Здравствуйте, дорогие читатели! Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас такая семейная проблема как развитие детской самостоятельности, и достаточно ли ваш ребёнок инициативен в бытовых ситуациях и учебной деятельности? Эти понятия в последнее время стали объектом повышенного внимания педагогов при подготовке к школьной жизни уже в детских садах. От воспитателей действующие стандарты обучения требуют выпуска детей, готовых принимать решения в ситуациях, предполагающих выбор. Развитие детской инициативы и самостоятельности продолжается при обучении в школе.
Однако подготовка к самостоятельной жизни, передача опыта и выработка волевых качеств не может быть задачей исключительно для педагогов. Потрудиться придётся и нам, родителям. Только вот что именно мы можем сделать для этого, куда пойти: прямо, направо или налево – давайте обсудим.
План урока:
Что для детей в радость, то для родителей обуза? Сворачиваем с неправильного пути!
Дети понятие «самостоятельность» ассоциируют, прежде всего, со словом «сам», когда делают они всё без помощи взрослых, никто ими не командует и не подсказывает. Для них это «как захотел, так и сделал», и с этим не поспоришь. Именно свобода от внешнего влияния и принуждения, деятельность без привлечения посторонней помощи дают проявить внутреннее «я» ребёнка. Поэтому развитие такой черты – это прямая наша родительская обязанность, ключик к детскому успеху.
К сожалению, не все мамы и папы готовы поддерживать желание своих детей делать всё без взрослых. Не предоставлять свободу действий – выбор тех, кто не готов тратить своё время, ожидая результатов, а опережает действия детей и считает, что лучше выполнить самому, чем исправлять. Такая гиперопека делает в результате «своё тёмное дело» — ребёнок не готов думать над решением проблемы и на каждый шаг ждёт помощи от взрослых.
Совершено не подходит для воспитания самостоятельных и инициативных и действие по принципу «мал ещё», когда мнение ребёнка в семье не учитывается. Отсутствие права голоса приводит к тому, что дети действуют по чужому сценарию и в результате не несут ответственность за чужие мысли и поступки, одновременно закладывая чувство безнаказанности.
Ищем золотую середину и идём прямо!
Быть союзником и другом, поддерживая детские идеи, какими бы сумасшедшими они вам не казались, — это наиболее подходящий вариант. Вот что советуют педагоги:
- Не вмешиваться без надобности. Если вас не зовут на помощь, а молча и кропотливо пыхтят над заданием, не стоит стоять за спиной и контролировать процесс. Будет совсем туго — вас обязательно призовут на помощь, не переживайте.
- Помощь оказывать не единолично, а по принципу «Давай попробуем вместе».
- Избегать критических и грубых комплиментов. «Не так!», «Не видишь, как надо!», «Руки не из того места!» — все эти эпитеты оставьте за порогом дома, они вряд ли настроят на плодотворную работу, а вот потерять интерес к выполняемому заданию помогут.
- Не подавлять инициативу и не высмеивать детские идеи. У ребёнка свой незамыленный взгляд на простые вещи, которые в нашей жизни стали обыденными. Любую на первый взгляд сумасбродную мысль можно модифицировать и направить в нужное русло, причём результаты от её реализации могут быть самыми неожиданными.
- Выслушивать и прислушиваться к детскому мнению. Не стоит навязывать свою позицию в авторитарном режиме. Откуда возьмётся инициатива, если заведомо ваш ребёнок будет знать, что его слова не услышат, а действия будут пресечены? Спрашивайте своего школьника, что он думает и почему он так считает.
- Учить детей отстаивать свою точку зрения. В любом случае и независимо от возраста оппонента, особенно если он на 99,9% знает, что прав. Взрослые тоже могут ошибаться, нужно уметь признавать ошибки, пусть на них указывает и маленькое существо в разы младше вас. Согласие в своей неправоте основного примера для подражания – родителей – придаст уверенности ребёнку в его действиях и преумножит инициативность.
