Доброго дня всем любознательным. Статистика утверждает, что обычный человек способен воспринимать текст со скоростью от 120 до максимум 200 слов за минуту. С таким темпом мы с чувством, с толком, с расстановкой на досуге читаем любимые произведения и журнальные статейки. С такой же скоростью, чтобы вникнуть в суть обсуждаемой проблемы, вы читаете и наши статьи на блоге «ШколаЛа».
А вот некоторые умеют разгоняться покруче. Но не быстро и неосознанно заглатывая текст, на ходу заедая его бутербродом. Нет! Есть индивидуумы, способные со неимоверной скоростью усваивать гигабайты информации и ею потом пользоваться. И всему причина — особая техника. Что такое скорочтение, слышали? Не совсем то же, что «умение быстро читать». Сейчас я вам попробую объяснить, в чём тут изюминка.
Что значит «скоро читать»?
Все мы со школьной скамьи помним, как нас проверяли на технику чтения, засекая отведённую минуту и подсчитывая потом проговорённые впопыхах слова. Но! Никто из педагогов не интересовался потом, а про что мы только что прочитали. То есть никого под цифрами исключительно математическими не интересовали показатели качественные. Вот вам и основная изюминка, которая кроется в различии между чтением на скорость и скорочтением!
Итак, фокус скорочтения состоит в том, что такой особенный навык даёт возможность быстро воспринимать полученную из текста информацию. Заметили разницу: не быстро прочитать без всякого смысла, а быстро усвоить, выделить главное и нужное, затратив при этом меньше времени. Умеющие так получать знания способны осваивать технические, научные и художественные тексты раза в три, а то и в четыре быстрее, чем это делает простой обыватель.
Без иллюзий! Есть рекламные трюки, предлагающие научить скорочтению до 1000 слов в минуту при среднестатистических 600-700. Но учёные утверждают, что всё-таки возможности организма человека имеют пределы и называют такое «читательство» не чтением, а просмотром, так как овладевшие столь высоким фантастическим умением с каждой последующей сотней слов непременно теряют качество понимания материала.
О возможности быстро научиться овладевать нужной информацией впервые задумался офтальмолог из Франции Эмиль Жаваль. Наблюдая за пациентами, он увидел закономерность: наши глаза, бегая по строчке печатного текста, меняют короткие скачки на короткие остановки.
И во время чтения получается, что останавливаемся мы не на печатных знаках, а на каждой строке по 3-4 раза. То есть он предположил, что поле зрения человека для охвата блока текстовой информации значительно шире, чем мы себе представляем, и это можно использовать в благих целях. И с тех пор стали пытаться использовать.
На чём построено скорочтение?
Многочисленные исследования как самого Жаваля, так и его американских и российских последователей взяли за основу методик обучения скорочтению три основных кита:
- отсутствие регрессии – это значит, что упражнения учат не возвращаться глазами при чтении, осваивая тексты по отдельным словам, как мы привыкли, а передвигаться по целым абзацам, то есть не горизонтально медленно, а вертикально быстро, в таком случае данные природой возможности угла обзора наших глаз будут использоваться максимально эффективно,
- отсутствие речевого дублирования при чтении, когда текст проговаривается вслух, что даёт возможность не на публику, а «про себя» скользить глазами вкривь-вкось по абзацам и частям страницы, видеть даже всю страницу целиком, а информация при этом складывается потоком через визуализацию,
- повышение качества, которое увеличивает способность понимать прочитанное и не тратить не этот процесс много времени.
Вот судя по такому описанию принципа скорочтения, для меня этот процесс чем-то напоминает фотографию: за секунду сфотографировал страницу с текстом, перелистнул, снова сфотографировал. Помните, как в детском фильме мальчик-робот Электроник учебники проглатывал?
Поэтому, безусловно, методики на скорочтение требуют развития памяти и «заточены» на гибкости мыслительного процесса. Есть специальные упражнения, которые позволяют развивать эти навыки.
Так, например, научиться не проговаривать вслух слова читаемого текста можно, если заменить их действием, рукой отбивая ритм.
