Доброго денёчка, уважаемые читатели! Каждый из нас – уникум, много умеет и много знает. Учёные решили, что количество того, что мы можем, легко измерить. Так появился термин, не понаслышке известный нам как IQ.
Кто-то хвастается полученной в результате тестирования цифрой и сравнивает её с баллами известных личностей. Кто-то знаком с этой аббревиатурой лишь издалека и совсем не представляет, что такое тест IQ и из чего он состоит.
А и вправду, кто вдруг решил, что нас друг с дружкой можно сравнить по уму при помощи каких-то баллов? Сколько их нужно, чтобы быть «впереди планеты всей» да и вообще, можно ли померять мозг?
План урока:
Как и кто стал мерить интеллект?
Измерять человеческий интеллект пытались ещё в 30-х годах прошлого века и для этого учёные каких только экспериментов не проводили! Закономерность между нервами и реакцией организма искали, зависимость ума от размера головного мозга вычисляли, умственные способности родителей и детей сравнивали и влияние на интеллект социального происхождения да количества лет определяли.
Вильгельм Штерн из Германии в 1912 году впервые упомянул понятие «коэффициент интеллекта» (Intelligence Quotient) как количественную оценку умственного развития. В его расчётах это было частное от деления умственного возраста на хронологическое количество лет. Если с хронологическим возрастом всё всем понятно, то поясню, что означает умственный.
Ещё в 1905 году существовала серия тестов для детей, называемая шкалой Бине-Симона, которая давала задания для возраста 3-13 лет, полагая, что интеллектуальное развитие происходит при биологическом созревании независимо от учёбы. По успеху выполненных тестов шкала определяла тот самый умственный возраст.
Позднее набор тестов усовершенствовался, возрастные границы расширились до 18 лет и для сравнения стали пользоваться статистической нормой. Но самое главное, немецкий учёный Штерн уверял всех, что ум у детей в разном возрасте не может быть одинаковым, потому и стал искать то самое частное, умножая получаемое от деления двух возрастов число на сотню.
Результат этого математического вычисления и есть не что иное, как современный IQ. А задания в тестах для детей стали группироваться по трудностям в соответствии с количеством лет.
Сегодня количественная оценка ума человека по сравнению со среднестатистической персоной того же возраста стала особенно популярна. Ей пользуются многие известные компании, когда набирают в свой штат сотрудников. Есть свои тесты для детей, помогая педагогам определить способности учащихся.
Хоть тест на IQ и не является экзаменом, но по сути выявляет смекалку и эрудированность, что напрямую связывают с интеллектом и тем самым определяют, может ли претендент справиться с поставленными перед ним задачами.
Как устроены IQ-тесты?
Сегодня нет каких-то единых стандартов для тестов IQ. Сначала эти задания для определения уровня интеллекта включали только лексические упражнения, а сегодня в них можно найти задания на неарифметический счёт, встретить логические ряды, они предлагают дополнять геометрические фигуры, просят опознать фрагменты и запомнить какие-либо факты, а также провести манипуляции со словами.
Они могут состоять из разного количества вопросов, ответы на которые надо дать за определённое время.
Каждый тест содержит задания с нарастающей сложностью и требует наличия оперативной памяти, творческого подхода и нестандартного мышления. Более того, они должны разделяться по возрасту. Этим-то и объясняется, что первоклассник и выпускник ВУЗа могут иметь совершенно одинаковые результаты поверки IQ.
Среднестатистическое количество баллов для рядового жителя планеты составляет 100 единиц. Этому показателю соответствует половина решённых заданий. Соответственно максимум, который можно набрать, – 200.
Что интересно, тесты могут не только оценить ваш ум, но и показать предрасположенность к образу мышления. И низкий уровень, например, в логике или вербальном восприятии, абсолютно не значит, что вы – полный профан. Как говорят учёные, это лишь ваше слабое место и большой резерв, пробел в котором нужно тренировать.
Тестов на определение IQ несколько. Приведу примеры наиболее известных.
Задания Векслера
Они ставят диагноз общему интеллекту в разрезе вербального и невербального умственного развития. В каждой группе по 10-30 вопросов. Среди вербальных – общие понятия, поиск сходства, цифровые ряды. В невербальных – шифрование, поиск недостающих элементов, последовательность, складывание фигур.
Часто эти тесты используются для определения нервно-психических патологий.
Тестирование по Амтхауэру
Оно предназначено в первую очередь для профессиональной психодиагностики, определения волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей у аудитории от 12 и старше, но чаще применяется для возрастной категории в 35-40 лет. Предполагает вербальные, математические, пространственные и мнемические (связанные с запоминанием и воспроизведением) задания.
Метод состоит из 9 разделов, в каждом 16-20 задач на время. При этом даже даются образцы алгоритма действий, по которому нужно будет решать. Результатами тестирования станут профили, например, тип М – гуманитарии, тип У – технари и так далее.
Тест прогрессивных матриц Равена
Он представляет собой целую батарею заданий для анализа уровня интеллекта через наглядное мышление и аналогию для разного возраст и образования, национальности и пола. В нём нужно организовать последовательности геометрических фигур, которые раз за разом усложняются, выявив закономерности.
