Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Развитие фонематического слуха у детей. Шесть шагов к успеху

Автор:
Рубрика: Развивашки

Здравствуйте, мои любимые читатели! Слышали, наверное, такую поговорку «Каша во рту»? Согласна, не всем быть ораторами и в совершенстве владеть этим искусством. Но что уж вот совсем «дело – труба», если не дано чисто и красиво говорить, с детства прослыв косноязычным? Ведь уметь правильно слышать, различать и повторять звуки нашей родной речи – одно из основных условий успехов в начальной школе.

Потому предлагаю сегодня пообщаться про развитие фонематического слуха и попробую объяснить, зачем это вообще нужно и как помочь поставить речь у детей при помощи специальных упражнений.

Из чего складывается фонематический слух и можно ли без него?

 

Если я вам скажу, что фонематический слух – это речевой, то сразу станет понятно, зачем он нам нужен — для того чтобы правильно слышать, что нам говорят и внятно отвечать в ответ. При помощи этого умения мы различаем разные по звучанию звуки, которые складываются в слова, а те – в предложения. От того, как мы услышим сказанное, зависит напрямую наша грамотность. От того, как мы можем повторять звуки, зависит наше умение читать.

Как понять, что у ребёнка с фонематическим слухом всё в порядке? Вы можете порадоваться за своё чадо, если:

  • малыш уже в раннем возрасте не только слышит определённые звуки, но и уверенно их называет,
  • ребёнок различает слова, которые звучат практически одинаково, но смысл в них заложен разный.

Уже к четырём годам можно насторожиться о несовершенстве речевой способности вот по этим признакам:

  • малыш с затруднением произносит сложные слова из двух и более слогов,
  • ребёнок с завидным постоянством пропускает слоги либо заменяет звуки в словах.

При правильном произношении окружающих такие затруднения у ребёнка обычно проходят, лишь в числе запоздалых остаются у многих камни преткновения  — «р» и «л», которые оттачиваются логопедами до пятилетнего возраста. К этому моменту уже должно произноситься всё «на ура».

 

Ещё у логопедов есть такой профессиональный приём для пятилеток: ребёнку небыстро говорят скороговорку, а он должен её повторить. Не получается? Значит, над фонематическим слухом придётся ещё поработать.

Что будет, если не обращать внимания на имеющиеся пробелы в фонематическом умении?

  1. В первую очередь, выработается устойчивое речевое отклонение от нормы по причине неправильного восприятия и произнесения, что является прямой дорожкой к неуспеваемости в школе. Будущий школьник не сможет на уроках русского языка делить слова на слоги и находить орфограммы. Даже грамотно записать слово ему будет сложно, ведь он слышит совсем не то, что ему сказали на самом деле.
  2. Во-вторых, на уроке чтения учитель (да и сам отстающий ученик) не сможет понять, что школьник в результате прочитал, так как буквы пропускаются-заменяются-путаются, причём как само собой разумеющееся.
  3. В-третьих, живая речь с пробелами станет барьером для общения младшего школьника, что приведёт уже к психологическим проблемам.

Так можно ли обойтись без фонематического слуха? Конечно же нет! Потому-то ещё с детсадовского возраста у будущих младших школьников педагоги стараются формировать речевые навыки, обучая их распознаванию речи и пользованию ею правильно.

Шесть шагов к успеху

 

Как и любой другой навык, фонематический слух помогают усовершенствовать тренировки, упорные и настойчивые, но плодотворные. Логопедическая методика предполагает шесть основных этапов, пройдя через которые можно сгладить речевые пробелы.

  1. Сначала закладываем основу – узнаём звуки, которые исходят от различных предметов. Их педагоги называют неречевыми звуками. Это так называемый фундамент, на котором будет строиться наш фонематический дом. Что нужно делать? Да просто поиграть в игру — угадайку. Ищем звуки в бытовой жизни и предлагаем отгадать, кто это или что это. Подойдёт всё, что мяукает, шипит, звенит, шуршит и льётся. В общем, из всего извлекаем звуки и пытаемся их определить. На этом этапе также хороши жмурки и ритмические хлопки, повторяемые ребёнком за взрослыми.
  2. Затем подключаем живую речь в разных вариациях тембра, высоты и силы звучания. На этой стадии обучения нужно показать разницу в звуках. Сделать это можно на примере сказок. Если читать с выражением, тогда разными голосами «заговорят» сказочные персонажи: мышка тихонько запищит, лев громко зарычит, а кошка будет ласково убаюкивать.
  3. Далее тренируемся отличать между собой те слова, которые очень похожи друг на дружку по звуковому звучанию. Этот серьёзный этап представляет собой большую нагрузку для детского мозга. Ребёнку придётся различать между коровой и боровой, козой и косой, чашкой и кашкой. Хорошо для тренировки подойдут картинки с изображениями, которые вы будете специально неправильно называть.
  4. На следующем этапе пробуем разделять слова на слоги. Делить слова можно при помощи хлопков в ладошки и выделяя слоги интонацией. Так у вас появятся «ба-буш-ки» и «со-ба-ки», «кон-фе-ты» и «кро-ват-ки». Ещё одной эффективной тренировкой станет так называемая игра «выйди вон», когда в цепочке аналогичных звуков вдруг появляется лишний сосед, его-то и должен услышать и назвать ребёнок и вовремя хлопнуть в ладошки.
  5. Продолжаем обучение, выделяя отдельные речевые звуки. Это так называемая передышка в тренировочном процессе, но не менее важная. Дети с этим этапом справляются «на ура». Воспроизводим звуки животных и природных явлений, потом ищем эти звуки в произносимых словах.
  6. На завершающей ступени осваиваем анализ и синтез слов. Вот тут придётся потрудиться, так как это сложное подведение итогов. Собираем все полученные знания и оттачиваем фонематическое мастерство. Что можно? Можно посчитать звуки в словах. Можно запустить потеряшку в слове, когда пропускается буква. Можно поискать звук в начале-середине-конце слова.

Ну как думаете, справитесь? Я уверена, что да.

 

Каждый денёк под вечерние разговоры минут по десять-пятнадцать и не успеете оглянуться, как речь ребёнка будет структурирована, можно в театральный кружок записываться. Да, кстати, разговор о том, в какую секцию вообще стоит записать ребенка мы вели вот здесь.

Успешной вам учебы в новом учебном году!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 4
  • Наталья
    11.10.2017 | 22:18

    Полезная статья. Я только начинаю интересоваться развитием речи. Моей доче скоро 2 года, но еще не разговаривает. Думаю пока рано переживать, еще год можно подождать. :)

  • Сэарнаюнн
    18.01.2024 | 10:54

    Ну вот, почитал статью про развитие фонематического слуха, интересно конечно, но мне кажется маловато примеров упражнений. Было бы здорово добавить больше конкретики, типа игр на разные возрасты, чтоб понять как именно можно применять советы на практике. И еще, может быть, включить советы для детей с особенностями развития, у меня ведь старший такой, ему бы пригодилось.

  • Bevekasha
    28.01.2024 | 16:17

    Классная статья, много полезного для меня как для родителя вынес. Особенно понравился пункт про чтение стихов и песен, не знал что это так важно для развития фонематического слуха. Будем теперь больше внимания этому уделять, спасибо за инфу!

  • Saelzhri
    03.02.2024 | 11:25

    Классная статья, много полезного узнал. Особенно поразило, как важен фонематический слух для обучения чтению. Всегда думал, что это приходит само собой, а тут вон оно как, надо развивать активно. Попробуем эти шаги на практике, спасибо за инфу!

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.