Здравствуйте, друзья! Память развивать – это вам не в игрушки играть! Не в игрушки, а в игры! Интересные и увлекательные! Игры на развитие памяти у младших школьников бывают разные, даже настольные. И сейчас я вас с ними познакомлю.
Итак, из статьи вы узнаете об играх:
- «Дай списать».
- «Дегустаторы».
- «Эта тёмная, тёмная ночь».
- «Шпионские штучки».
- «У меня в сундуке».
- «Головоноги».
- «Мемо».
- «Жили – были».
И теперь подробнее о правилах.
План урока:
«Дай списать»
Эта игра у нас проходит на ура на детских праздниках. Мы используем ее в качестве конкурса. Приготовьте текст, распечатанный на принтере. Текст не очень трудный, соответствующий возрасту детей и желательно смешной. Так же потребуются листы бумаги и ручки по количеству детей, которые будут играть.
Давайте представим, что мы в школе. Можно списывать на уроках? Нет, нельзя! А у нас можно! В этом вся соль!
Взрослый (он как будто учитель) говорит: «Приготовьтесь, сейчас будем писать диктант!»
Дети готовятся, берут ручки и листы бумаги.
Учитель начинает диктовать. Правда диктует очень быстро и только один раз. Ученики, конечно же, не успевают. Учитель, конечно же, злится. Предупреждает детей, что через пять минут будет собирать работы. И, уходя, прикалывает свой текст на стену, противоположную той, около которой стоит стол, за которым работают ученики.
Что делать ученикам? Двойки получать не хочется. Учителя нет. Текст диктанта есть.
Списывать!
Да побыстрее!
Здесь есть пара правил. Ученики не могут отрывать свой листок от стола, на котором он лежит, и списывать друг у друга.
И понеслось! Ученики подбегают к стене, читают текст, бегут к столу, записывают. Одно – два предложения. А что там дальше? Забыли! Бегут обратно к стене, запоминают еще пару предложений. К столу! Записывают! И так далее.
Через пять минут возвращается учитель. Говорит: «Стоп». Дети кладут ручки. Работы сдают на проверку. Победителем становится тот, кто успел написать больше других. И желательно без ошибок!
Игра развивает словесно-логическую и зрительную память. Можно ее усложнить, если установить ограничение по подходам к тексту.
«Дегустаторы»
Цель — развитие вкусовой памяти. Слыхали про такую? Если нет, почитайте эту статью, я там про нее писала.
Дегустировать будем еду, знакомую ребенку. Например, бананы, яблоки, киви, шоколад, колбасу, сыр, хлеб, виноград.
Все это режется на маленькие кусочки и нанизывается на шпажки.
Завяжите ребенку глаза. И начинайте его кормить. Положите ему в рот, например, кусочек банана. Он должен распробовать и определить, что же это было. И так далее.
Можно усложнить правила. Даете ребенку бананчик, потом шоколадку, потом яблочко и т.д. Ребенок сначала все дегустирует, запоминает, а потом рассказывает, что он скушал и в какой последовательности.
«Эта темная, темная ночь»
А про тактильную или осязательную память забывать можно? Нет, нельзя! Эта игра направлена на ее развитие.
Бывают такие темные ночи, когда ну просто совсем ничего не видно и приходится делать все на ощупь.
Завяжите ребенку глаза. И дайте потрогать различные предметы, разные по своей текстуре. Например, вязаную шапочку, вату, деревянную дощечку, кожаную перчатку, металлическую гантель и т.п. Задача ребенка определить, что это вы ему подсунули. И назвать предметы либо по одному (это проще), либо все сразу в правильном порядке (это уже сложнее).
«Шпионские штучки»
Развиваем двигательную память. Она также имеет большое значение в жизни ребенка.
Итак, друзья, поздравляю, вы теперь шпионы! И у вас важная миссия. Представьте себе, что вам нужно пройти через помещение, пронизанное невидимыми лазерными лучами. Их не видит никто, кроме одного самого опытного шпиона, он же ведущий. Благодаря его супер-зрению мы и пройдем.
Итак, ведущий показывает, как нужно преодолевать воображаемые лучи. Здесь нужно пригнуться, там переступить, здесь ползком, а тут в прыжке.
Задача остальных шпионов, внимательно смотреть и запоминать все движения ведущего. А потом повторить его маршрут.
«У меня в сундуке»
А теперь мы не шпионы, а пираты. Причем очень хвастливые. И как у каждого, уважающего себя пирата, у нас есть сундуки. И начинаем выяснять кто богаче.
Первый пират говорит: «У меня в сундуке золото!»
Второй говорит: «У меня в сундуке золото и бриллианты!»
Первый продолжает: «У меня в сундуке золото, бриллианты, изумруды!»
И т.д. То есть эта игра построена по принципу «снежного кома». Самое интересное начинается, когда у пиратов сундуках появляются и жабы, и крокодилы, и другие, совсем «непиратские» вещи.
