вот и я дети, гуманитарий от природы
так тут ведь дело не в складе ума, а в желании) на самом деле, в том же Амакидсе обучают людей всех возрастов, хотя приоритет, конечно, за детками — им проще всего научиться.
На самом деле возможности мозга можно развивать и в зрелом, и в старческом возрасте. 12-ю годами возраст не ограничивается. Главное — желание, упорство и...подход:))
Что касается этой методики... Преподаватель моего сына по скорочтению поедет ей обучаться и позже будет преподавать (при условии, если она освоит данную методику). Не знаю, нужно это моему ребенку или нет — думать об этом рано. Но если он захочет, можно будет попробовать. Хотя практической пользы от этого в жизни не вижу:)
Я пока тоже не сталкивалась лично с ментальной арифметикой. А вот о скорочтении знаю. Занималась им, правда давно это было) Отличная штука это скорочтение! Заставляет мозг работать только в путь!
Евгения, согласна. Порой даже на нормативные документы перестаешь смотреть скучающим видом))
Ольга, можно поинтересоваться по какой методике Вы занимались скрочтением? Мне тоже кажется,что СЧ больше в жизни нужно, чем МА.
У нас в этом году тоже открыли школу ментальной арифметики. Я своему сыну предложила позаниматься, он категорически отказался. Мне кажется, интересная методика, но возможно, не для каждого ребёнка подходит.
Сейчас во многих городах такие школы открываются. Но я своих туда записывать не спешу. Даже не знаю почему. Они и так заняты сильно. А вообще я планирую их научить считать на наших советских счетах. Сама в детстве умела, меня мама научила. Очень интересно мне было. Осталось только счеты раздобыть где-то.
Вожу своих детей на МА. Очень доволен. Повезло с программой и педагогом, не буду рекламировать, а то забанят...
Я считаю, что тайны вокруг этой методики немного преувеличены) Так сказать, нагнали загадошности. На самом деле всё гораздо проще. Но вредного в этой методике точно ничего нет. Это зарядка для мозга и только. Как математика вообще. Ничего в этом плохого. Сейчас волна спроса спадёт и будут спокойно желающие заниматься.
Ну да, сейчас ментальная арифметика на волне, скоро будет спад интереса. Но появится что-то новенькое, интересно, что именно)
Здравствуйте!)
Я уже не один год создаю особую систему рациональных вычислений, которой дал название «мобильная арифметика». В моей системе нет существенных различий между многочленами и числами. Правила одинаковы. В записи чисел используются нестандартные цифры. Эта система частично мною используется и на русских счётах. Достоинство системы — быстрые вычисления. Недостаток — не подходит для современных людей. Их мозг слабоват для неё. Не знаю, насколько моя система соотносится с тем, что было описано в данной статье. Возможно, что совсем не соотносится. Но информацию всё равно даю. Почти никто о моей мобильной нестандартной системе счёта не знает. А те, кто знают, почему-то считают, что она не нужна, поскольку есть компьютеры.
Рады сильно, за нашего сынульку! В общем приходит он из школы, и рассказывает такую историю, что у них в параллельном классе учится девочка, которая считает быстрее калькулятора. Потом сказал, что она ходит в Амакидс. Мы в интернете нашли сайт и записались. Он ходит уже 2 неделю и ему нравится.
А мы ходим в школу арифметики Смартум! вот записались на днях! пока было 2 занятия. сын доволен!!!!
А мы вот скорочтением занимались всей семьей,повезло с учебным заведением... И второкласснику помогли(скорость чтения увеличилась с 23 до 43слов в минуту). А уж когда моя скорость в 30 лет возросла в 2 раза- я была просто в шоке. И Про полушария не забыли...
Мы занимались в Милете.(Москва)
Скорочтение очень полезно)) только в Смартуме чуток подругому называется — Либерика! И я, и дочка ходим
Обидно, когда пишут не компетентные в вопросе люди, родители читают и доверяют написанному, делают не правильные выводы.
Здравствуйте, Ефим. Спасибо за комментарий. Но не понятно, что именно из написанного вас возмутило. Может поясните?
Ну вот, читаю про ментальную арифметику и вспоминаю как мой старший сам начал считать в уме еще до школы. В статье много полезного, думаю младшему тоже стоит попробовать, может и у него получится хорошо. Главное чтоб интерес не потерял, а то знаю, как это бывает)
Классная статья про ментальную арифметику, интересно было узнать как это работает! Может быть добавить бы еще советы по выбору курсов или школ для детей, чтоб понимать, на что обращать внимание и какие методики лучше. И еще бы хотелось чуть больше примеров упражнений, которые можно попробовать дома.
Слышал про ментальную арифметику, решил попробовать с дочкой. Сначала скептически отнеслась, но потом как втянулась! Считает в уме быстрей меня, правда иногда перепутает, но это ж тренировка. Играем в магазин, она кассир, я покупатель — супер упражнение получается.