Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.
«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.
Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.
Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.
И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.
Основные составляющие каллиграфического успеха
Развитая мелкая моторика
Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.
Для этого подходят такие задания-развлечения как:
- рисование и раскрашивание карандашами;
- лепка из пластилина;
- конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
- бисероплетение;
- оригами;
- работа с ножницами;
- перебирание круп и т.п.
Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.
А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.
Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.
Крепкая спинка
Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.
А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.
Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.
Правильная ручка
Ручки бывают разные:
- гелевые и шариковые;
- тоненькие и толстенькие;
- гладенькие и шершавенькие;
- красивые и не очень.
Какую же выбрать для младшего школьника?
В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.
Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.
Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.
Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.
Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.
Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.
Правильный захват ручки
Если ребенок держит ручку неправильно, как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.
А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.
Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.
К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.
Способ «Пинцет»
Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.
Способ «Контрольная точка»
Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.
Способ «Резиночка»
Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.
Способ «Салфетка»
Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.
Способ «Ручка-самоучка»
Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.
Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.
Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?
Тренировки
Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.
Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.
Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.
Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.
Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.
До новых встреч, в новых интересных статьях!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Дети, такие непоседы! Главное заинтересовать ребёнка, тогда все дела пойдут в гору!
Очень интересная статья, прочитала с удовольствием .
Спасибо, Ольга) Мы сейчас с Артёмом эти способы практикуем активно, через месяц оценим наши результаты.
Да, сколько тонкостей ... У кого-то из детей сразу красиво получается писать, вроде и не столько усилий прилагается, а кому с трудом дается.
Интересная очень статья. Думаю, многим родителям в помощь будет.
Тонкостей много, согласна. Но чем хороши эти способы обучения, так это тем, что они не вполне обычны. Этим они детей и привлекают, это как игра.
Это зависит от того, как развита мелкая моторика у ребенка. А этим надо заниматься с рождения, увы...
Когда я училась в школах еще были уроки чистописания, писали чернилами и перьевыми ручками, если ручку не правильно держишь, то ничего не получится, будет клякса.
Ни разу не пробовала чернилами настоящими писать. А очень хотелось бы)
Непростое это бывает занятие, не сразу получается -но убщими усилиями можно добиться результата)
Тут главное верить в победу!
Когда дети пишут красиво, то и душа радуется. Помню, как мы. когда учились в начальной школе. пыхтели.выводили буковки. Они получались такими красивыми. ровными. Я вообще люблю пиасть всегда, почерк у меня хороший.
Юлька в первом классе в прописях писала хорошо. Потом, когда перешли на тонкую линию, не всегда старается. если старается, пишет красиво. а вот когда в широкой начнут писать, не знаю. что получится.
Спасибо, женечка. советы, как научить ребенка красиов писать, очень хорошие и правильные. Детям трудновато писать красиво. Я уже иногда смеюсь с внучки, когда она не старается. Спрашиваю, не собирается ли она стать врачом?
)))))) Ольга, отличная шутка)))) Врачей видимо в институтах учат тайнописи))))
Евгения, я даже и не знала о некоторых способах для правильного письма, очень интересно! А у меня сын, когда старается, пишет практически каллиграфическим почерком. Но это обычно дома. А вот в школе всегда торопится, и почерк от этого страдает.
Да, спешка почерк портит конечно. А не спешить в школе тоже не получается.
Женя, интересная статья. Я как вспомню ту ручку с пером и чернильницу... Как учились писать с нажимом. Я и сейчас шариковой ручкой пишу с нажимом. Видимо в памяти осталось все: как и где нажимать. А правописание сына до сих пор лежит на полке, как раритет. Полистаю, вспомню все обводы букв: маленький мой, сынуля после правописания домашних заданий вставал весь мокрый, вспотевший. Ведь столько энергии вкладывается в обучение и в то, чтобы обвести палочки и крючочки. Сама писать я до сих пор люблю, хотя одно время увлеклась клавиатурой, забыла про ручку, потом нужно было расписаться на документе — роспись корявая... Начала писать каждый вечер по маленькому тексту, чтобы восстановить почерк. Постоянная тренировка дает результаты красивого почерка. Без труда не выудишь рыбу из пруда — человеческий труд везде.
Евгения, спасибо!:) Как всегда, интересно и полезно. С салфеткой у нас «номер» не прошел, поэтому помогает контрольная точка и правильная осанка. Ну и занятия калиграфией (каждый элемент буквы отрабатывается до того момента, как начнет получаться).
Про резинку способ вызвал улыбку:))
Ох уж эти непослушные ручки! И шариковые, и детские) Но терпение и труд все перетрут. А способ с резинкой нам с Артемом пришелся по душе, прикольный)
«А правильно это как? А это когда ручка лежит на УКАЗАТЕЛЬНОМ пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге».
В текст закралась ошибка, ведь лежать ручка должна на среднем пальце.
Спасибо автору за интересную статью!
У меня САМЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛИ В МИРЕ!!!!!!! Спасибо, Екатерина! Действительно ошибка закралась. Уже исправила.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли переучивать ребенка 9 лет правильно держать ручку. Сейчас привык держать неправильно, пишет, когда не торопится, аккуратно. Если прошу взять, как нужно, начинаются каракули, как у первоклассника.
Ручка не должна болтаться посередине, она должна упираться в верхнюю часть указательного пальца
спасибо
Моего ребёнка учитель ругает за мелкий почерк в четвёртом классе и сказала будет ставить двойки,хотя почерк красивый,что мне делать?
Здравствуйте, Наргиза! Думаю, тут два варианта. Если учитель ругает именно за то, что почерк мелкий, значит он действительно мелкий. Может поговорить с ребенком и попросить его писать чуть крупнее? Тогда проблема будет решена. Мне кажется, что в 4-м классе ребенок уже довольно уверенно управляет мелкими движениями своей кисти и чуть увеличить красивые буковки не будет проблемой. Если писать крупнее ну никак не получается, то тогда стоит разговаривать уже с учителем. Объяснять ему, что вы не из вредности не пишете крупнее, а просто потому, что не получается. Пусть она посоветует, как быть, даст рекомендации, наставления, упражнения... Если же учитель на контакт не пойдет, и проблема не решится, то стоит подключить к ситуации зауча, который курирует начальные классы, а может даже и директора школы.
приветик
Благодарю за столь понятные упражнения, попробовать хочу пинцет и резиночку. Скажите, вот сыну 9 лет, давно пытаюсь научить правильно держать, и ладе на каллиграфию водила, он все равно держит большим пальцем вперёд и медленно пишет. Есть ли шансы?
Интересная статья, много полезного для себя вынесла. Особенно понравилось про каллиграфические упражнения, не знала, что такое влияние на красоту почерка оказывают. Попробую применить эти методы, чтобы помочь детям улучшить их письмо. Думаю, им будет весело учиться писать красивее, особенно с новыми интересными способами.
Спасибо за статью,очень интересно. Подскажите как заниматься с леворуким ребенком?
И еще как можно мотивировать ребёнка — 9 лет пишет ужасно, на все говорит нет не хочу и так сойдёт