Эта методика считается одной из чистых форм измерения общего интеллекта.
Метод психолога из Англии Ганса Айзенка
Это самый популярный тест для определения IQ. Именно по нему сегодня обыватели в возрасте от 18 до 50 с образованием не ниже среднего определяют те самые заветные баллы, которыми могут похвастаться умельцы проходить задания.
Всего насчитывают восемь его вариантов, все они предназначены для общей оценки уровня умственного развития. В первых пяти даются задания на общие умения, последующие три оценивают вербальные, математические и визуальные возможности. При этом поровну даны как словесные задания, так и арифметические, потому и технари, и гуманитарии поставлены в равные условия.
Как читать результаты IQ?
По результатам тестирования по Айзенку вы сможете отнести себя к одной из умных групп. Не могу с точной уверенностью говорить, что это истина, так как тесты Айзенка часто подвергаются критике, но статистика учёных фиксирует несколько уровней.
- Итак, стандарты, а это 50% жителей планеты, получают свои средние 90-110 баллов. Этого достаточно, чтобы сдавать экзамены и поступать в Вузы, работая в дальнейшем в среднем звене управленцев.
- Есть те, у которых значение IQ выше среднестатистического:
111-120 даёт возможность без напряга учиться в высших учебных заведениях, и при наличии должного трудолюбия хорошо устроиться после учёбы, таких около 12%,
121-130 – хорошая возможность преуспеть в руководстве и творчестве, их около 6%,
131-140 уже крайне высокий показатель, таких людей не более 3%, они успешны в конкретных областях, могут быть учёными и заниматься исследовательской работой,
те, у кого показатели зашкаливают за 140, развиваются не только сами, они двигают вперёд науку и знания. К слову, их всего 0,2%.
- Есть те, у которых значения IQ не добирают положенного среднего уровня:
81-90 баллов позволяют получить среднее образование и неплохо устроиться там, где больше требуется не интеллектуальный, а физический труд, это около 10% населения,
71-80 дают возможность справиться с начальной школой и с училищем, это тоже 10% то всех нас, вместе взятых,
51-70 баллов получают те, что при усилиях способны получить специальное образование, но при таком показатели IQ уже начинают поговаривать об умственной отсталости, таких людей около 7%,
ниже 50 получают люди, не способные учиться, страдающие каким-либо умственным заболеванием.
Предлагаю вам бесплатно пройти IQ тест он-лайн здесь и узнать свои перспективы. Однако не стоит циклиться на этих цифрах! Как утверждают последние критические замечания многих профессоров наук, не стоит слепо доверяться этим проверкам. Ведь это всего лишь предрасположенность к определённому типу заданий, на решение которых можно натренироваться, а также наполовину лотерея.
Удачи вам, а кто посмелее, выкладывайте результаты. Было бы интересно!
Ну а кто попроворнее, вступайте в нашу группу «ВКонтакте» , чтобы не пропустить ничего важного, интересного и веселого)
Ваша, Евгения Климкович)
Интересно, нужно будет протестировать свой IQ. Спасибо.
Я вот свой уже проверила... Ну что я могу сказать... Не Эйнштейн, конечно) Но не все еще потеряно)
Помню, когда-то, работая HR-менеджером, проводила этот тест для всех наших продавцов. Так захотел директор. Результаты были интересные.
Интересно, а зачем директору было знать IQ продавцов? Не инженеры все же)
Потрясающая статья и замечательный тест. Получила море удовольствие от прочитанного. Давно интересовалась данной тематикой.
Спасибо, Анна)
Только недавно сама увлеклась этой темой). Мой IQ меня порадовал, хотя я с тестом повозилась... Сайт, который вы упомянули, Евгения, действительно достойный, и не только из-за теста. Там столько всего интересного, что я даже статью опубликовала на днях о его возможностях и моих с дочкой результатах.
Здравствуйте, Лиза) Сайт действительно очень хорош. Там на долго можно зависнуть)
Название конечно слышала, а вот что есть что, впервые прочитала, интересно и сайт интересный порекомендовали, на досуге попробую о себе всё узнать
Попробуйте, Людмила. Там много всего интересного)
Да, люди любят себя оценивать . Статья хорошая , пошла проверять себя на гениальность )))
Удачи вам, Татьяна)
Мы как-то на работе ради интереса проверяли свой IQ с коллегой. Честно сказать результаты разочаровали, хотя и не совсем были плохие.
Вы знаете, Таисия, я вот тоже рассчитывала на более высокий результат. Но некоторые вопросы просто ставят в тупик. Понимаешь, что должна быть логика, но вот только где же она?)))
Кстати, интересно было узнать, что IQ тест не только оценивает логику, но и память, внимание и даже скорость обработки информации. Еще читал, что результаты могут зависеть от многих факторов, типа стресса или усталости. Так что, видимо, не стоит всерьез воспринимать одинокий результат теста.
Честно говоря, всегда думал, что IQ это какой-то точный показатель ума, а тут прочитал и в голове каша, все не так однозначно получается. Для детей в школе это вообще актуально сейчас, или лучше на другие вещи внимание обращать?