Здравствуйте, дорогие друзья! На связи Евгения Климкович!
Нашим любимым детям нередко приходится слышать в свой адрес: «У тебя в одно ухо влетело, а из другого вылетело! Чем ты слушал?» Учителя ругаются, родители злятся. Только вот ребенок тут не причем. Это все слуховая память виновата. Это она не может ловушку для слов между ушами поставить. Чтобы слово в ухо влетало, а потом раз и в ловушку, и в голове оставалось.
И это, несомненно, мешает учебе. Ведь более 70% информации в школе ученик воспринимает именно на слух. Поэтому развитие слуховой памяти у младших школьников – дело нужное и важное. К счастью, существуют специальные интересные упражнения, которые помогут научиться не просто слушать, но и слышать. Да еще и запоминать услышанное.
План урока:
«Снежный ком»
Это упражнение знакомо многим. Но наверняка не всем. Поэтому немного о нем расскажу.
Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.
Я говорю: «У меня в чемодане купальник»
Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»
Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»
Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»
И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить. Очень полезная забава.
Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп», при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или «открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией ограничивается.
«Художник — иллюстратор»
Чем отличается обычный рисунок от иллюстрации? Когда художник рисует рисунок, то он ничем не ограничен, что хочет, то и рисует. А если это художник-иллюстратор, то он ограничен содержанием рассказа, сказки или другого литературного произведения. Иллюстрация должна передавать смысл того, о чем написано в книге.
Для упражнения потребуются:
- Картинка – раскраска.
- Цветные карандаши.
- Заранее подготовленный небольшой рассказик, соответствующий картинке из пункта 1.
Порядок действий:
- Отдайте ребенку картинку.
- Попросите его внимательно послушать рассказ, который вы прочитаете.
- С выражением прочитайте рассказ.
- Дайте цветные карандаши и просите раскрасить картинку в соответствии с тем, о чем говорилось в рассказе.
- Проверьте правильность выполнения задания.
Вроде понятно объяснила, да? Картинки выбирайте любые, сначала не слишком замороченные, а потом уже и посложнее можно. Тексты составьте самостоятельно, опираясь на вашу картинку. Это упражнение тренирует еще и внимательность.
«Планета роботов»
Еще одно упражнение на рисование.
Вам потребуется:
- Лист бумаги.
- Карандаш.
- Заранее подготовленный текст.
Текст может быть вот таким.
Наш космический корабль благополучно добрался до планеты роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску. Вместо рук и ног — пружины.
Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством, а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.
Третий робот был самым красивым. У него было небольшое овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у трактора. А руки напоминали два полукруга.
Порядок действий:
- Попросите своего юного школьника внимательно прослушать текст.
- Прочитайте текст.
- Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.
- Попросите нарисовать второго робота.
- Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения задания.
Это упражнение можно усложнить, если попросить нарисовать не одного робота, а двух. Можно добавить в описание цвета. То есть глаза будут не просто квадратными, а еще и красными, а туловище прямоугольным и синим.
«Ловец слов»
Не путать с «ловцом снов»)
Вам потребуется:
- Заранее подготовленная история.
Давайте сразу к примеру.
В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и запомнить) все слова, которые обозначают мебель.
Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол.
Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.
Порядок действий:
- Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова, которые обозначают мебель.
- Читаете текст.
- Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.
Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.
«Стоп сигнал»
«Зачем зайцу стоп-сигнал?» Слышали такую поговорку? Зайцу он может быть и не нужен, а нам очень даже пригодится! В этом упражнении.
Смысл его в том, что вы читаете отрывок из какого-нибудь рассказа или сказки, не знакомых ребенку. И когда он услышит стоп-сигнал, то должен вас остановить.
Что еще за стоп-сигнал? Это одно из предложений текста. Его нужно сообщить ребенку еще до того, как вы начнете читать. Например, для текста про мебель, который вы видели чуть выше, стоп-сигналом может быть предложение «Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках».
Только читайте с выражением, не обращая внимания на какой-то там сигнал. Не выделяйте его паузой или интонационно. Если и ребенок заслушается и не обратит на него внимания, то читайте до конца. А потом попросите его вспомнить, что было за задание, и попробуйте снова.
Ну как вам упражнения? По-моему, супер! Интересные, простые и в тоже время действенные. Много времени они не занимают, но зато требуют регулярности. Но ведь ради счастья дочки или сыночка не сложно найти 15 – 20 минут в день для занятий?
Развивая слуховую память, не забудьте о памяти зрительной, она тоже нуждается в вашем внимании. А еще было бы неплохо научиться своей памятью пользоваться. Научиться искусству запоминания.
Небольшое дополнение к видюшке. Эта проверка больше подойдет для родителей, для взрослых людей. Принцип проверки памяти у детей тот же. Только будет достаточно 10 слов, состоящих из одного – двух слогов. Если удастся вспомнить 6 – 7 из них, то память на высоком уровне.
На сегодня все! Занимайтесь, развивайтесь и будьте счастливы!
Буду ждать ваших комментариев и новых интересных встреч на страницах блога!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Очень полезные упражнения. Уже знаю куда применить стоп-сигнал. Я часто читаю книги вслух, теперь буду добавлять в них стоп-сигналы :)
Ну вот, я же говорю) Это зайцам они не нужны! А нам пригодятся)
Очень полезные упражнения! У детей пока не было проблем с памятью, но даже в качестве профилактики поделать такие упражнения очень даже здорово.
Здравствуйте, Татьяна! Здорово, когда память не подводит. Не все могут этим похвастаться)
Честно, прочитал и как будто в тумане. Много терминов и методик, похоже что важно, но не уловил суть. Может кто в двух словах объяснить, как это поможет моему ребенку лучше запоминать? Надо бы попробовать, но хотелось бы понять попроще.