Для развития периферического зрения используют специально разработанные таблицы психотерапевта Шульте, в которых в случайном порядке расположены объекты (обычно либо числа, либо буквы), и их надо охватить как можно больше одним взглядом.
Научиться читать поверхностно путём просматривания помогают упражнения по угадыванию смысла целого по части. Так что техники обучения скорочтению на самом деле – кладезь для развития интеллекта и тренировки памяти.
Что можно быстро прочитать?
Вообще, как говорят отзывы сторонников скорочтения, читать таким способом можно всё. Если подойти к процессу математически, то способность мозга обработать информацию почти в 4 раза быстрее, чем мы обычно вдумчиво читаем, позволяет нам не только освоить страницу, но и ещё представить мысленно то, что мы прочитали, абзац за абзацем.
Итак, что делает наш мозг в оставшиеся 1,5 минуты их двух, отведённых на печатный лист? Правильно, создаёт непроизвольные ассоциации — образы, которые, как говорят любители скорочтения, нам не нужны, мы на них время теряем зря и отвлекаемся. В результате до боли знакомое: «Смотрел в книгу, видел фигу».
Для учёбы и для работы скорочтение, пожалуй, настоящая находка! Зачем представлять, например, ученику 2-го класса при встреченном в тексте «Атлантический океан» сразу пляж и отпуск, если ему просто для ответа на уроке географии надо быстро найти, где он расположен и какие страны омывает.
Зачем, например, руководителю банка при чтении обзоров о финансовой обстановке фантазировать о том, куда бы он деньги потратил, если ему в данную минуту надо перелопатить кучу информации и срочно принять решение, вкладывать ресурсы в инвестиции или нет.
Поэтому в нескончаемом потоке информации, конечно, потребность мгновенно находить искомое, отсекая ненужное, растёт не по дням, а по часам, и скорочтение – вещь незаменимая.
Оно позволяет работать с текстом быстро, не отвлекаться по пустякам, улавливать детали и выуживать только важное за короткий промежуток времени. В общем, в современном мире это не роскошь, а просто необходимость.
Но вот для меня, например, простого обывателя, проглоченное за пару часов художественное произведение не принесло бы такого удовлетворения, нежели я б его мусолила медленно, возвращаясь иногда к уже прочитанному и при помощи фантазии рисуя в голове картинки.
Многие желающие овладеть техникой скорочтения, любящие, как и я, посмаковать интересный романчик, переживают: научусь читать по диагонали, смогу ли потом медленно по строчкам, смакуя каждое слово? Говорят, что без проблем. Но это могут сказать лишь гуру, читающие по 500 и более слов минуту. Есть среди нас такие? Рассейте наши сомнения, стоит или нет учиться скоро читать?
Ваши мнения оставляйте, пожалуйста, в комментариях. Также предлагаю вам подписаться на новости блога и вступить в нашу группу «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного.
Ваша, «ШколаЛа»!
Мальчик — монстр! Думаю, это могло бы быть правдой. Таких способных детей на самом деле много... Я в школе обожала читать на скорость и в классе были лучшие результаты. Сейчас также люблю много читать и делаю это достаточно быстро. Соглашусь, Евгения, что иногда какую-нибудь легкую книженцию для души хочется почитать не торопясь, но когда хочется почитать много таких книженций , приходится торопиться))) От этого —
удовольствия лично для меня — не меньше. Наверное, каждому свое.
Знаете, тут от методики скорочтения зависит. Например, Амакидсовская программа развивает скорость чтения, сохраняя полноценное восприятие и запоминание текста, что очень важно.
Скорочтение это вещь! Пробовал учить этому детей, чтоб учебники быстрее шли, но не всегда работает. Важно еще понимать, что читаешь, а не только гонять глазами по тексту. В статье хорошие советы, но это не волшебная пилюля, тренировка нужна серьезная.
Классная тема про скорочтение, помню как сам пробовал учиться читать быстро, чтобы успевать за уроки. Интересно, что мозг может обрабатывать слова группами, а не поодиночке, это реально экономит время. Еще слышал, что скорочтение помогает улучшить память и концентрацию, полезно будет детям на заметку.