Что предлагает школа, и как ей помочь?
В отличие от бытовых ситуаций, где правила и рамки воспитания инициативности и самостоятельности устанавливаем мы, родители, современные требования к учебным заведениям в вопросах развития школьников заложены Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами). Направлены они на поддержку свободы действий в любых направлениях в процессе обучения в школе. Образовательный процесс и внеурочные занятия дают детям широкие возможности формирования личностных качеств.
Инициативный ученик отличается содержательностью своих интересов, и поддержка школы при участии детей в разных видах деятельности является приоритетом социального развития. Активный школьник может:
- организовать процесс и предложить интересное занятие другим детям;
- свободно общаться и включаться в разговоры на различные тематики;
- найти для себя занятие по душе.
Сегодня учебные заведения в качестве одного из способов единоличного творческого развития детей предлагают исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности учеников наиболее полно и применить их интересы разносторонне. Проектная деятельность строится не только на изучении материалов внутри школы, но и выходит далеко за её рамки.
Вы наверняка уже сталкивались с домашними заданиями по исследованию каких-либо явлений, природных или социальных, которые предполагают как теоретическое, так и практическое изучение. Причём проектную тему дети выбирают самостоятельно, что и закладывает шаги к пути самореализации и познавательной самостоятельности. Кстати, если вы еще не сталкивались с проектами и не знаете, что это вообще такое, то загляните сюда.
Вот здесь-то и важно правильное поведение нас, родителей, которое не должно сводиться к пассивному наблюдению из-за угла. Смотивируйте своего школьника участием в конкурсе, покажите работы других детей, заинтригуйте результатами и практическими опытами. Зачастую диву даёшься, какие исследовательские проекты семьи представляют на конкурсы: от опытов с кока-колой до выращивания цветов и размножения муравьёв. А смог бы ребёнок сделать это без помощи родителей? Конечно же, нет. Без должной поддержки замечательная идея ребёнка осталась бы на уровне фантазии.
В заключении хочется пожелать вам, мамы и папы, терпения и выдержанности, ведь именно эти качества помогают нам растить из наших детей гениев. Делитесь своим опытом и рассказывайте, как вам удаётся тренировать самостоятельность и приумножать инициативность ваших школьников.
Удачи и воспитательных успехов!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Люблю, когда мои внуки проявляют самостоятельность. Правда, если последствия этой самостоятельности, не плачевны.
А если серьёзно, то родители часто ограничивают самостоятельность своих детей. Практически, во всех сферах жизни. Оберегают своё чадо, решают за него все проблемы, делают сами (не вместе, а именно сами) поделки для школы. Почему так происходит? Самому сделать быстрее и проще. И страхи. «Вдруг порежется, вдруг напортачит!»
А потом удивляются, что дети не приспособлены к жизни.
Родителям нужно позволить детям быть самостоятельными. Это трудно, по себе знаю. Нужно учиться этому.
Евгения, это так важно уметь дать ребенку быть самостоятельным, научить его быть самостоятельным, не пытаться все сделать за него — это и есть мудрость воспитания!
Это важно, но это бывает очень трудно. От родителей многое здесь зависит.
Пытаюсь дать сыну больше самостоятельности, иногда говорю что сама что делать не могу, пусть сам сделает. Так например сын сам научился кашу в мультиварке варить — занятие не сложное, я за всем слежу, зато сколько гордости у него когда он папе хвастает что сегодня сам готовил!
Правильно делаете, Надя. Потом сами себе за это спасибо скажете)
Ну вот, теперь осталось только детей убедить, что инициатива это круто) А то они както больше верят в «лучше мама сделает, быстрее будет» :)
Классная статья, много полезного узнала про развитие самостоятельности у детей. Особенно удивила идея давать ребенку право выбора, даже в мелочах. Поняла, что это важно для их уверенности и развития ответственности. Буду пробовать такие подходы дома, интересно, как пойдет.