Можно играть как вдвоем, так и большой компанией. Игра направлена на развитие слуховой памяти и на хорошее настроение тоже.
«Головоноги»
Это настольная игра. Она развивает зрительную и слуховую память. Так же это отличное средство для поднятия на новый уровень креативного мышления, быстроты реакции и настроения. Так что очень советую вам обратить на нее внимание.
Что она из себя представляет? Это карточная игра. На карточках изображены странные существа, которые являются головоногами. У них есть головы, ноги, но нет самого главного. У них нет имен. Имена существам должны дать игроки.
Всего в колоде 60 карт. Каждый головоног встречается на карточках 5 раз.
Колода перемешивается и кладется на стол стопкой рубашками вверх. Игра начинается.
Первый игрок снимает верхнюю карту, и кладет ее на стол «лицом» вверх. Видит головонога и дает ему какое-нибудь имя. Задача остальных игроков запомнить это имя. Потом карту снимает следующий игрок и дает имя еще одному головоногу. И так далее.
Когда на карточке появляется головоног, которому уже дали имя, задача игроков его вспомнить и быстрее всех выкрикнуть. Тот, кто это сделает первым, забирает себе все открытые карты.
Так продолжается до тех пор, пока в колоде не останется карт.
Затем происходит подсчет очков. Выигрывает тот, кто соберет больше всего карточек.
В этих «Головоногов» можно играть и дома, и в дороге. Попробуйте, вам понравится!
«Мемо»
Ну вот, наконец-то добрались и до «Мемо». Это наша любимая семейная игра. Играем в нее все вместе если не каждый день, то через день точно. Она очень простая, но в тоже время очень интересная.
Развивает ли она память? Конечно! Основная задача – запомнить расположение карточек. Это не просто настолка, а самая настоящая дидактическая игра.
Расскажу подробнее. Мемо — игра карточная. В наборе 50 карточек. Каждый рисунок повторяется дважды. То есть у каждой карточки есть пара.
Карты перетасовываются и раскладываются на столе или на полу рубашками вверх. Первый игрок переворачивает две любые карточки. Так чтобы все видели и могли запомнить, что на них нарисовано.
Если карточки оказываются одинаковыми, то игрок с радостным криком забирает их себе. Если нет, то они переворачиваются обратно. Следующий игрок также переворачивает две любые карты, пытаясь открыть одинаковые и забрать их.
Игра заканчивается, когда на полу не остается ни одной карты. Выигрывает тот, кто собрал больше всех карточек.
Причем можно приобрести «Мемо» на свой вкус. Возможны разные варианты, разные темы:
- весь мир;
- Санкт-Петербург;
- природные чудеса России;
- достопримечательности России
- Москва;
- картины русских художников;
- удивительные животные;
- космос;
- Крым.
В каждой коробке находится брошюра, в которой дана информация о том, что изображено на карточках. То есть «Мемо» не только память развивает, но еще и кругозор расширяет.
«Жили-были»
Это настольная игра-бродилка. Главный герой – синий кот Мурзик. Он же исполняет роль игровой фишки. Способствует развитию слуховой и зрительной памяти.
Расписывать правила не буду. Лучше посмотрите видео, в нем очень подробно все объяснили.
В общем, друзья, играйте, память развивайте, и будет вам счастье и отличная успеваемость!
Свое мнение о представленных играх оставляйте в комментариях. А может и вам есть чем поделиться? Мы будем только рады!
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Поиграли мы с сыном в игру «Дай списать», а потом пошли «Дегустировать». Весело было, не передать словами! Мне и сыну очень понравилось! Спасибо!!!
Здравствуйте, Елена! Полезные упражнения могут и должны быть веселыми) Рада, что вам понравилось. Сынуле привет)
Какие замечательные игры! Спасибо за идеи! Обязательно поиграем с детьми. Думаю, что начнем с «Дегустаций» и «Сундука с сокровищами»
Ирина, я очень рада, что игры вам понравились. Буду надеяться, что и детям будет интересно в них играть. Ну а то, что это будет полезно, я не сомневаюсь)
Ну вот, читаю и ниче не понимаю, как эти игры помогают памяти) Мож кто объяснить попроще, а то у меня двое школьников, хотелось б попробовать.
Ой, какие знакомые игры! Мы с дочкой недавно попробовали играть в «Словесный теннис», так у нас обоих отлично получилось) Вот только у меня голова потом немного болела, а доча в восторге))
Смотрю я на эти игры для развития памяти и думаю, зачем они нужны, когда у всех детей и так телефоны в руках, все в интернете найдут. Да и кто сейчас пользуется памятью, когда есть гугл?
Классная статья, спасибо! Сынуля у меня как раз забывает уроки, а мы с ним начали играть в «Мемори» по вечерам. И правда помогает, стал лучше помнить, и весело проводим время вместе. Попробуем еще и другие игры из списка, может еще лучше пойдет.