Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы правополушарного развития предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.
Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким правополушарным представителем.
Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.
Как всё началось?
Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.
Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.
И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.
О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.
Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.
Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…
В чём суть?
Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»
А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.
Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.
При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.
Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.
При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.
Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.
А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.
Кому подходит?
Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!
- Так, детсадовским деткам техника правополушарного рисования позволяет выражаться через рисунки, чего они ещё не могут сделать через слово и дело. С помощью неё можно расширить кругозор и проявить интерес к новому и красивому.
- Для школьников, у которых напряжённая учёба отнимает много сил, такая методика позволяет стать чуточку поспокойнее, пострессоустойчивее и посговорчивее.
- Подростки через правополушарное изобразительное творчество обретают видение многовариантности решений, учатся управлять эмоциями и находить творческие пути при решении возникающих у них уже серьёзных жизненных задач.
- Взрослые в первую очередь на занятиях правополушарным рисованием исполняют свою казавшуюся неисполнимой мечту красиво рисовать, приступая к этому процессу «с нуля».
- Нередко на занятия для начинающих приходят целые семейные пары, что несомненно радует. Ведь общее хобби всегда сближает. Родители, что решаются овладеть новыми навыками вместе с детьми, становятся настоящими примерами и кумирами своих маленьких отпрысков, привыкших их видеть чаще около кухонной плиты либо перед экраном телевизора, нежели за интересным занятием.
Так что, даже если Вы ежедневно оперируете на работе исключительно сухими цифрами либо юридическими терминами, даже если Вы не намерены в будущем прославиться на творческом поприще и стать известным в кругу художников, развитие правополушарного таланта при помощи рисования сможет открыть Вам окошко в мир яркий, неповторимый и насыщенный. А это того стоит! Не верите? Тогда, может, нужно попробовать? А потом поделиться с нами своими шедеврами!
Приятного вам творчества!
«ШколаЛа»
Очень хочу так попробовать!
Я рисовала, но никогда не могла свободно выразить свои ощущения...
Всю жизнь пытаюсь научиться рисовать, но это явно не мое. Хотя, может быть, лет через 50 я это дело все-таки освою ))
Интересная техника, нужно будет попробовать. В школе рисовал на твердую тройку, но теперь,когда рисуем с сыном, стал замечать, что не все так плохо и если бы родители, не пустили бы все на самотек, может быть и вышел из меня толк, так как я очень либил рисование.