Дорогие мамы и папы, здравствуйте! Стала для себя перечислять, что должны знать и уметь наши детки. Оказалось ну ооочень много. Начиная образовательный процесс сразу же с пелёнок, мы упорно продолжаем трудиться над ним на протяжении всей жизни ребёнка, чему-нибудь поучая, даже когда он становится полностью самостоятельным и абсолютно взрослым.
Если раньше обучение навыкам ложилось в основном на плечи учителей, как специалистов в педагогике, то теперь все больше в эти процессы вовлекаются родители, активно скользя по страничкам интернета и добывая информацию. Всплывает всем известное «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Дак вот уже давно «как-нибудь» не хочется, согласитесь. Поэтому в очередной раз вместе с вами хочу учиться чему-нибудь правильно, исследуя в новой теме формирование умения наблюдать у младших школьников. Итак, что же про это пишут?
План урока:
А нужно ли вообще уметь наблюдать?
Наблюдательный процесс у нас сразу ассоциируется с природой. Именно с подглядывания за жизнью пташек и букашек начинается обучение детей:
- умению видеть красоту природного мира;
- собирать информацию об окружающей действительности;
- анализировать;
- делать выводы.
Впоследствии умение наблюдать служит хорошим помощником в освоении других, отличных от природоведения, дисциплин. Умеющий видеть в большом массиве информации только необходимое, ребёнок быстро и безошибочно концентрируется на имеющих значение элементах, фильтруя и откидывая всё лишнее.
Так, необходимые для развития самостоятельности и инициативности школьника умения проводить исследовательскую работу и выполнять проектные задания напрямую связаны с навыками видеть и замечать необычное, выдвигать гипотезы и апеллировать доказательствами. А где можно взять нужный материал? Конечно, из собственных, да пусть даже и чужих, наблюдений!
Поэтому наблюдение – очень даже важный мыслительный процесс, от которого зависит развитие любознательности у ребёнка. Только такой, всем интересующийся человечек, может стать жизненно активным жителем нашей планеты, которому по плечу любые цели и задачи.
На заметку! Наблюдательность служит источником инновационных разработок. Так, увиденная человеком способность лягушек прыгать легла в основу изобретения пружины. Полёт птицы привёл к летательным экспериментам Икара. Длинная шея жирафа дала наводящую мысль для создания подъёмного крана. Оглянитесь вокруг: только наблюдательные люди могли привнести в человеческую жизнь способности, присущие природе. А вдруг ваш малыш – будущий конструктор или ученый?
Зорко наблюдать и сводить в мысль
Один из самых доступных и эффективных способов получения знаний младшими школьниками об окружающем мире действительно достоин того, чтобы уделять ему и учебное, и свободное время. Как это можно сделать?
Уроки-экскурсии
Уроки-экскурсии являются важным элементом развития наблюдательности. Причем педагогом-экскурсоводом выступить смогут как школьные учителя, так и любимые родители. Да и тем для экскурсий множество: поищите в городских справочниках музеи и библиотеки, где организованы выставки, или выберете познавательную прогулку на свежем воздухе. Будет ли культурная программа посвящена архитектуре города или предметом знакомства станут растения в ботаническом саду – не играет принципиальной роли.
В любом случае, ребёнок в процессе изучения объектов должен останавливать свой взгляд на чём-то имеющем важность и запоминать детали. Так что старайтесь заострять его внимание на моментах, чтобы впоследствии он смог рассказать, что ему больше всего понравилось, вспомнить какие-то факты и события, ответить на ваши вопросы. При проведении наблюдения на месте педагоги советуют детям давать задания по поиску чего-либо, усложняя мыслительную деятельность и развивая способность выделять из общего частное.
Фиксация полученных знаний
Хорошим приёмом для развития умения наблюдать является фиксация полученных знаний в виде дневников погоды, а также выполнение зарисовок. При рисовании по памяти школьники воспроизводят ранее увиденные объекты, напрягая зрительную память. Для художественного творчества с натуры детям требуется вглядываться в детали, обращаясь к объекту вновь и вновь, примечать подробности.
Даже если ваш ребёнок плохо рисует, не стоит отказываться от таких тренировок наблюдательных навыков, ведь абсолютно не имеет значения, получится ли яблоко на тарелке глянцево привлекательным, а важно, что это будет именно яблоко, а не груша. А помните, как в школьных тетрадках мы рисовали солнышки, тучки и каждый день проставляли температуру, заглядывая по утрам на оконный градусник?
Повторение звуков и движений
Ещё один из приёмов для развития внимательности и наблюдательности. Имитация услышанного и повторение увиденного требует от детей навыков улавливать тонкости, вслушиваясь и всматриваясь. А что это, как не тренинги для умения наблюдать?
Внимание к деталям и концентрация
Находить детали и концентрировать внимание учит поиск различий в почти одинаковых рисунках, а также распознавание объектов по точечным контурам. Сегодня существует много детских раскрасок, которые помимо возможности применять карандаши по назначению, дают в виде бонуса задание найти отличия или отыскать и обвести контуры спрятанного среди множества пунктиров героя мультфильма или животного. Устройте соревнование: кто больше или кто быстрее, проведите свободный вечер плодотворно.
Вот, что я сегодня нашла про наблюдательность. Для себя сделала вывод, что развивать умение наших детей видеть и слышать можно, конечно, поручить школьным педагогам, на твёрдую четвёрку они справятся. А вот для формирования на отличном уровне этого интересного и познавательного умения, впрочем, как и для любого другого, потребуется участие родителей. Поэтому желаю вам интересных и наблюдательных экскурсий.
Друзья жду ваших комментариев и буду очень благодарна, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
До новых встреч.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Вспоминаю нашего классного руководителя в школе который нам часто организовывал разные экскурсии и поездки. Так было все интересно, многие события школьной жизни помнятся до сих пор.
Здравствуйте, Любовь) Повезло вам с учителем. От классного руководителя вообще многое зависит.
Да, сейчас родителей вовлекают все больше и больше, верно подмечено. Я бы даже сказала, внимание, память и т.д. это все родители вкладывают в деток.
Я думаю, что это не так уж плохо. Даже хорошо! Сама жизнь и школа в том числе заставляют родителей быть ближе к детям и заниматься их развитием и образованием. Главное, чтобы у родителей желание было.
Да, Евгения! Действительно сейчас столько свалилось на плечи родителям. Когда мы учились – мама особо не вникала в книжки-учебники или какие-то дополнительные занятия. Сейчас смотрю на окружающих родителей школьников и меня это шокирует... Очень хочется воспитать и развить дочку так, чтобы к школе она сама могла успешно обучаться :)
Да, Танюша, было бы здорово! Но в первом классе все равно без помощи родителей никак, нагрузка капитальная. И каждый год что-нибудь новенькое, особо развивающее и поражающее воображение появляется)
Классная статья, помогла понять зачем детям быть внимательными. Думаю, если с малых лет учить наблюдательности, то в будущем ребенок сможет лучше анализировать ситуации и принимать решения. И еще, наверное, такие дети лучше учатся в школе, потому что им проще улавливать информацию на уроках.
Как думаете, реально ли улучшить наблюдательность у ребенка с помощью игр или это больше врожденная способность? У моих детей разный подход, один всегда все замечает, а второй часто витает в облаках. Может есть какие-то спец упражнения или игры, чтоб помочь им?